Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:08, дипломная работа
Для достижения цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование включающая в себя изучение литературных источников по налогообложению в Российской Федерации, а так же изучение нормативных и законодательных актов по налогу на добавленную стоимость;
- сравнить бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость;
- проанализировать методику учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС №22 по РБ;
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании бюджета Российской Федерации
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную стоимость
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость
1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля
Глава 2. Бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.1 Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость
2.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.3 Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость
Глава 3. Методика учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ № 22 по РБ
3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
3.3 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" в 2008 году
Заключение
Список литературы
Приложения
При установлении расхождений
при приемке товарно-
Если в результате хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства, и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма № ТОРГ-16).
Основным документом, позволяющим контролировать движение товарно-материальных ценностей и остатков товаров на предприятиях, а также одновременно следить за наличием и правильностью оформления первичных оправдательных документов, является товарный отчет (форма № ТОРГ-29 "Товарный отчет").
При реализации товаров оптом
выписывается "Товарная накладная"
(форма № ТОРГ-12), которая составляется
в двух экземплярах. Первый экземпляр
остается в организации, сдающей
товарно-материальные ценности, и является
основанием для их списания (и отражения
в товарном отчете). Второй экземпляр
передается сторонней организации-
В том случае, когда отгружаемая партия товара упаковывается в контейнеры, ящики и тому подобное и передается для дальнейшей транспортировки представителю покупателя или организации-перевозчику, к товарной накладной прилагается "Спецификация" (форма № ТОРГ-10).
Как уже отмечалось, товары, как и другие материально-производственные запасы, отражаются в учете по фактической себестоимости. Однако согласно пункту 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие розничную торговую деятельность, могут оценивать приобретенные для продажи товары по продажной стоимости с отдельным учетом торговых наценок.
Кроме того, для таких
организаций (причем, осуществляющих как
оптовую, так и розничную торговлю)
предусмотрена возможность
- Дебет 44 Кредит 26, 60 (доставка осуществлена собственным транспортом или сторонней организацией)-отнесены на издержки обращения (расходы на продажу) расходы по доставке товаров на склад организации.
Выбранный способ оценки товаров и учета расходов по доставке должен быть обязательно зафиксирован в учетной политике для целей налогообложения.
В зависимости от выбранного
способа отражение в
Величина торговой наценки регулируется организацией самостоятельно, исходя из средней суммы издержек обращения (выбранных, к примеру, за какой-либо определенный период), уровня рентабельности и, конечно же, рыночных (конкурентных) цен на аналогичные товары. Причем наценка может устанавливаться как в целом по организации (как правило, при незначительном ассортименте товаров), так и в разрезе отдельных видов или групп товаров (продуктов).
Различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость представлены в приложении 6.
Пример 6.
ООО "Перспектива" помимо своей основной (производственной) деятельности осуществляет розничную торговлю покупными товарами. В этих целях оно приобрело товары для перепродажи у оптовой торговой организации на сумму 118 000 руб. (включая НДС 18% - 18 000 рублей).
Согласно учетной политике
для целей бухучета оприходования
товаров в организации
В учете ООО "Перспектива" данные операции следует отразить так:
- Дебет 41 Кредит 60-100 000 руб. (118 000 - 18 000) - оприходованы товары, полученные от поставщика (без учета налога на добавленную стоимость);
- Дебет 19 Кредит 60-18 000 руб. - отражен в учете налога на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщику за товары;
- Дебет 41 Кредит 42-50 000 руб. (100 000 руб. * 50%) - начислена торговая наценка на полученные товары;
- Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" Кредит 19-18 000 руб. - принят к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику за товары;
- Дебет 60 Кредит 51-118 000 руб. - произведена оплата поставщику за товары.
Списание стоимости выбывших (в том числе реализованных товаров) производится такими же методами, как и для прочих материально-производственных запасов.
Глава 3 Методика учета налога на добавленную стоимость на примере Мри ФНС №22 по РБ
3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
Главной задачей федеральной налоговой службы Российской Федерации является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав России.
В связи с выполнением указанной работы налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Эти документы являются основой для проведения налоговыми органами документальных и камеральных проверок.
При этом налоговая проверка
предприятий и организаций
Основываясь на данных Инспекции ФНС РФ по Давлекановскому району г. Давлеканово можно сделать выводы о существующей практики взимания налога на добавленную стоимость, выявить характерные проблемы развития действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость.
Характерной особенностью Давлекановского района г. Давлеканово является наличие в районе большого количества предприятий, крупных налогоплательщиков. Налоговые поступления, взимаемые ИФНС, составляют около 9 % всех поступлений в бюджете г. Давлеканово и около 7 % в бюджете Республики Башкортостан. Также нельзя недооценивать и значение малого и среднего бизнеса района, а главное – предприятий торговли. Еще одной особенностью района является наличие в нем подавляющего числа строительно-монтажных управлений и трестов, то есть предприятий строительной сферы, неплатежи в которой, способствуют увеличению недоимки по налогам.
Основными методами налогового контроля является проведение камеральных и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без выхода на предприятие. При этом целью камеральной проверки является:
- непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.
При этом, проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый инспектор, принимающий отчет может составить акт и наложить финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях нестабильного и очень усложненного законодательства.
- ведение карточек лицевых счетов предприятия-налогоплательщика.
Учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому налогоплательщику ведется на карточках лицевых счетов по форме № 6. Таким образом, после принятия декларации по налогу на добавленную стоимость отчет передается в отдел учета, где происходит начисление налога. Одним из значительных этапов проведения налоговыми органами контроля за взиманием налога на добавленную стоимость является проведение документальных проверок предприятий и организаций различных форм собственности.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации документальные проверки предприятий и организаций проводятся не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же проверяемый период. Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. При необходимости проводятся внеплановые документальные, а также специальные тематические проверки предприятий. Однако более глубокие выводы о структуре налогоплательщиков района можно сделать, просмотрев поступление некоторых налогов в федеральный бюджет за 2007 и 2008 года.
Таблица 1 Суммы поступления налогов в Федеральный бюджет (тыс. рублей)
Отдельные виды налогов |
Суммы поступления налогов в ФБ (тыс. руб.) | ||
2007 год. |
2008 год. |
Изменения +/- | |
1. Налог на прибыль |
4170 |
5093 |
+923 |
2. Единый социальный налог |
216731 |
82620 |
-134114 |
3. Налог на добавленную стоимость |
3589 |
14474 |
+10885 |
4. Акцизы |
18 |
18 |
0 |
5. Налог на добычу полезных ископаемых |
154 |
74 |
-80 |
6. Водный налог |
1856 |
1453 |
-403 |
Данные таблицы 1 показывают, что сумма налога на добавленную стоимость увеличилась на 10885 тыс. рублей в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Это свидетельствует об увеличении выплат в бюджет налога на добавленную стоимость и увеличение дохода у различных предприятии.
Наибольший удельный вес поступлений по налога на добавленную стоимость обеспечивают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности.
В 2007 году было низкое поступление налога на добавленную стоимость, что свидетельствует о не предоставлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и к ним налоговые органы предъявляют санкции в виде приостановления операций по расчетным (текущим) счетам в банках. Однако большинство этих предприятий не ведут финансово-хозяйственной деятельности и подлежат закрытию.
Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и другие обязательные платежи. При этом со срочностью уплаты налоговых платежей тесно связано понятие недоимки, которая представляет собой сумму налога, не внесенную в бюджет или внебюджетный фонд по истечении установленных сроков уплаты.
На увеличение налога на прибыль скорей всего повлияло в первую очередь увеличение прибыли от реализации. Сумма изменения составляет 923, что показывает не большое увеличение и расхождения в суммах за год.
Из таблицы видно, что
изменения по акцизам не произошло,
это свидетельствует о
У остальных налогов, таких, как водный, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог произошли заметные изменения. Это говорит о том что происходит сокрытие налогов, которые должны поступать в федеральный бюджет.
3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
ОАО "Нефтемаш" состоит на учете в Налоговом органе с 2005 года, осуществляет разработку товаров народного потребления, создание и внедрение средств автоматики, измерительных приборов, систем автоматизации для быта, промышленности и сельского хозяйства, оказание услуг по внедрению, монтажу наладке и ремонту выпускаемой продукции, ремонт бытовой техники, и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В 2007 году ОАО "Нефтемаш" предоставлял отчеты по налогу на добавленную стоимость ежемесячно, с 2008 года перешло на ежеквартальное предоставление отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее раняя из дат: день отгрузки или день оплаты (частичная оплата) в счет предстоящих поставок операций, подлежащих налогообложению и операции, освобождаемых от налогообложения. Ведется раздельный учет расходов, осуществляемых по операциям подлежащим налогообложению и не облагаемых налога на добавленную стоимость (все аспекты определения налоговой базы приведены в учетной политике организации).
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за 2007 год составило.
Таблица 2 - Суммы налога подлежащие к уплате в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)
№ п/п |
Месяц |
Сумма налога уплаченная в бюджет за 2007 год (тыс. рублей) |
1 |
Январь |
7350 |
2 |
Февраль |
14698 |
3 |
Март |
31981 |
4 |
Апрель |
56884 |
5 |
Май |
135704 |
6 |
Июнь |
48926 |
7 |
Июль |
43618 |
8 |
Август |
80752 |
9 |
Сентябрь |
57877 |
10 |
Октябрь |
55461 |
11 |
Ноябрь |
62868 |
12 |
Декабрь |
76292 |
Общая сумма |
672411 |