Налогообложение природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость. РЕНТА горная — вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты в сельском хозяйстве рента горная отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и от производительности предприятия

Содержание работы

1. Виды природных ресурсов и формы собственности на отдельные их виды
2. Понятие природной ренты и способы ее изъятия
3. Сущность платного природопользования
4. Нормативно-правовая база пользования природными ресурсами
5. О понятиях экономической ренты, горной и земельной ренты
6. Государственные запасы полезных ископаемых и их оценка
7. Содержание экономического механизма природопользования.
8. Система налогообложения в экономическом механизме природопользования
9. Недропользователи: их определение, постановка на учет
10. Платежи при пользовании недрами
11. Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения
12. Понятие «добытое полезное ископаемое» и его использование для целей налогообложения
13. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговая база
14. Методы оценки количества добытых полезных ископаемых
15. Налог на добычу полезных ископаемых: оценка стоимости добытых полезных ископаемых
16. Виды полезных ископаемых; ставки налога на добычу полезных ископаемых
17. Особенности расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья (нефти)
18. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговая декларация
19. Соглашение о разделе продукции: экономическая сущность и реализация в российских условиях
20. Водный налог: плательщики и объекты налогообложения, виды водопользования, не признаваемые объектами налогообложения
21. Водный налог: ставки налога по видам водопользования
22. Водный налог: порядок определения размера налога и сроки его уплаты
23. Сбор за пользование объектами животного мира: плательщики, объекты обложения, ставки рента налогообложение ресурс природопользование
24. Сбор за пользование объектами животного мира: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
25. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (кроме морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
26. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
27. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
28. Совершенствование экономических основ платного природопользования
29. Проблемы налогового администрирования добычи полезных ископаемых
30. Становление и развитие земельного налога в РФ, современное состояние
31. Земельный налог: порядок установления, налогоплательщики, объект налогообложения
32. Земельный налог: налоговые ставки, налог за земли сельскохозяйственного назначения
33. Земельный налог: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога
34. Земельный кадастр и его значение в системе налогообложения
35. Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами
36. Льготы по земельному налогу
37. Земельный налог за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства
38. Роль налогов, сборов и других обязательных платежей за использование природных ресурсов в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета
39. Платежи за пользование лесным фондом: их виды и нормативы распределения между бюджетами
40. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: нормативная правовая база, порядок установления и расчета платежей
41. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: порядок исчисления и взимание платежей за загрязнение в пределах нормативов, установленных лимитов и сверхлимитное загрязнение

Файлы: 1 файл

prirodopolzovanie_referat.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на  тему: «Налогообложение природопользования»

Содержание

1. Виды  природных ресурсов и формы  собственности на отдельные их  виды

2. Понятие  природной ренты и способы  ее изъятия

3. Сущность  платного природопользования

4. Нормативно-правовая база пользования природными ресурсами

5. О  понятиях экономической ренты,  горной и земельной ренты

6. Государственные  запасы полезных ископаемых и  их оценка

7. Содержание  экономического механизма природопользования.

8. Система  налогообложения в экономическом механизме природопользования

9. Недропользователи:  их определение, постановка на  учет

10. Платежи  при пользовании недрами

11. Налог  на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения

12. Понятие  «добытое полезное ископаемое»  и его использование для целей налогообложения

13. Налог  на добычу полезных ископаемых: налоговая база

14. Методы  оценки количества добытых полезных  ископаемых

15. Налог  на добычу полезных ископаемых: оценка стоимости добытых полезных  ископаемых

16. Виды  полезных ископаемых; ставки налога на добычу полезных ископаемых

17. Особенности  расчета налога на добычу полезных  ископаемых при добыче углеводородного  сырья (нефти)

18. Налог  на добычу полезных ископаемых: налоговый период, порядок исчисления  и уплаты налога, налоговая декларация

19. Соглашение  о разделе продукции: экономическая  сущность и реализация в российских  условиях

20. Водный  налог: плательщики и объекты  налогообложения, виды водопользования,  не признаваемые объектами налогообложения

21. Водный  налог: ставки налога по видам водопользования

22. Водный  налог: порядок определения размера  налога и сроки его уплаты

23. Сбор  за пользование объектами животного  мира: плательщики, объекты обложения,  ставки рента налогообложение ресурс природопользование

24. Сбор  за пользование объектами животного мира: порядок исчисления, уплаты и представления сведений

25. Сбор  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (кроме морских  млекопитающих): плательщики, объекты  обложения, ставки

26. Сбор  за пользование объектами водных биологических ресурсов (морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки

27. Сбор  за пользование объектами водных  биоресурсов: порядок исчисления, уплаты и представления сведений

28. Совершенствование  экономических основ платного  природопользования

29. Проблемы  налогового администрирования добычи  полезных ископаемых

30. Становление  и развитие земельного налога  в РФ, современное состояние

31. Земельный  налог: порядок установления, налогоплательщики,  объект налогообложения

32. Земельный налог: налоговые ставки, налог за земли сельскохозяйственного назначения

33. Земельный  налог: налоговый период, порядок  исчисления и уплаты налога

34. Земельный  кадастр и его значение в  системе налогообложения

35. Земельный  налог, уплачиваемый физическими лицами

36. Льготы  по земельному налогу

37. Земельный  налог за земельные участки,  предназначенные для жилищного  строительства

38. Роль  налогов, сборов и других обязательных  платежей за использование природных  ресурсов в формировании налоговых  доходов консолидированного бюджета

39. Платежи  за пользование лесным фондом: их виды и нормативы распределения  между бюджетами

40. Платежи  за негативное воздействие на  окружающую природную среду: нормативная  правовая база, порядок установления  и расчета платежей

41. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: порядок исчисления и взимание платежей за загрязнение в пределах нормативов, установленных лимитов и сверхлимитное загрязнение

1. Виды  природных ресурсов и формы  собственности на отдельные их  виды

 

Природные ресурсы — это естественные ресурсы  или природные вещества и виды энергии, служащие средствами существования  человеческого общества и используемые в хозяйстве. Понятие «природные ресурсы» меняется с развитием науки  и техники: вещества и виды энергии, использование которых ранее было невозможно, становятся природными ресурсами. Есть несколько классификаций природных ресурсов. По принадлежности к разным геосферам природных ресурсов, выделяют ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы. По применимости их в различных отраслях хозяйства их группируют в энергетические, металлургические, химические природные ресурсы и др. По возможной длительности и интенсивности использования, их разделяют на почерпаемые и практически неисчерпаемые ресурсы, возобновляемые и не возобновляемые природные ресурсы.

Практически неисчерпаемые природные -, ресурсы  — это ресурсы, уменьшение которых  неощутимо даже в процессе очень  длительного использования: энергия  солнечного излучения, ветра, морских  приливов, климатические ресурсы и др. Почерпаемые природные ресурсы - это ресурсы, сокращающиеся по мере их использования; большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые делятся на возобновляемые (или возобновимые) и не возобновляемые природные ресурсы. Возобновляемые природные ресурсы — это ресурсы, скорость восстановления которых сравнима со скоростью их расходования. К возобновляемым природным ресурсам относятся ресурсы биосферы, гидросферы, земельные ресурсы. Не возобновляемые природные ресурсы — это ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстанавливаемые искусственно. К ним относятся, главным образом, полезные ископаемые. Процесс рудообразования и формирования горных пород идет непрерывно, но его скорость настолько меньше скорости извлечения полезных ископаемых из земных недр, что практически этим процессом можно пренебречь.

Понятие собственности в праве относится  к числу базовых, наряду с понятиями  свободы, власти, здоровья, жизни и  т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию — это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст.ст. 9, 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники, национальные парки). Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.

Субъектами  права собственности на природные  ресурсы являются физические и юридические  лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Право частной собственности на природные  ресурсы

Земля отличается от остальных природных  ресурсов тем, что выступает в  качестве средства производства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений земельной реформы в России, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Это право закреплено также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г. Иные природные ресурсы (недра, воды, леса, животный мир) в основном пока образуют общественное достояние.

Согласно  Водному кодексу РФ 1995 г., обособленные водные объекты также могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, однако уточняется, что в частной  собственности могут находиться обособленные водные объекты, не имеющие гидрологической связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной  кодекс РФ 1997 г. также предусматривает  в незначительной мере право частной  собственности граждан и юридических  лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Представители животного мира (имеются в виду дикие животные, находящиеся в  условиях естественной свободы) не могут  быть объектами частной собственности (ФЗ «О животном мире»).

Право государственной собственности  на природные ресурсы

Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством  форм собственности на природные  ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) и региональную (т.е. собственность субъекта федерации — отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.

Закон предусматривает, что к федеральным  природным ресурсам относятся:

земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;

участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;

особо охраняемые территории и курортные  лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

виды  растений и животных, занесенных в  Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;

месторождения полезных ископаемых национального значения;

водные  объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;

природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;

территории  закрытых административно-территориальных  образований, для которых необходим  режим охраны государственной тайны.

В собственности  субъектов Федерации, согласно Водному  кодексу, могут находиться водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории субъекта РФ.

Согласно  Лесному кодексу РФ 1997 г., леса находятся  преимущественно в государственной  собственности. Закон допускает  передачу части лесного фонда  в собственность субъекта РФ.

Недра России находятся, в основном, в государственной федеральной собственности, являются общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некоторые месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, могут быть переданы в собственность субъекта Федерации.

Таким образом, все природные ресурсы России, кроме земельных, находятся преимущественно в федеральной и частично в региональной собственности.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы

Закон устанавливает, что в состав муниципальной  собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

Основания возникновения и прекращения  права собственности на природные  ресурсы

Эти основания в значительной мере зависят  от формы собственности. Это право  может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если в течение трех лет он не используется по назначению или его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального природопользования.

Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что  право частной собственности  охраняется законом. В п. 3 той же статьи говорится: «никто не может быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда».

2. Понятие  природной ренты и способы  ее изъятия

 

Природная рента — добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные  труд и капитал; образование ренты  обусловлено более благоприятными условиями, в которых один природопользователь находится перед другим, например, за счет выявления, разведки и добычи природных ископаемых с лучшими горно-геологическими характеристиками, более высокой продуктивности пластов, местоположения природных ресурсов, лучших климатических условий, более высокого естественного плодородия земли, обладает привилегией и т. д.

Механизмы изъятия ресурсной ренты

Предприятия, деятельность которых связана с  ограниченными и не возобновляемыми  природными ресурсами, имеют возможность  реализовывать свою продукцию по ценам, превышающим как затраты предприятия на их производство, так и некоторый уровень прибыли, достаточный, чтобы сделать инвестиции в это производство привлекательными. Этот избыток обычно рассматривается как ресурсная рента, сверхприбыль, принадлежащая обществу и потому подлежащая изъятию государством.

В современном  мире механизмы изъятия природной  ренты достаточно разнообразны. При  этом в экономически развитых странах  преобладают налоговые методы изъятия, а в странах с развивающейся  и относительно закрытой экономикой широко применяются и неналоговые методы, такие, как, например, соглашения о разделе продукции. Так, в политически стабильных экономиках Запада все экономические отношения регулируются законодательством и не являются предметом переговоров. Например, в США и Великобритании вообще не применяются соглашения о разделе продукции. Менее экономически стабильные страны имеют больше условий, подлежащих переговорам.

Информация о работе Налогообложение природопользования