Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Практика показывает, что большинство нарушений налогового законодательства является следствием ошибок или недостаточности знаний у налогоплательщиков. Это делает рассматриваемую тему злободневной и актуальной. Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогообложения банковской деятельности. Для чего поставлены следующие задачи: Изучить организацию банковской деятельности в России.
Определить налогооблагаемую базу банков.
Рассмотреть налоги, уплачиваемые банками.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Современная банковская система 5
1.1. Этапы реорганизации банковской системы в России 5
1.2. Организация банковской деятельности в России 14
1.3. Налоговое администрирование деятельности банков 23
Глава 2. Налогообложение банков 33
2.1. Налогооблагаемый доход банков 33
2.2. Налоги, уплачиваемые банками в бюджет 36
2.2.1. Налог на имущество 36
2.2.2. Налоги в дорожные фонды 38
2.2.3. Налог на землю 40
2.2.4. Налог на добавленную стоимость 41
2.2.5. Налог на прибыль 45
2.3. Налоги, уплачиваемые банками во внебюджетные фонды 53
2.3.1. База для уплаты налога с работника банка 53
2.3.2. Ставки налогов во внебюджетные фонды 54
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

nalogooblozhenie_bankovskoy_deyatelnosti.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Налогообложение банков оказывает  значительное влияние как на отдельные операции кредитных организаций, так и на их деятельность в целом, в чем проявляется налогообложение как одно из прямых условий банковской деятельности. Например, высокие ставки налогов приводят к стремлению банков минимизировать показатель балансовой прибыли путем создания искусственных расходов и направления средств в специализированные дочерние структуры. Предоставление же льгот, например, по налогообложению государственных ценных бумаг, по доходам по кредитам предприятиям приоритетных отраслей экономики и т.д. призваны способствовать активизации деятельности банков в указанных направлениях7.

Принятие решения о  внедрении того или иного инструмента сопровождается анализом их доходности. При этом доходность является видимым и открытым показателем, однако возникающие при реализации различных инструментов налоговые факторы могут свести первоначальную доходность к нулю или даже привести к убыткам. Поэтому при разработке банком новых направлений бизнеса, финансовых инструментов и предоставляемых услуг клиентам обязательно учитывается чистая доходность, то есть доходность с учетом налогообложения.

Группа прямых факторов присуща банковскому сектору любого типа экономики. При этом велики значение и размеры косвенного механизма регулирования банковской деятельности, роль которых повышается в условиях децентрализованного управления экономикой страны.

Последствия косвенных  методов регулирования в значительной мере сложнее прогнозировать, чем результаты прямых методов воздействия на деятельность банков, поскольку влияющих и сопутствующих факторов значительно больше, их взаимосвязь сложнее уловить, а нередко невозможно предвидеть заранее. Проявление результативности косвенного регулирования характеризуется, в отличие от прямого механизма регулирования, и временным лагом, то есть с прошествием определенного периода времени. Таким образом, представляется возможным определить, что результативность, отдача прямого метода регулирования является непосредственной, а косвенного - опосредованной.

К косвенным факторам банковской деятельности в широком смысле можно отнести всю совокупность тех факторов, которые воздействуют на другие сферы общественно-экономической жизни. Однако, учитывая специфику банковской деятельности, выделим такие факторы как:

• бюджетная политика государства;

• инвестиционная политика государства;

• налоговая политика государства.

Большинство государств, в том числе  и высокоразвитых, функционирует  в условиях дефицитного бюджета. Россия не является исключением из этого правила. Более того, для России характерен бюджетный дефицит, в том числе связанный со значительными процентными расходами по обслуживанию государственного долга. Для преодоления дефицита бюджета используются разнообразные формы государственного кредита (как внешнего, так и внутреннего). Основным внутренним источником покрытия бюджетного дефицита в Российской Федерации выступают государственные ценные бумаги. Поскольку основными реальными инвесторами в ценные бумаги, эмитированные государством, являются банки, от соответствующей бюджетной политики (объем эмиссии, доходность, своевременность погашения и уплаты процентов) зависит и деятельность кредитных организаций как на рынке таких финансовых инструментов, так и на других финансовых рынках. Активность банков на указанном сегменте рынка влияет на объем их доходов в целом, а также на налогооблагаемую прибыль. Кроме того, бюджетная политика определяет формы и размеры расходования средств на нужды государства и определенных отраслей - различные инвестиционные и благотворительные программы, что обусловливает также и политику банков, поскольку в большинстве случаев именно кредитные организации являются промежуточным звеном между государством и соответствующими субъектами. При этом часть затрат государства может финансироваться не напрямую из бюджета, а, например, банками (расходы на благотворительность и на содержание жилищного фонда, которые полностью или в определенном размере могут льготироваться при налогообложении прибыли или доходов). То есть в данном случае бюджетная политика определяет механизм финансирования своих расходов: либо через государственный бюджет, либо в целях сокращения расходов бюджета по определенным статьям посредством налогоплательщиков (в том числе и банков) при их налоговом стимулировании.

Инвестиции подразумевают вложение средств в ценные бумаги организаций на относительно продолжительный период. Путем размещения ценных бумаг организации привлекают средства для осуществления своей уставной деятельности. Инвестиционная политика государства определяет область, границы и направления инвестиций субъектов экономики, а также обеспечивает условия для инвестиций.

Российская экономика  крайне нуждается в инвестициях, и банки как центры концентрации капитала призваны играть важную роль в увеличении инвестиционной активности и экономического роста. В то же время сравнительно небольшие величины собственных капиталов российских коммерческих банков приводят к их недостаточно активному участию в инвестиционном процессе. Рентабельность в реальном секторе не позволяет с учетом инфляции обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных инвестиций на выгодных для коммерческих банков условиях. К тому же ряд благоприятных зля экономики факторов оказывает на развитие инвестиционных операций достаточно противоречивое влияние.

Основное назначение инвестиций - обеспечение дохода. Стабильность и развитие организаций-эмитентов способствуют росту доходности их ценных бумаг. Таким образом, во многом от инвестиционной политики государства, например, развитие тех или иных секторов экономики и, соответственно, их финансовая и законодательная поддержка, а также стабильность такой политики, зависит увеличение инвестиционной привлекательности ценных бумаг, эмитированных организациями таких секторов экономики, и, соответственно, активность банков на рынке ценных бумаг. Уход государства из инвестиционной сферы негативно сказывается на инвестиционном климате. Притоку инвестиций мешает недостаточное законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической деятельности в области инвестирования.

Стимулирование государством инвестиций банков способствует развитию экономики, и в частности промышленности, что увеличивает как доходы самих банков (доходы от инвестиций в такие организации), так и организаций, что, в свою очередь, повышает отчисления указанных субъектов экономических отношений в бюджеты разных уровней.

Налоговую политику государства  можно разделить на политику в отношении коммерческих банков и в отношении прочих организаций. Налогообложение коммерческих банков как непосредственно направленное на кредитные организации относится к группе прямых факторов банковской деятельности (было рассмотрено выше). Налогообложение организаций как клиентов банков также определяет активность кредитных организаций в тех или иных областях, в чем заключается сущность налогообложения как косвенного фактора банковской деятельности. Например, размещение в банках денежных средств на депозитных счетах требовало (до введения в действие части первой Налогового Кодекса РФ) от организаций оформления соответствующих документов в налоговых органах. Поскольку организациям это не всегда бывает выгодно в силу тех или иных причин, они размещали средства в альтернативных финансовых инструментах банков, например, векселях.

Действовавшие до 2001 года достаточно высокие нормы отчислений от фонда оплаты труда (ФОТ) в государственные социальные внебюджетные фонды, а также прогрессивные ставки подоходного налога стимулировали создание и использование схем по выплате заработной платы, что способствовало завышению показателей выданных кредитов физическим лицам, размешенных депозитов физических лиц, увеличению показателя средних ставок по депозитам и уменьшению по кредитам. Например, при официальном окладе в 1998 году 300 - 900 руб. (около 50-150 дол. США), с которых уплачивались налоги и сборы, начальник среднего звена (отдела) получал неофициальную зарплату (в основном, кредитно-депозитными и страховыми схемами) от 1 000 до 2 000 дол. США8.

Важным и существенным моментом является политика государства в обеспечении своевременности и полноты получения бюджетом средств для осуществления необходимых государственных расходов: установление момента уплаты налогов и сборов, определение перечня информации, необходимого к предоставлению налоговым и другим органам власти, предусмотрение санкций за нарушение законодательства и др. Банки являются посредниками в перечислении налогов и сборов организаций в бюджет, длительное время осуществляли кассовое исполнение бюджета и вели счета налоговых инспекций и бюджетных организаций. Недостатки налогового законодательства породили специфический бизнес проблемных банков: неисполнение такими кредитными организациями платежных поручений клиентов на перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают.

Совокупность прямых и косвенных факторов банковской деятельности и их взаимосвязь определяют условия функционирования российских коммерческих банков, при этом немаловажное значение принадлежит и налогообложению.

 

 

 

    1. Налоговое администрирование деятельности банков 

 

 

В последнее время  активно используется термин "налоговое администрирование", под которым в основном понимается налоговый контроль и налоговые проверки. При этом конкретного, полного и точного определения указанного понятия в отечественной экономической литературе автору найти не удалось. Необходимость и назначение налогового администрирования заключается не только в проведении налоговых проверок - данное понятие является более широким.

Под налоговым администрированием понимается комплекс мер и мероприятий, направленных на полную, своевременную и законодательно обоснованную уплату всех налогов и сборов при минимальных издержках государства и налогоплательщиков9.

Таким образом, представляется необходимым рассмотреть сущность налогового администрирования, проанализировать его составные части, выделить их достоинства и недостатки, а также внести некоторые предложения по совершенствованию методики проверки коммерческих банков в Российской Федерации.

Налоговое администрирование  актуально и необходимо как для  государства, так и для банков-налогоплательщиков, в связи с чем налоговое администрирование можно разделить на:

• внешнее, то есть администрирование осуществляется государством через Министерство РФ по налогам и сборам;

• внутреннее, то есть налоговый контроль (налоговый менеджмент) внутри банка.

Внешнее налоговое администрирование включает в себя:

• постановку на учет налогоплательщиков;

• разъяснение налогового законодательства;

• осуществление камеральных и выездных налоговых проверок;

• контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов банками;

• анализ налоговых поступлений от коммерческих банков;

• эффективность и целесообразность тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков;

• выявление и решение спорных вопросов путем внесения предложений о совершенствовании налогового законодательства.

Особый интерес представляет собой методика отбора налогоплательщиков для проверки (камеральная проверка) и методология осуществления проверок (документальная проверка), поскольку в настоящий момент четкая методика проведения камеральной и выездной налоговых проверок коммерческих банков отсутствует и, кроме того, качество проверок недостаточно высокое, а зачастую и просто неудовлетворительное.

В ходе камеральной проверки, безусловно, невозможно выявить преднамеренные нарушения налогового законодательства, ошибки в исчислении налоговой базы, вызванные "внутренними" ошибками ведения бухгалтерского учета, однако обнаружение в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дает существенную прибавку в платежах в бюджет и, кроме того, является критерием для отбора налогоплательщиков для выездной проверки.

Представляется целесообразным выделить следующие этапы предварительной (камеральной) налоговой проверки для определения потенциальных нарушителей:

• сверка сданной отчетности на предмет ее соответствия друг другу (например, форма № 2 с расчетом НДС или баланс с расчетом налога на имущество);

• выявленные расхождения фиксируются и сообщаются налогоплательщику в целях объяснения и, при необходимости, исправления;

• обнаружение существенных расхождений или неоднократное выявление неточностей является признаком необходимости выездной налоговой проверки.

Кроме того, представляет определенный практический интерес  следующий критерий отбора банков при камеральной проверке для выездной: проверка тех банков, у которых доля заявляемых льгот составляет более 50 % суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Также возможно проводить  выборку банков исходя из соответствия внешних источников информации (средств массовой информации, заявлений пресс-служб банков и др.) с предоставленной отчетностью.

Выездную налоговую  проверку можно разделить на следующие этапы:

• определение проверяемого периода;

• определение объекта проверки;

• процент выборки;

• перечень необходимых документов;

• сбор необходимой информации и ее анализ;

• обобщение результатов проверки;

• четкое документальное оформление результатов проверки.

Проверяемым периодом может  быть как день, так и неделя, месяц, год и т.д. В целях снижения затрат (трудовых, временных и материальных) представляется оптимальной комплексная проверка финансового года.

Объектом проверки могут  быть как отдельные операции коммерческих банков (например, отражение в целях налогообложения созданных резервов на возможные потери по ссудам), так и расчет и уплата отдельных налогов (налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество), а также комплексная проверка порядка исчисления и уплаты всех налогов.

Проведение сплошной проверки достаточно сложно в силу необходимости существенных затрат времени и трудозатрат, таким образом, возможно осуществлять выборку исходя из следующих положений10:

1. Выбирать 50-70 % нетиповых,  редких операций (наиболее крупные  суммы).

2. Отбирать 30 % наиболее крупных типовых операций.

3. Анализировать 50 % (как минимум) хозяйственных операций, так как наиболее часто встречаются ошибки именно при их отражении.

4. Небольшими суммами (в зависимости от количества операций) можно пренебречь (сделав произвольную выборку порядка 10 %).

5. Особо тщательно (выборка 80-100 %) проверять операции, производимые в последних числах отчетных периодов в целях выявления схемных сделок и искусственно-оптимизационного перераспределения средств.

6. При необходимости или при обнаружении спорных вопросов проводить встречную налоговую проверку организаций-контрагентов проверяемых банков.

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности