Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Практика показывает, что большинство нарушений налогового законодательства является следствием ошибок или недостаточности знаний у налогоплательщиков. Это делает рассматриваемую тему злободневной и актуальной. Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогообложения банковской деятельности. Для чего поставлены следующие задачи: Изучить организацию банковской деятельности в России.
Определить налогооблагаемую базу банков.
Рассмотреть налоги, уплачиваемые банками.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Современная банковская система 5
1.1. Этапы реорганизации банковской системы в России 5
1.2. Организация банковской деятельности в России 14
1.3. Налоговое администрирование деятельности банков 23
Глава 2. Налогообложение банков 33
2.1. Налогооблагаемый доход банков 33
2.2. Налоги, уплачиваемые банками в бюджет 36
2.2.1. Налог на имущество 36
2.2.2. Налоги в дорожные фонды 38
2.2.3. Налог на землю 40
2.2.4. Налог на добавленную стоимость 41
2.2.5. Налог на прибыль 45
2.3. Налоги, уплачиваемые банками во внебюджетные фонды 53
2.3.1. База для уплаты налога с работника банка 53
2.3.2. Ставки налогов во внебюджетные фонды 54
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

nalogooblozhenie_bankovskoy_deyatelnosti.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

- эксплуатационные расходы  по содержанию зданий, оборудования, служебного автомобильного транспорта как принадлежащих, так и арендованных банком;

Полученная разница  корректируется на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты деятельности банков, к которым относятся:

а) доходы:

- положительные курсовые  разницы по операциям банка  в иностранной валюте, включая нереализованные положительные курсовые разницы по открытой валютной позиции;

- присужденные или  признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение условий договоров, а также доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков;

- доходы от реализации банком в установленном порядке объектов залога и заклада;

- возврат клиентами  ссуд, ранее списанных в убытки  банка;

- прибыль банка прошлых  лет, выявленная в отчетном  году;

- суммы, поступившие  от работников банка в возмещение  убытков и расходов, понесенных банком по их вине;

- другие доходы от  операций, непосредственно не связанных  с банковской деятельностью;

б) расходы:

- местные налоги и  сборы, относимые на финансовые  результаты деятельности банка в соответствии с законодательством;

- присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие иды санкций за нарушение банком условий договоров, а также расходы по возмещению убытков, причиненных клиентам банком;

- не компенсированные  за счет резерва возможные  потери по ссудам, убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которым срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания;

- убытки по операциям  прошлых лет, выявленные в отчетном  году;

- отрицательные курсовые  разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные отрицательные курсовые разниц по открытой валютной позиции;

- убытки по иностранным  операциям и валютным ценностям;

- суммы, выплаченные  по претензиям клиентов;

- другие расходы.

Полученная в результате такого расчета налогооблагаемая база подлежит обложению налогом на прибыль.

Не подлежат обложению  налогом на прибыль банка:

- проценты по кредитам, предоставленным Правительству  РФ, Центральному банку РФ и  Банку внешней торговли РФ  или под их гарантии;

- доходы, полученные банками  по государственным ценным бумагам,  а также от оказания услуг  по размещению государственных  ценных бумаг и резервов Федерального  казначейства РФ и его территориальных  органов.

Налогооблагаемая база уменьшается на суммы:

- направленные на финансирование жилищного строительства, в том числе в порядке долевого участия;

- затрат, осуществляемых  в соответствии с утвержденными  местными органами государственной  власти нормативами находящихся  на балансе банков, объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений образования, жилищного фонда, а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании перечисленных объектов (затраты банков при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения);

- взносов, направляемых  на благотворительные цели, в  экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественные организации инвалидов, религиозные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта в сумме, не превышающей 5% налогооблагаемой базы;

- некоторых других  льгот.

Сумма налога определяется банками самостоятельно. В течение  квартала, который является налогооблагаемым периодом, банки производят авансовые взносы налога исходя из планируемой суммы прибыли за квартал.

Авансовые взносы осуществляются ежемесячно не позднее 15-го числа равными долями в размере одной трети квартальной суммы. С целью контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых взносов банки представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки об авансовых суммах налога по установленной форме.

По окончании налогооблагаемого  периода сумма налога на прибыль, исчисленная банками исходя из фактически полученной прибыли, вносится ими в бюджет по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Прочие налоги, уплачиваемые коммерческими банками. К таким налогам можно отнести налог на операции с ценными бумагами. Коммерческие банки являются плательщиками местных налогов, которые могут вводить местные органы государственной власти.

2.3. Налоги, уплачиваемые  банками во внебюджетные фонды

 

2.3.1. База, для  уплаты налога с работников  банка

 

Определенное влияние на налоговое  бремя коммерческих банков оказывают платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования).

Базой для расчета  взносов в фонды служат выплаты, начисляемые банками-работодателями в пользу работников по всем основаниям и формам. Поэтому величина суммы, уплачиваемой банками во внебюджетные фонды, зависела от двух основных условий: числа работников и размера начисляемой им заработной платы (и других доходов). На последнюю величину значительное влияние оказывало распространение практики уплаты некоторыми банками части зарплаты сотрудников неофициальными путями без отражения этих сумм в учете. По этой причине (наряду с прочими), суммы, уплачиваемые разными банками во внебюджетные фонды, могли значительно различаться. С 1 января 2001 г. платежи во внебюджетные фонды (исключая Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации) объединены в единый социальный налог. С 1 января 2005 года внесены изменения в ставки данных налогов.

 

2.3.2. Ставки  налогов во внебюджетные фонды

 

При налогооблагаемой базе каждого физического лица (нарастающим итогом сначала года) в размере до 280000 рублей14:

1. Фонд обязательного  пенсионного страхования - 20 % из  них:

В ОПФ (федеральный бюджет) – 6 %, а также : а) для работников 1967 года рождения и позже: в накопительную часть – 4 %; в страховую часть – 10 %; б) для работников 1966 г. рождения и старше в страховую часть 14 %.

2. Территориальный фонд  обязательного медицинского страхования (ТФОМС) –2%.

3. Фонд социального  страхования (ФСС) – 3,2 %.

  1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

(ФФОМС) – 0,8 %.

При налогооблагаемой базе каждого физического лица (нарастающим итогом сначала года) в размере от 280001 рублей до 600000 рублей:

1. Фонд обязательного  пенсионного страхования – 56000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей  280000 рублей

2. Территориальный фонд  обязательного медицинского страхования  (ТФОМС) – 5600 рублей + 0,5 % с суммы,  превышающей 280000 рублей.

3. Фонд социального  страхования (ФСС) – 8960 рублей + 1,1 % от суммы, превышающей 280000 рублей.

4. Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования  (ФФОМС) – 2240 рублей + 0,5 %, с суммы, превышающей 280000 рублей.

При налогооблагаемой базе каждого физического лица (нарастающим итогом сначала года) в размере от 280001 рублей до 600000 рублей:

1. Фонд обязательного  пенсионного страхования – 81280 рублей + 2 % с суммы, превышающей  600000 рублей

2. Территориальный фонд  обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 7200 рублей.

3. Фонд социального  страхования (ФСС) – 12480,00 рублей.

4. Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования  (ФФОМС) – 3840,00 рублей.

Взносы на страхование  от несчастного случая устанавливаются  Фондом социального страхования и исчисляются исходя из деятельности предприятия.

В контексте обозначенных целей налоговой реформы, достижению которых должен способствовать Налоговый кодекс, перечисленные нововведения должны служить средством снижения налогового бремени (за счет уменьшения налоговых ставок) и стимулирования легальных выплат заработной платы (за счет введения регрессивной шкалы). Последнее, по мысли законодателей, приведет к расширению налоговой базы и увеличению доходов бюджета.

 

Заключение

 

В процессе развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически. Нарушения в денежном обращении, отраслевые и общехозяйственные кризисы, безработица, а также обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства. В связи с этим государственное регулирование экономики, являясь безальтернативным путем поддержания социально-экономической стабильности современной системы рыночной экономики с ее сложными связями и тесной взаимозависимостью отдельных сфер, стало необходимым составным элементом современного развития.

Влияние налогообложения на деятельность банков определило изучение научных  трудов по налогообложению видных отечественных и зарубежных теоретиков и практиков (как современных, так и классиков экономической и финансовой науки), что позволило сделать следующий вывод: налоги являются механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. С помощью налогов можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий и организаций на мировом рынке. Налоги создают основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Таким образом, учитывая место налогообложения в системе факторов банковской деятельности и роль налогов в экономике в целом, можно сделать вывод о том, что с помощью налогообложения можно воздействовать на деятельность кредитных организаций.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности), финансовое состояние ряда банков неустойчивое в силу кризиса платежей, изменения конъюнктуры на кредитно-денежном рынке и политики (в основном кредитной) самих банков. По оценкам ряда экспертов ЦБ России, более половины банков находятся на грани банкротства. В целях реализации указанной выше задачи налогового воздействия необходимо общее снижение налогового бремени с целью предотвращения банкротства ряда банков (в основном средних и мелких) и недопущения сильной монополизации банковского сектора экономики.

 

Литература

 

  1. Налоговый кодекс РФ//Консультант плюс
  2. Федеральный закон от 02.12.90. № 395-1 «О банках и банковской деятельности//Консультант плюс
  3. Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (ред. 07.03.2005)//Консультант плюс
  4. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 21.12.1991//Консультант плюс
  5. Банковское дело: учебник/Под ред. В.И.Колесникова – М.: Финансы и статистика, 2002. – 464 с.
  6. Банковское дело: учебник/Под ред. Коробова Г.Г. – М.: Норма-М, 2004. – 751 с.
  7. Банковское дело: учебник/Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Изд. "Финансы и статистика", 2003. – 576 с.
  8. Банковские операции/Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Изд."Инфра-М", 2003. – с. 696 с.
  9. Бункина М.Е. Деньги, банки, валюта. – М.: Экономика, 2001. –420 с.
  10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: курс лекций. – М.: Инфра-М, 2002. – 429 с.
  11. Сиберяков А.И. Коммерческий банк сегодня. – М.: Консалтингбанкир, 2002. – 144 с.
  12. Смирнов К.А. Основы банковского дела. – М.: Экономика, 2000. – 620 с.
  13. Смирнов К.А. Маркетинг на рынке банковских услуг. – М.: Инфра-М, 2002. – 320 с.
  14. Учебник по основам экономической теории/Под ред. Комарова В.Д. – М.: Юнити, 2001. – 639 с.
  15. Банковская система России: технология выживания//Власть. – 1999. - № 1. – с.72-75.
  16. Белецкий М.В. Новое в налогообложении коммерческих банков//Финансы. – 2001. - № 2. – с. 31-33.
  17. Бутыльков М.Л. Факторы банковской деятельности и место налогообложения в их системе//Дайджест Финансы. – 2002 - № 3. - с. 35-42.
  18. Бутыльков М.Л. Налоговое администрирование банков//Финансы и кредит. – 2001. - № 17. – с. 47-52.
  19. Ивантер А. Банки//Эксперт. – 2004. - № 37. – с.164-166.
  20. Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России//Финансы и кредит. – 2002. - № 23. – с.54-66.
  21. Мовсесян А.Г. А.Г. Об утверждении реформированием банковской системы//Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. – 2000. - № 1. – с.14-22.
  22. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации//Деньги и кредит. – 1998. - № 2. – с. 14-17.

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности