Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:39, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов налога на недвижимость, а также рассмотрение направлений совершенствования налога на недвижимость.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
изучить сущность и назначение налога на недвижимость на основании законодательства Республики Беларусь;
рассмотреть применение налога на недвижимость в зарубежной практике;
рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие взимание
налога на недвижимость;
- по акцизам – отменить «авансовые» платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.
4) Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет:
- расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. При этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, предлагается ограничить возможность применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли;
- предоставления плательщикам
права принимать без
чету «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. Также предлагается предоставить плательщикам право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в настоящее время – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций) [14].
Что касается налога на недвижимость, то с 2011 г. Кодексом определен порядок уплаты налога на недвижимость при заключении договоров доверительного управления имуществом: по зданиям и сооружениям, переданным в доверительное управление и (или) приобретенным в процессе доверительного управления, плательщиком признается вверитель. При этом остаточная стоимость зданий и сооружений, переданных в доверительное управление и (или) приобретенных в процессе доверительного управления, определяется вверителем самостоятельно в соответствии с законодательством, в том числе с учетом амортизации.
Не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, приобретенные за счет средств или полученные в виде международной технической помощи, на срок их использования в целях непосредственного осуществления такой помощи.
Освобождение от налога:
- внесена норма, уточняющая, что организации, арендующие у физических лиц здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищно-
го фонда, вправе использовать льготу по таким зданиям и сооружениям;
- уточнена льгота по налогу на недвижимость: налогом на недвижимость не облагаются автомобильные дороги общего пользования, а также расположенные на них объекты дорожного сервиса;
- включена новая льгота по налогу на недвижимость, а именно: от налога на недвижимость освобождаются здания и сооружения организаций потребительской кооперации, относящиеся к объектам торговли и общественного питания и расположенные в сельской местности. Ранее льготы по налогу на недвижимость для таких объектов предоставлялись местными Советами депутатов;
- бюджетные организации
не являются плательщиками нало
В статью 188 Кодекса внесены нормы, которые в 2010 г. регулировались Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения». Так, с 2011 г. право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость, но не более чем в два раза, отдельным категориям плательщиков предоставлено Кодексом.
Организации представляют налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость на текущий год не позднее 20 января. Вместе с тем в соответствии с порядком оценки, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 187, некоторые показатели, необходимые для проведения такой оценки, доводятся компетентными органами позднее указанной даты.
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
Существующая методика налогообложения недвижимости сводит к минимуму возможность накопления предприятиями, особенно убыточными, собственного инвестиционного капитала, необходимого для расширенного воспроизводственного цикла, что сдерживает темпы создания и развития новых наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств. Данное обстоятельство объясняется фактом негативного влияния налога на недвижимость на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Подобная проблема особенно актуальна для фондоемких отраслей экономики, поэтому необходимо рекомендовать применение системы гибких ставок, которая будет учитывать достаточность прибыли организации для погашения обязательств перед бюджетом по налогу на недвижимость, стимулировать предприятия накапливать собственный инвестиционный капитал и направлять его на расширенное воспроизводство, что в итоге послужит одним из факторов выхода из состояния убыточности предприятий.
Возможность использования нового порядка налогообложения недвижимости целесообразно применять в отношении не только неубыточных предприятий, но и убыточных предприятий при соблюдении определенных условий. Для убыточных предприятий представляется целесообразным предложить применение льготного порядка налогообложения недвижимости, который заключается в предоставлении права убыточному субъекту хозяйствования применять минимальную ставку по налогу на недвижимость (0,1) в течение одного календарного года. При этом должно быть выполнено следующее условие: в течение отчетного года, в котором предоставлена подобная льгота, предприятие должно выйти из-за черты убыточности, достигнув такого показателя валовой прибыли, при котором коэффициент достигнет нормативного значения, установленного для каждой отрасли экономики в отдельности.
Если по истечении отчетного года убыточное предприятие, пользуясь льготой по налогу на недвижимость и направляя высвобождаемые денежные средства на развитие собственного производства, не выполнило предусмотренное условие, то со следующего отчетного года такое предприятие утрачивает право пользоваться подобной льготой и может претендовать на льготное налогообложение недвижимости только через год. В этом случае убыточные предприятия будут обязаны перейти на исчисление налога на недвижимость по максимальной ставке (1%), что также предполагается применять и в отношении объектов незавершенного строительства. Данная мера будет способствовать более целесообразному использованию льгот, предоставляемых государством субъектам хозяйствования, и повысит эффективность мероприятий по государственной поддержке убыточных предприятий, стимулируя их заинтересованность выйти из-за черты убыточности и обеспечивать собственную финансовую устойчивость.
По мнению Д.А. Панкова, доктора экономических наук, новая методика позволит обеспечить выполнение не только фискальной функции налога на недвижимость, но и стимулирующей, что особенно актуально в условиях оздоровления существующей экономической структуры, прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения убыточных предприятий [9].
3.2 Рекомендации
по совершенствованию
Для снижения налогового бремени, финансовым работникам необходимо осуществлять рациональную организацию процесса выпуска и продаж продукции, использовать предоставляемые государством налоговые льготы и другие управленческие решения в рамках действующих законов. Это возможно при осуществлении налогового планирования. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Целями налогового планирования являются: оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы [8].
В современных условиях общую сумму налогов, ежегодно уплачиваемых организациями за счет прибыли отчетного периода (за исключением местных налогов и сборов), при действующей ставке налога на недвижимость (1 %) и ставке налога на прибыль (24 %) можно представить с помощью формулы:
где НН - налог на недвижимость;
НП - налог на прибыль;
ПО - прибыль отчетного периода;
ОС - остаточная стоимость зданий и сооружений и стоимость зданий и сооружений, не завершенных строительством, подлежащая обложению налогом на недвижимость.
Из формулы 3.1 следует, что изменение величины налоговых поступлений в бюджет, уплачиваемых из прибыли организации, прямо пропорционально изменению прибыли отчетного периода и остаточной стоимости зданий и сооружений. Располагая величиной начисленных общереспубликанских налоговых платежей, взимаемых из прибыли, с помощью формулы 3.2 можно рассчитать, какой размер прибыли останется в распоряжении субъекта хозяйствования после уплаты указанных платежей:
ПРП = ПО - (НН + НП) = ПО - (0,24 * ПО + + 0,076 * ОС) - 0,76 * ПО - 0,0076 * ОС, (3.2)
где ПРП — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
Заметим, что изменение ПРП, прямо пропорционально изменению прибыли отчетного периода и обратно пропорционально изменению остаточной стоимости зданий и сооружений.
Известно, что каждое предприятие заинтересовано в увеличении размера ПРП. Формула 3.2 показывает, что величину ПРП организация может увеличить за счет увеличения прибыли в отчетном периоде. Увеличение остаточной стоимости зданий и сооружений, в свою очередь, способствует снижению ПРП, что ведет к уменьшению размера собственного капитала как одного из значимых источников инвестирования в развитие собственного производства, модернизации, внедрении новых материало-, трудо- и энергосберегающих технологий. Это подтверждает тот факт, что действующая методика налогообложения недвижимости ограничивает возможности предприятий в финансировании воспроизводства на расширенной основе и подавляет заинтересованность субъектов хозяйствования в наращивании производственного потенциала.
Для совершенствования
На практике целесообразно уменьшить ставку налога на недвижимость при кратном увеличении остаточной стоимости основных средств по отношению к прибыли отчетного периода.
В таблице 3.1 представлена предлагаемая Панковым шкала регрессии ставки налога на недвижимость, где X — величина прибыли отчетного периода в денежном выражении.
Анализ динамики величины ПРП в зависимости от степени превышения остаточной стоимости основных средств над прибылью отчетного периода при способе взимания налога на недвижимость отражает наличие экономии финансовых средств, которую приобретают субъекты хозяйствования за счет снижения величины налоговых поступлений в бюджет, уплачиваемых из прибыли.
Таблица 3.1 - Предлагаемая шкала регрессии по налогу на недвижимость
Прибыль отчетного периода |
Остаточная стоимость основных средств |
Ставка налога на недвижимость, % |
X |
X и менее |
1.0 |
X |
Х-2Х |
0,9 |
X |
2Х-ЗХ |
0,8 |
X |
ЗХ-4Х |
0,7 |
X |
4Х-5Х |
0,6 |
X |
5Х-6Х |
0,5 |
X |
6Х-7Х |
0,4 |
X |
7Х-8Х |
0,3 |
X |
8Х-9Х |
0,2 |
X |
9Х-10Х и более |
0,1 |
Источник: [9, с.73].
В ОАО «Красный Октябрь» остаточная стоимость основных средств за 2008 год (4733,173 млн. руб.) превышает прибыль отчетного периода (175 млн. руб.) в 27 раз. Следовательно, целесообразно применять ставку налога на недвижимость в размере 0,1 %.
Рассчитаем, какие будут экономические выгоды для предприятия, при этом учтем, что облагаются налогом на недвижимость с 2009 г. только здания и сооружения (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Результаты
совершенствования системы
Объект налогообложения |
Налогооблагаемая база за 2008 год |
Существующая налоговая система |
Предлагаемая налоговая система | ||
Налоговая ставка, % |
Сумма |
Налоговая ставка, % |
Сумма | ||
Здания и сооружения |
4733,173 |
1% |
80,463 |
0,1% |
8,046 |
Информация о работе Налог на недвижимость по Республике Беларусь