Методология налогового учта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование включающая в себя изучение литературных источников по налогообложению в Российской Федерации, а так же изучение нормативных и законодательных актов по налогу на добавленную стоимость;
- сравнить бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость;
- проанализировать методику учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС №22 по РБ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании бюджета Российской Федерации
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную стоимость
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость
1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля
Глава 2. Бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.1 Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость
2.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.3 Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость
Глава 3. Методика учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ № 22 по РБ
3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
3.3 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" в 2008 году
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Методология налогового учёта.docx

— 114.83 Кб (Скачать файл)

При установлении расхождений  при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется "Акт об установленном  расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (форма № ТОРГ-2) для  отечественных товаров и "Акт  об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке  импортных товаров" (форма №  ТОРГ-3) для импортированных товаров.

Если в результате хранения на складе предприятия по тем или  иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства, и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма № ТОРГ-16).

Основным документом, позволяющим  контролировать движение товарно-материальных ценностей и остатков товаров  на предприятиях, а также одновременно следить за наличием и правильностью  оформления первичных оправдательных документов, является товарный отчет (форма  № ТОРГ-29 "Товарный отчет").

При реализации товаров оптом  выписывается "Товарная накладная" (форма № ТОРГ-12), которая составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр  остается в организации, сдающей  товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания (и отражения  в товарном отчете). Второй экземпляр  передается сторонней организации-покупателю и является для нее основанием для оприходования товаров.

В том случае, когда отгружаемая  партия товара упаковывается в контейнеры, ящики и тому подобное и передается для дальнейшей транспортировки  представителю покупателя или организации-перевозчику, к товарной накладной прилагается "Спецификация" (форма № ТОРГ-10).

Как уже отмечалось, товары, как и другие материально-производственные запасы, отражаются в учете по фактической  себестоимости. Однако согласно пункту 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие розничную торговую деятельность, могут  оценивать приобретенные для  продажи товары по продажной стоимости  с отдельным учетом торговых наценок.

Кроме того, для таких  организаций (причем, осуществляющих как  оптовую, так и розничную торговлю) предусмотрена возможность затраты  по заготовке и доставке товаров  до складов (баз), производимые до момента  их передачи в продажу, включать в  состав расходов на продажу, а не в  фактическую себестоимость этих товаров. В учете такая операция будет отражена проводкой:

-  Дебет 44 Кредит 26, 60 (доставка осуществлена собственным транспортом или сторонней организацией)-отнесены на издержки обращения (расходы на продажу) расходы по доставке товаров на склад организации.

Выбранный способ оценки товаров  и учета расходов по доставке должен быть обязательно зафиксирован в  учетной политике для целей налогообложения.

В зависимости от выбранного способа отражение в бухгалтерском  учете стоимости приобретенных  товаров на счете 41 "Товары" должно осуществляться по покупным или продажным  ценам. В последнем случае будет  также применяться счет 42 "Торговая наценка".

Величина торговой наценки  регулируется организацией самостоятельно, исходя из средней суммы издержек обращения (выбранных, к примеру, за какой-либо определенный период), уровня рентабельности и, конечно же, рыночных (конкурентных) цен на аналогичные  товары. Причем наценка может устанавливаться  как в целом по организации (как  правило, при незначительном ассортименте товаров), так и в разрезе отдельных  видов или групп товаров (продуктов).

Различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную  стоимость представлены в приложении 6.

Пример 6.

ООО "Перспектива" помимо своей основной (производственной) деятельности осуществляет розничную  торговлю покупными товарами. В этих целях оно приобрело товары для  перепродажи у оптовой торговой организации на сумму 118 000 руб. (включая  НДС 18% - 18 000 рублей).

Согласно учетной политике для целей бухучета оприходования  товаров в организации производится по продажным ценам. На все товары устанавливается единая торговая наценка  в размере 50 процентов, которая включает также налог на добавленную стоимость.

В учете ООО "Перспектива" данные операции следует отразить так:

-  Дебет 41 Кредит 60-100 000 руб. (118 000 - 18 000) - оприходованы товары, полученные от поставщика (без учета налога на добавленную стоимость);

-  Дебет 19 Кредит 60-18 000 руб. - отражен в учете налога на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщику за товары;

-  Дебет 41 Кредит 42-50 000 руб. (100 000 руб. * 50%) - начислена торговая наценка на полученные товары;

-  Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" Кредит 19-18 000 руб. - принят к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику за товары;

-  Дебет 60 Кредит 51-118 000 руб. - произведена оплата поставщику за товары.

Списание стоимости выбывших (в том числе реализованных  товаров) производится такими же методами, как и для прочих материально-производственных запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Методика учета налога на добавленную стоимость на примере Мри ФНС №22 по РБ

3.1 Анализ поступления  налогов в федеральный бюджет  на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ

Главной задачей федеральной  налоговой службы Российской Федерации  является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав России.

В связи с выполнением  указанной работы налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы  по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также пояснения и  документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Эти документы являются основой  для проведения налоговыми органами документальных и камеральных проверок.

При этом налоговая проверка предприятий и организаций является основным способом контроля государства  за деятельностью налогоплательщиков. В настоящее время формы и  порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован главой 14 "Налоговый контроль" Налоговым  кодексом Российской Федерации.

Основываясь на данных Инспекции  ФНС РФ по Давлекановскому району г. Давлеканово можно сделать выводы о существующей практики взимания налога на добавленную стоимость, выявить характерные проблемы развития действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость.

Характерной особенностью Давлекановского района г. Давлеканово является наличие в районе большого количества предприятий, крупных налогоплательщиков. Налоговые поступления, взимаемые ИФНС, составляют около 9 % всех поступлений в бюджете г. Давлеканово и около 7 % в бюджете Республики Башкортостан. Также нельзя недооценивать и значение малого и среднего бизнеса района, а главное – предприятий торговли. Еще одной особенностью района является наличие в нем подавляющего числа строительно-монтажных управлений и трестов, то есть предприятий строительной сферы, неплатежи в которой, способствуют увеличению недоимки по налогам.

Основными методами налогового контроля является проведение камеральных  и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без  выхода на предприятие. При этом целью  камеральной проверки является:

-  непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.

При этом, проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый инспектор, принимающий отчет может составить акт и наложить финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях нестабильного и очень усложненного законодательства.

-  ведение карточек лицевых счетов предприятия-налогоплательщика.

Учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому  налогоплательщику ведется на карточках  лицевых счетов по форме № 6. Таким  образом, после принятия декларации по налогу на добавленную стоимость  отчет передается в отдел учета, где происходит начисление налога. Одним из значительных этапов проведения налоговыми органами контроля за взиманием налога на добавленную стоимость является проведение документальных проверок предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации документальные проверки предприятий и организаций  проводятся не чаще одного раза в год  по одним и тем же налогам за один и тот же проверяемый период. Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами  работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми  по каждому участку работы. При  необходимости проводятся внеплановые  документальные, а также специальные  тематические проверки предприятий. Однако более глубокие выводы о структуре  налогоплательщиков района можно сделать, просмотрев поступление некоторых  налогов в федеральный бюджет за 2007 и 2008 года.

Таблица 1 Суммы поступления  налогов в Федеральный бюджет (тыс. рублей)

Отдельные виды налогов

Суммы поступления налогов  в ФБ (тыс. руб.)

2007 год.

2008 год.

Изменения +/-

1. Налог на прибыль

4170

5093

+923

2. Единый социальный налог

216731

82620

-134114

3. Налог на добавленную  стоимость

3589

14474

+10885

4. Акцизы

18

18

0

5. Налог на добычу полезных  ископаемых

154

74

-80

6. Водный налог

1856

1453

-403


 

Данные таблицы 1 показывают, что сумма налога на добавленную  стоимость увеличилась на 10885 тыс. рублей в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Это свидетельствует об увеличении выплат в бюджет налога на добавленную  стоимость и увеличение дохода у различных предприятии.

Наибольший удельный вес  поступлений по налога на добавленную стоимость обеспечивают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности.

В 2007 году было низкое поступление  налога на добавленную стоимость, что  свидетельствует о не предоставлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и к  ним налоговые органы предъявляют  санкции в виде приостановления  операций по расчетным (текущим) счетам в банках. Однако большинство этих предприятий не ведут финансово-хозяйственной  деятельности и подлежат закрытию.

Налогоплательщики обязаны  своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и другие обязательные платежи. При этом со срочностью уплаты налоговых  платежей тесно связано понятие  недоимки, которая представляет собой  сумму налога, не внесенную в бюджет или внебюджетный фонд по истечении  установленных сроков уплаты.

На увеличение налога на прибыль скорей всего повлияло в  первую очередь увеличение прибыли  от реализации. Сумма изменения составляет 923, что показывает не большое увеличение и расхождения в суммах за год.

Из таблицы видно, что  изменения по акцизам не произошло, это свидетельствует о стабильности поступления налога в бюджет.

У остальных налогов, таких, как водный, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог  произошли заметные изменения. Это  говорит о том что происходит сокрытие налогов, которые должны поступать в федеральный бюджет.

 

3.2 Налоговый учет налога  на добавленную стоимость на  примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года

ОАО "Нефтемаш" состоит  на учете в Налоговом органе с 2005 года, осуществляет разработку товаров  народного потребления, создание и  внедрение средств автоматики, измерительных  приборов, систем автоматизации для  быта, промышленности и сельского  хозяйства, оказание услуг по внедрению, монтажу наладке и ремонту  выпускаемой продукции, ремонт бытовой  техники, и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством  Российской Федерации.

В 2007 году ОАО "Нефтемаш" предоставлял отчеты по налогу на добавленную стоимость ежемесячно, с 2008 года перешло на ежеквартальное предоставление отчетности по налогу на добавленную стоимость.

Моментом определения  налоговой базы по налогу на добавленную  стоимость является наиболее раняя из дат: день отгрузки или день оплаты (частичная оплата) в счет предстоящих поставок операций, подлежащих налогообложению и операции, освобождаемых от налогообложения. Ведется раздельный учет расходов, осуществляемых по операциям подлежащим налогообложению и не облагаемых налога на добавленную стоимость (все аспекты определения налоговой базы приведены в учетной политике организации).

Сумма налога, исчисленная  к уплате в бюджет за 2007 год составило.

Таблица 2 - Суммы налога подлежащие к уплате в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)

№ п/п

Месяц

Сумма налога уплаченная в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)

1

Январь

7350

2

Февраль

14698

3

Март

31981

4

Апрель

56884

5

Май

135704

6

Июнь

48926

7

Июль

43618

8

Август

80752

9

Сентябрь

57877

10

Октябрь

55461

11

Ноябрь

62868

12

Декабрь

76292

Общая сумма

672411

Информация о работе Методология налогового учта