Методология налогового учта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование включающая в себя изучение литературных источников по налогообложению в Российской Федерации, а так же изучение нормативных и законодательных актов по налогу на добавленную стоимость;
- сравнить бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость;
- проанализировать методику учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС №22 по РБ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании бюджета Российской Федерации
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную стоимость
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость
1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля
Глава 2. Бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.1 Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость
2.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.3 Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость
Глава 3. Методика учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ № 22 по РБ
3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
3.3 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" в 2008 году
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Методология налогового учёта.docx

— 114.83 Кб (Скачать файл)

Если дата получения товара (работ, услуг) предшествует дате отгрузки (передачи) собственного товара:

-  Дебет 10 Кредит 60 - получен товар по счету поставщика без налога на добавленную стоимость;

-  Дебет 19 Кредит 60 - выделен налог на добавленную стоимость по счету поставщика на полученный товар.

После отгрузки собственного товара (работ, услуг) в обмен полученному  товару:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91) - отгружен товар, в том числе налог на добавленную стоимость;

-  Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС - отражена сумма налога на добавленную стоимость на отгруженный товар, подлежащая уплате в бюджет;

-  Дебет 60 Кредит 62 - отражено погашение задолженности перед поставщиком по товарообменной операции;

-  Дебет 68/НДС Кредит 19 - произведен вычет налога на добавленную стоимость по оплаченному и полученному встречному товару.

Рассмотрим исчисление налога на добавленную стоимость с процентов  по облигациям, векселям и по товарному  кредиту.

Согласно ст.162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая  база по реализации товаров определяется с учетом сумм, полученных в виде процента (дисконта) по полученным в  счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в  части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.162 Налогового кодекса Российской Федерации данное положение не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Налогового кодекса Российской Федерации не является территория Российской Федерации. При налогообложении данных сумм применяется налоговая ставка, предусмотренная п.4 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации.

В бухгалтерском учете  полученные проценты увеличивают прибыль  организации. Одновременно на сумму  исчисленного налога на добавленную стоимость делается проводка по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и дебету счета 90 учета налогооблагаемых доходов и расходов.

Дебет 51 Кредит 91-получена сумма  процентов по векселю (товарному  кредиту);

Дебет 91 Дебет 68/НДС - исчислена  сумма налога на добавленную стоимость.

При организации бухгалтерского учета предприятиями, получившими  право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, необходимо учитывать следующие моменты:

a) Выручка от реализации  товаров (работ, услуг) в период  освобождения отражается без  налога на добавленную стоимость:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91)- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость.

b) Если организация утрачивает  право на освобождение и обязана  уплачивать налог на общих  основаниях, начиная с 1-го числа  месяца, в котором имело место  такая утрата, то с момента, когда это было определено, организация обязана выставлять счета-фактуры с учетом начисленной суммы налога на добавленную стоимость и так же отражать выручку в бухгалтерском учете:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91) –отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе налог на добавленную стоимость;

-  Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС - сумма налога на добавленную стоимость с выручки, подлежащая уплате в бюджет.

Если до момента, когда  было определено, что организация  обязана выставлять счета-фактуры  с учетом начисленной суммы налога на добавленную стоимость, часть  счетов-фактур была выставлена без  учета налога, а обязанность по уплате налога за этот месяц возникла, то организация должна доначислить по указанным счетам-фактурам сумму налога на добавленную стоимость за счет собственных средств и отразить ее в бухгалтерском учете:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91) - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам;

-  Дебет 91 Кредит 68/НДС - начисленная сумма налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам без учета налога на добавленную стоимость по ставке 18% (10%).

Согласно п.5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации в  случае, если в период освобождения от обязанностей налогоплательщика, организация  все же выставила покупателю счета-фактуры  с выделением суммы налога, то указанная  в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), сумма налога подлежит уплате в бюджет.

Дебет 62 Кредит 90 (91) – получена выручка от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную  стоимость по выставленным счетам-фактурам;

Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС - начисленная  сумма налога на добавленную стоимость  по выставленным счетам-фактурам, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 08 Кредит 60 - приобретены  основные средства в период освобождения от обязанностей налогоплательщика  согласно счету-фактуре поставщика, в том числе налог на добавленную  стоимость.

2.2 Налоговый учет налога  на добавленную стоимость

Налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  Налоговым Кодексом.

В случае если в регистрах  бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой  базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить применяемые  регистры бухгалтерского учета дополнительными  реквизитами, формируя тем самым  регистры налогового учета, либо вести  самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в течение  отчетного (налогового) периода, а также  обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для  контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Складывается ситуация, при  которой для расчета налога на добавленную стоимость необходима информация как бухгалтерского учета (данные о полученных авансах, аналитические  данные по счету 19 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям"), так и налогового учета (данные о  дате реализации товаров (работ, услуг): "по отгрузке" или "по оплате").

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных  в соответствии с требованиями, без  распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета  ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном  виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров  налогового учета и порядок отражения  в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных  документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются  приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Налоговый учет налога на добавленную  стоимость базируется в основном на данных бухгалтерского учета. Поэтому  для налогового учета используются такие регистры бухгалтерского учета, как:

-  журналы-ордера по счетам "60", "62", "76", "90", "91", "94";

-  главная книга.

Регистрами налогового учета  можно назвать:

-  журналы полученных и выставленных счетов-фактур;

-  книги покупок и продаж.

Книга продаж содержит данные о начисленных суммах налога за каждый налоговый период в разрезе покупателей (заказчиков), стоимости товаров, (работ, услуг).

В книге продаж должны найти  отражение все объекты налогообложения, в частности, реализация товаров, (работ, услуг) по основной деятельности, прочая реализация, безвозмездная передача товаров, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Книга формируется либо по моменту отгрузки, либо по оплате, в  зависимости от учетной политики.

Записи в книге продаж производятся на основании счетов-фактур выставленных и (или) полученных за данный налоговый период.

Книга покупок содержит информацию о суммах налога, уплаченных поставщикам  на основании оприходованных счетов-фактур.

Также как и книга продаж, книга покупок формируется на основании данных бухгалтерского учета. Здесь учитываются данные, отраженные в журналах-ордерах 6 и 7.

При составлении книги  покупок должны учитываться все  требования, предъявляемые к отнесению  сумм налога к налоговому вычету в  соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Источником платежа налога на добавленную стоимость может  быть выручка, ее доля в виде авансового платежа, различные доходы (от реализации имущества, проценты по векселям, от сдачи  имущества в аренду) или сам  приобретенный налог (при импорте  товаров).

Таким образом, начисление налога на добавленную стоимость в налоговом  учете отражается с помощью одной  из следующих проводок:

-  дебет - 19, 62, 76, 90, 91 кредит 68 - начислен НДС.

Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму  начисленного налога при оформлении хозяйственных операций по реализации продукции и товаров, закупленных  для перепродажи, на величину уплаченного  налога поставщикам и подрядчикам  за материалы, товары, работы, услуги.

2.3 Особенности и различия  бухгалтерского и налогового  учета налога на добавленную  стоимость

Различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную  стоимость в настоящее время  очень велики и увидеть каждый процесс в отдельности достаточно очень сложно.

В первую очередь следует  отметить, что в налоговом учете  отсутствует метод оценки товаров  по продажным ценам. Поэтому организации, применяющие данный способ, должны вести двойной учет товаров: бухгалтерский - по продажным ценам и налоговый - по покупной стоимости.

Во-вторых, даже если в бухгалтерском  учете применяется способа оценки товаров по покупным ценам, для целей  налогообложения их стоимость определяется несколько иначе.

Так, в соответствии с  подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при  реализации товаров доходы уменьшаются  на их покупную стоимость. Согласно статье 320 Налогового кодекса Российской Федерации к прямым расходам при продаже товаров относятся (помимо цены, уплаченной поставщику) только суммы расходов на их доставку (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену приобретения данных товаров. Соответственно все остальные расходы, связанные с их приобретением, являются косвенными. Причем, обратите внимание, что транспортные расходы, только относятся к прямым, но при этом не включаются в стоимость товаров. Более подробно порядок их учета рассмотрен в разделе, посвященном расходам на продажу.

Исходя из сказанного, под  стоимостью приобретения товаров для  целей налогового учета следует  понимать только их контрактную (договорную) цену, расходы по доставке (транспортные) выделять отдельно в составе прямых затрат, а все прочие расходы необходимо учитывать в составе косвенных  расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, при перепродаже  товаров предприятия должны вести  двойной учет формирования их стоимости. Бухгалтерский - по продажным либо покупным ценам, включающим в себя все затраты, связанные с приобретением этих товаров, и налоговый - по покупным ценам, представляющим из себя только сумму расходов, уплаченную поставщику, без учета налога на добавленную стоимость.

Так же как и для прочих материально-производственных запасов, методы списания товаров в бухгалтерском  учете и для целей налогообложения  совпадают.

Следует иметь в виду, что общий порядок оценки и  оприходования товаров совпадает  со всеми другими материально  производственными запасами. Существенных отличий в бухгалтерском учете  два:

-  для учета товаров принята собственная первичная документация;

-  возможен вариант учета товаров по продажным ценам с добавлением торговой наценки;

Единые унифицированные  документы для торговых операций утверждены постановлением Госкомстата  РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету торговых операций".

Для оформления приемки товаров  по качеству, количеству, массе и  комплектности применяется "Акт  о приемке товаров" (форма №  ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией предприятия-получателя, назначенной приказом или распоряжением  руководителя этого предприятия. При  этом приемка товара проводится по фактическому наличию. При обнаружении  недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки), покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с  другим однородным товаром и вызвать  представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего  акта.

Информация о работе Методология налогового учта