Налогообложение природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость. РЕНТА горная — вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты в сельском хозяйстве рента горная отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и от производительности предприятия

Содержание работы

1. Виды природных ресурсов и формы собственности на отдельные их виды
2. Понятие природной ренты и способы ее изъятия
3. Сущность платного природопользования
4. Нормативно-правовая база пользования природными ресурсами
5. О понятиях экономической ренты, горной и земельной ренты
6. Государственные запасы полезных ископаемых и их оценка
7. Содержание экономического механизма природопользования.
8. Система налогообложения в экономическом механизме природопользования
9. Недропользователи: их определение, постановка на учет
10. Платежи при пользовании недрами
11. Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения
12. Понятие «добытое полезное ископаемое» и его использование для целей налогообложения
13. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговая база
14. Методы оценки количества добытых полезных ископаемых
15. Налог на добычу полезных ископаемых: оценка стоимости добытых полезных ископаемых
16. Виды полезных ископаемых; ставки налога на добычу полезных ископаемых
17. Особенности расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья (нефти)
18. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговая декларация
19. Соглашение о разделе продукции: экономическая сущность и реализация в российских условиях
20. Водный налог: плательщики и объекты налогообложения, виды водопользования, не признаваемые объектами налогообложения
21. Водный налог: ставки налога по видам водопользования
22. Водный налог: порядок определения размера налога и сроки его уплаты
23. Сбор за пользование объектами животного мира: плательщики, объекты обложения, ставки рента налогообложение ресурс природопользование
24. Сбор за пользование объектами животного мира: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
25. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (кроме морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
26. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (морских млекопитающих): плательщики, объекты обложения, ставки
27. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов: порядок исчисления, уплаты и представления сведений
28. Совершенствование экономических основ платного природопользования
29. Проблемы налогового администрирования добычи полезных ископаемых
30. Становление и развитие земельного налога в РФ, современное состояние
31. Земельный налог: порядок установления, налогоплательщики, объект налогообложения
32. Земельный налог: налоговые ставки, налог за земли сельскохозяйственного назначения
33. Земельный налог: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога
34. Земельный кадастр и его значение в системе налогообложения
35. Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами
36. Льготы по земельному налогу
37. Земельный налог за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства
38. Роль налогов, сборов и других обязательных платежей за использование природных ресурсов в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета
39. Платежи за пользование лесным фондом: их виды и нормативы распределения между бюджетами
40. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: нормативная правовая база, порядок установления и расчета платежей
41. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду: порядок исчисления и взимание платежей за загрязнение в пределах нормативов, установленных лимитов и сверхлимитное загрязнение

Файлы: 1 файл

prirodopolzovanie_referat.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

При этом преобладают налоги, направленные на изъятие ренты непосредственно  с пользователей природных ресурсов. Однако налогами (косвенными) облагаются и потребители природного сырья. Таким образом, изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты.

Следует подчеркнуть, что при налогообложении  использования ограниченных и не возобновляемых природных ресурсов применяются помимо стандартных (общих для предприятий всех отраслей) и специальные налоговые механизмы.

При изъятии природной ренты в  России упор делается на косвенное  налогообложение, тогда как мировой  опыт показывает преимущество прямого налогообложения

3. Сущность  платного природопользования

 

В подавляющем  большинстве случаев право природопользования является платным. Это означает, что  граждане и юридические лица должны вносить установленную плату  за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно (при получении  данного природного объекта в  пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей).

Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение  заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы:

1) плата  за природные ресурсы (земли,  воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные  и другие природные ресурсы).

Она подразделяется в свою очередь на плату:

за  право пользования природными ресурсами  в пределах установленных лимитов;

за  сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на  воспроизводство и охрану природных  ресурсов.

2) плата  за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий. Она взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх  установленных лимитов;

за  размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

за  размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных  лимитов.

Конкретные  виды и ставки платежей установлены  в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным  ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 ЛК РФ). Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ). При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).

Ставки  платы устанавливаются специальными нормативными актами.

4. Нормативно-правовая  база пользования природными  ресурсами

 

Наиболее  полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в водном и лесном законодательстве. В соответствии с Лесным кодексом РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, ягоды и т.п. В то же время пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод могут быть ограничены в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников - в связи с установленным в них специальным порядком пользования. Порядок осуществления общего водопользования определен в ст. 88 Водного кодекса РФ. Так, на общее водопользование разрешение не требуется. Такое водопользование осуществляется в целях купания, катания на лодках, забора воды для питьевых и бытовых нужд и т.д. . Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве. Так же ФЗ « О недрах» , который Разграничивает предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования.

5. О  понятиях экономической ренты, горной и земельной ренты

 

Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята посредством налогообложения, не затрагивая предложения ресурса.

Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под  рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость.

РЕНТА горная — вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты в сельском хозяйстве рента горная отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и от производительности предприятия.

В условиях капиталистической экономики рента  горная выступает в формах дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты. Основной формой является дифференциальная рента горная (I и II). Дифференциальная рента горная I образуется на лучших и средних по условиям производства участках, где обеспечивается более высокая производительность труда за счёт разработки месторождений, характеризующихся благоприятными природными факторами — качеством сырья (содержанием полезных компонентов, полезных и вредных примесей; масштабом промышленных запасов полезных ископаемых и т.п.), горно-геологическими условиями разработки (мощностью залежей, глубиной залегания, гидрогеологической обстановкой и т.п.), а также местоположением (близостью к основным пунктам потребления, транспортным магистралям, источникам энергии; освоенностью и климатическими условиями района и пр.). Получаемая в результате этого добавочная прибыль и образует дифференциальную ренту горную I, которая присваивается не разработчиком месторождения, а его владельцем. Дифференциальная рента горная II образуется за счёт применения более совершенной технологии добычи и переработки сырья, повышения технической вооружённости труда и пр. Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли  от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в  форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности трудаК ренте земельной относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков. В добывающей промышленности образуется, прежде всего дифференциальная рента, т. к. при добыче полезных ископаемых издержки производства каждой единицы продукции и доставки ее на рынок неодинаковы и находятся в зависимости от богатства недр и от месторасположения угольных шахт, нефтяных промыслов и т. д. Ввиду ограниченности земли общественная цена производства этих товаров регулируется издержками производства на худших (с точки зрения добычи полезных ископаемых) землях. Поэтому на лучших участках образуется дифференциальная рента - разность между общественной и индивидуальной ценой производства.

6. Государственные  запасы полезных ископаемых и  их оценка

 

Запасы  полезных ископаемых (минеральные ресурсы) — количество минерального сырья и органических полезных ископаемых в недрах Земли, на её поверхности, на дне водоёмов и в объёме поверхностных и подземных вод.

Запасы  полезных ископаемых в недрах измеряются в м3 (строительные материалы, горючие газы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руды), в килограммах (благородные металлы) или в каратах (алмазы). Величины запасов полезных ископаемых обладают различной достоверностью их подсчёта, зависящей от сложности геологического строения месторождений и детальности их геологической разведки. Количество запасов оценивается по данным геологической разведки применительно к существующим технологиям добычи. Эти данные позволяют вычислить объём тел полезных ископаемых, а при умножении объёма на плотность позволяют определить запасы полезных ископаемых в весовом исчислении.

При подсчёте запасов жидких и газообразных полезных ископаемых (нефть, подземные  воды, горючий газ), помимо объёмного  метода, применяется способ расчёта  запасов по притокам в скважинах. Для некоторых месторождений полезных ископаемых, кроме того, подсчитывается количество содержащихся в них запасов ценных компонентов (например, запасы металлов в рудах). Запасы полезных ископаемых, по их пригодности для использования в народном хозяйстве разделяются на балансовые и забалансовые.

К балансовым принадлежат такие запасы полезных ископаемых, которые целесообразно  разрабатывать при современном  уровне техники и экономики; к  забалансовым относятся запасы полезных ископаемых, которые из-за их малого количества, низкого качества, сложных условий эксплуатации или переработки ныне не используются, но в дальнейшем могут явиться объектом промышленного освоения. Для определения показателей балансовых запасов полезных ископаемых производят специальные расчёты, характеризующие промышленные кондиции минерального сырья (минимальную мощность тел полезных ископаемых, минимальное промышленное содержание ценных компонентов в полезных ископаемых и максимально допустимые включения горных пород); когда залежь полезного ископаемого постепенно сливается с окружающими её горными породами, рассчитывают т. н. бортовое содержание, то есть содержание ценного компонента, по которому проводится граница между телом полезного ископаемого и вмещающими его горными породами.

7. Содержание  экономического механизма природопользования.

 

Экономический механизм охраны окружающей среды имеет  своими задачами планирование и финансирование природоохранительных мероприятий, установление лимитов использования природных  ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы, размещение отходов и др. виды вредного воздействия, представление предприятием, учреждением, организациям, а также гражданам кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии т.п., возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среды и здоровью человека. В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования.

Первый  тип - компенсирующий (мягкий, пассивный) механизм, либеральный в экологическом  отношении. Он ставит самые общие  ограничительные экологические  рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен, главным образом, на компенсацию негативных экологических последствий, и слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Он направлен главным образом на борьбу с негативными экологическими последствиями экономического развития, а не с причинами возникновения экологических деформаций. Такой мягкий механизм сейчас формируется в России.

Второй  тип - стимулирующий развитие эколога  сбалансированных и природоохранных  производств и видов деятельности. Ведущее место в функционировании такого механизма природопользования играют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.

Третий  тип экономического механизма природопользования можно охарактеризовать как жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует административные и рыночные инструменты  и посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

В реальной действительности данные механизмы  природопользования не существуют в  чистом виде. Неизбежно их сочетание.

8. Система  налогообложения в экономическом  механизме природопользования

 

В условиях российского формирующегося рынка  можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

1. платность  природопользования;

2. система  экономического стимулирования  природоохранной деятельности;

3. плата  за загрязнение окружающей природной  среды;

4. создание  рынка природных ресурсов;

5. совершенствование  ценообразования с учетом экологического  фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

6. экологические  фонды;

7. экологические  программы;

8. продажа  права на загрязнение;

9. система  "залог - возврат";

10. экологическое  страхование

Дадим краткое пояснение каждому элементу. Платность природопользования должна включать плату: 1) за право пользования природными ресурсами; 2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.

Существенное  значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение  экосистемы.

Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.

Что касается налогообложения, то должны применяться  пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные  природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего.

Информация о работе Налогообложение природопользования