Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:19, курсовая работа
Практика показывает, что большинство нарушений налогового законодательства является следствием ошибок или недостаточности знаний у налогоплательщиков. Это делает рассматриваемую тему злободневной и актуальной. Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогообложения банковской деятельности. Для чего поставлены следующие задачи: Изучить организацию банковской деятельности в России.
Определить налогооблагаемую базу банков.
Рассмотреть налоги, уплачиваемые банками.
Введение 2
Глава 1. Современная банковская система 5
1.1. Этапы реорганизации банковской системы в России 5
1.2. Организация банковской деятельности в России 14
1.3. Налоговое администрирование деятельности банков 23
Глава 2. Налогообложение банков 33
2.1. Налогооблагаемый доход банков 33
2.2. Налоги, уплачиваемые банками в бюджет 36
2.2.1. Налог на имущество 36
2.2.2. Налоги в дорожные фонды 38
2.2.3. Налог на землю 40
2.2.4. Налог на добавленную стоимость 41
2.2.5. Налог на прибыль 45
2.3. Налоги, уплачиваемые банками во внебюджетные фонды 53
2.3.1. База для уплаты налога с работника банка 53
2.3.2. Ставки налогов во внебюджетные фонды 54
Заключение 56
Список литературы 58
В настоящее время незначительное внимание уделяется изложенной в первичных и других документах информации, являющейся базой для правильного исчисления и удержания налогов. Таким образом, представляется важным перечислить основные документы, необходимые для налоговой проверки деятельности коммерческого банка:
• учредительные документы;
• балансы на отчетные даты;
• форма №2 "Отчет о прибылях и убытках";
• форма №3 "Использование прибыли";
• учетная политика;
• кредитная политика;
• внутрибанковский план счетов;
• выписки по конкретным счетам;
• установленные комитетами банка (финансовым, кредитным и др.) ставки и тарифы для различных банковских инструментов;
• результаты предыдущих налоговых проверок, а также проверок, осуществляемых другими контролирующими органами (Центральным банком РФ, Пенсионным фондом РФ и т.д.);
• список взаимосвязанных лиц (юридических и физических).
В целях повышения уровня проверок особое внимание при их проведении следует обращать на следующие аспекты:
- раздельного учета облагаемых и не облагаемых конкретными налогами доходов, расходов и имущества;
- взаимоотношения с взаимосвязанными лицами (учредителями, материнскими, дочерними, линейными компаниями);
- тщательная проверка, изучение природы и экономического назначения сделок и операций, проводимых в последних числах месяца, особенно со взаимосвязанными лицами (создание резервов, уплата процентов, осуществление прочих расходов);
- наличие имущества
и проведение операций, не связанных
с банковской деятельностью
- проверка возможности использования банковского имущества и средств для личных целей сотрудников и руководства (в частности, личная охрана, аренда жилья, использование банковского автотранспорта в личных целях);
- соответствие уплачиваемых процентов, комиссий и прочих платежей установленным комитетами банка;
- наличие и ставки
выданных кредитов и размещенны
- сбор и анализ информации внешних источников (СМИ, пресс-служба банка и т.д.);
- проведение встречных налоговых проверок;
- анализ результатов проверок ЦБ РФ и проверка внесений изменений в расчет налоговых баз по налогам в связи с замечаниями ЦБ РФ.
Следует отметить, что особенности бухгалтерского учета, механизм исчисления и уплаты ряда налогов должны быть отражены в Учетной политике банка на соответствующий год. Таким образом, необходимо на первом этапе проведения проверки тщательно изучить Учетную политику банка в целях соответствия ее применяемым в банке нормам бухгалтерского учета.
Кроме того, при проверке следует учитывать взаимосвязь налоговых баз по различным налогам, уплачиваемым банками. Такую зависимость можно наблюдать между:
- налогом на добавленную
- налогом на пользователей
- налогом на пользователей
- налогом на пользователей
- налогом на прибыль и налогом на имущество.
В целях повышения собираемости, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов необходимо проведение проверок каждого налогоплательщика не менее одного раза в три года.
Проблема совершенствования
Территориальные налоговые инспекции
имеют в своем составе
• применение автоматизированных систем управления, электронных средств связи и специального программного обеспечения по автоматизированному взаимодействию в целях интенсивного обмена информацией и автоматической проверки предоставляемой отчетности и прочих данных;
• предоставление отчетности в налоговые органы в электронном виде;
• внедрение, ведение и использование банков данных (например, единой базы данных на налогоплательщика: вся бухгалтерская и налоговая отчетность, результаты различных проверок и т.д.; банка данных движения на лицевых счетах бюджетов различных уровней в части налоговых поступлений);
Дополнительные трудности в построении системы налогообложения банков и, соответственно, контроля со стороны налоговых органов возникают в связи с особенностями бухгалтерского учета осуществляемых банками операций. ЦБ РФ, стремительными темпами совершенствуя бухучет банков, приближая его к международным стандартам, зачастую усложняет использование данных бухгалтерского учета для целей действующего порядка налогообложения и требует постоянного оперативного реагирования со стороны МНС РФ, в том числе путем внесения изменений и дополнений в нормативные документы.
Таким образом, в российской практике наблюдается тенденция к углублению разделения бухгалтерского и налогового учета. Последствия указанной тенденции могут привести не только к ведению двойной бухгалтерии, но и значительному усложнению работы банков по подготовке отчетности и проверке ее налоговыми органами.
Бухгалтерский и налоговый учет невозможно полностью объединить, однако в целях упрощения расчета налогов и прозрачности налоговой и бухгалтерской отчетности целесообразно максимально возможное приближение бухгалтерского и налогового учета.
Исходя из указанного выше, одной из основных проблем в области налогообложения банков, требующей безотлагательного решения, является отсутствие четкого и своевременного взаимодействия и координации действий Центрального банка РФ как органа, регулирующего бухгалтерский учет в банках, и Министерства РФ по налогам и сборам как органа, обеспечивающего выполнение налоговых законов.
Аудиторские проверки деятельности банков, в частности соблюдение последними норм и положений налогового законодательства, можно отнести к промежуточному уровню между внутренним и внешним администрированием, поскольку, с одной стороны, проверки осуществляются внешними для банков организациями и являются, в частности для подтверждения годового отчета, обязательными; с другой стороны, проверки могут осуществляться и для целей администрирования самим банком или его акционерами.
Многие экономисты и юристы отмечают, что качество аудиторских заключений о деятельности коммерческих банков не отвечает предъявляемым требованиям. По мнению специалистов, большинство таких заключений выполняется на низком профессиональном уровне, во многих случаях необоснованно, в позитивном свете, в интересах проверяемых банков, что порождает насущную необходимость повышения уровня, качества и ответственности аудиторских фирм за проводимые в банках проверки. Кроме того, в связи с большим количеством коммерческих банков и значительным объемом предоставляемых услуг, ЦБ РФ и МНС РФ в настоящий момент просто не в состоянии качественно и достаточно полно проверить деятельность даже 10 % банков. Таким образом, представляет определенный интерес возможность осуществления совместных проверок аудиторскими фирмами совместно с налоговыми органами и аккредитация аудиторских фирм при МНС РФ в качестве агентов указанного министерства.
Представляется необходимым
общее повышение налоговой
• налоговые органы проверяют не с целью уличения в сокрытии результатов деятельности, неуплате налогов и заведения уголовных дел, а с целью помощи правильного (в соответствии с законодательством) исчисления и уплаты налогов;
• взаимодействие с налогоплательщиками по принципу "партнерства", в частности осуществление проверок в период, не осложняющий деятельность проверяемого (например, окончание года, конец квартала, период отчетности). Указанные меры будут способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличению производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доходы бюджета в виде доначислений налогов и санкций, избежать использования банками различных схем оптимизации и снизить затраты по сбору налогов.
Повышение уровня налоговой культуры, правильности исчисления и полноты и своевременности уплаты налогов не может осуществляться односторонне со стороны государства. Таким образом, необходимо совершенствовать налоговое администрирование на микроуровне, то есть внутри банка, и банки в этом заинтересованы, поскольку одной из отрицательных сторон внутренней политики работы большинства кредитных организаций является недостаточная ориентация на налогообложение и налоговые проблемы. Представляется целесообразным рассмотреть организацию работы налоговых подразделений в банках.
В настоящее время самостоятельные налоговые подразделения в кредитных организациях, либо сотрудники в составе подразделений отчетности немногочисленны и занимаются, в основном, расчетом налогов (зачастую, просто арифметически). В службе внутреннего контроля или контрольно-ревизионной службе не всегда есть сотрудники, на которых возложены обязанности по проверке соблюдения налогового законодательства.
Таким образом, в банках уделяется мало внимания как налоговому планированию и методологии налогообложения, так и правильному расчету всех налогов, требующему тщательного изучения всех первичных документов, а также контролю за правильностью определения налоговых баз и уплате соответствующих налогов.
Налоговое администрирование является значимым инструментом мобилизации дополнительных доходов бюджета, своевременной и полной уплаты налогов, повышения уровня налоговой культуры и налоговых знаний, решения возникающих проблем, совершенствования налогового законодательства и упрощения контрольной работы. Необходимость усиления налогового администрирования как со стороны государства, так и банков обусловливается тем, что в его организации и проведении продолжают иметь место серьезные недостатки и нарушения, далеко не полностью мобилизованы имеющиеся резервы и возможности повышения эффективности указанной работы.
2.1. Общая характеристика налогооблагаемой базы банков
Российским налоговым законодатель законодательством установлены определенные особенности формирования доходов и расходов и, соответственно, налоговой базы по отдельным видам предпринимательской деятельностью. Особый акцент сделан на особенностях определения налоговой базы банков. В доходы банков, кроме доходов, предусмотренных для всех налогоплательщиков, дополнительно включаются доходы от банковской деятельности.
Коммерческие банки являются независимыми рыночными организационными структурами и отличаются высокой степенью экономической самостоятельности. Одновременно эти банки несут и полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Никакие органы государственного управления не вправе диктовать банкам условия их деятельности на рынке, но, с другой стороны, никто не возместит коммерческому банку убытки и не возьмет его риски на себя. Как независимые рыночные организационные структуры, акционерные (паевые) банки организуют свою деятельность на условиях коммерческого расчета, который подразумевает полную экономическую самостоятельность и ответственность в процессе хозяйствования.
При работе в условиях
коммерческого расчета все
Отсюда движущим мотивом деятельности коммерческого банка
является прибыль, получаемая в результате кругооборота банковского капитала, а также использования заемных и привлеченных средств11.
Одновременно банк должен работать надежно и исключать из своей деятельности осуществление операций с высокой степенью риска (хотя, возможно, очень доходных), которые могут привести к серьезному ухудшению его финансового состояния. Это в первую очередь вызвано тем, что банк несет экономическую, ответственность перед очень широким кругом предприятий, организаций, граждан по своим обязательствам в соответствии с заключенными договорами, например, в части своевременного и полного возврата им денежных средств, внесенных ранее во вклады и депозиты, размещенных в ценные бумаги банка. Следует учитывать, что учредители и другие акционеры (пайщики) банка несут солидарную ответственность по денежным обязательствам банка в доле их участия средствами в уставном капитале банка, т. е. в самом крайнем случае банк должен возвратить заемные и привлеченные средства гражданам, юридическим лицам за счет средств, ранее внесенных своими акционерами (пайщиками), или других собственных средств.