Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности налоговой политики и её отражение в теориях налогов и налогообложения, а также исследовать направление совершенствования налоговой политики в настоящее время.
Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотрение сущности налоговой политики,
отражение налоговой политики в теориях налогов и налогообложения,
определение направления совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время.
Содержание
Введение 3
1. Сущность, цели и задачи налоговой политики 5
2. Отражение налоговой политики в теориях налогов и налогообложения 14
3. Направление налоговой политики Российской Федерации в настоящее
время 26
Заключение 34
Список использованных источников 38
К принципам налоговой политики относят соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Через использование указанных принципов, налоговая политика России способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризиса [21, ст. 244].
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В России это следующие методы:
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. Информирование (пропаганда): деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, не обходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и так далее. Цель воспитания налогоплательщиков: привитие им осознанной необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей. Цель предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества [22, ст. 244].
Консультирование: это разъяснение финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применении которых на практике вызывает у налогоплательщиков затруднение.
Льготирование: деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налоги или сборы [22, ст. 245].
Контролирование: деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, нацеленную на достижение высоких уровней налоговой дисциплины.
Принуждение: деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения. Теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков [22, ст. 245].
Сложившиеся
в России те или иные закономерности
налоговых отношений отражают тактику
и стратегию налоговой
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики [Дмитриев, ст. 22].
Рис. 1.2. Типы налоговой политики [21, с. 245]
Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.
Второй тип — политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали. В сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает:
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика— это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование [14, ст. 157].
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу это налоговая стратегия, а на текущий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге — к экономическому кризису [21, ст. 247].
Главной стратегической задачей налоговой политики и основной целевой установкой трансформации налоговой политики России, является переход от налогообложения фискального типа к политике, учитывающей и согласовывающей финансовые интересы и потребности всех участников налогового процесса. Важнейшими критериями (эффективности и оптимальности налоговой политики наряду с бюджетными показателями становятся показатели, характеризующие степень устойчивости финансового положения реального сектора на микро- и макроуровне (масштабы убыточности, характер кругооборота капитала, обеспеченность предприятий оборотными средствами, темпы роста производства и инвестиций, показатели инновационной деятельности и т. д.) [21, ст. 249].
В данной главе была рассмотрена и отражена сама сущность налоговой политики. Тем самым, мы видим, что налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и интересами социальных групп, стоящих у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель при минимальных затратах обеспечить максимально возможную мобилизацию доходов, необходимых государству для выполнения его функций, а в конечном итоге, создание условий для экономической стабилизации прогресса общества. Правильно поставленная налоговая политика, это основа защищенности граждан и успешной деятельности государства.
Отражение налоговой политики в
теориях налогов и
Научное представление о сущности и роли налогов в экономической системе менялось по мере развития общества. Только в XVIII в. налог стал рассматриваться как долг, правовая обязанность субъектов перед государством, как обязательный денежный платеж в государственную казну. Однако первые налоговые теории, как упорядоченной совокупности самостоятельных научных представлений об общественном предназначении налогов, относятся еще к XVII в. [15, ст. 34].
Рис. 2.1. Теории налогов [15, с. 51]
Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения [16, ст. 378].
В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).
К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д. [16, ст. 379]
Одной из первых общих налоговых теорий является теория эквивалентного обмена. Она строилась на признании возмездного характера налогообложения, на частноправовом взгляде на государство и налоговые отношения как результат соглашения между гражданами и государством, в соответствии с которым за налоги члены общества «покупают» у государства услуги по охране границ, поддержанию правопорядка и т.п. [15, ст. 34]. Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: земля, леса, капиталы), поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции правительственной власти. При таких условиях теория обмена услуг являлась формальным отражением существующих отношений. Таким образом, налоговая политика носила возмездный характер, по защите граждан, так как граждане покупали у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д.
Разновидностью теории обмена является атомистическая теория налогов, или теория «общественного (публичного) договора», основоположниками которой были С. де Вобан (1633—1707 гг.) и Ш. Монтескье (1689—1755 гг.). Они считали, что налог является результатом договора между гражданами и государством, на основании которого подданные вносят государству плату за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и иные услуги. При этом уплата налогов и пользование услугами являются обязательными. Такой обмен взаимовыгоден, поскольку самозащита каждому подданному в отдельности обошлась бы дороже, чем уплата налога, который и является платой за выгоды и мир [24, ст. 77].
Для обеспечения защиты от внешнего врага и поддержания внутреннего правопорядка необходимы армия, суд, полиция и другие государственные институты, которые требуют средств для их содержания. С этой целью и взимаются налоги. То есть совершается обмен одних ценностей на другие — налогов на услуги правительства, также как производится плата продавцу за товары, адвокату за консультацию и т.д. [15, ст. 36]. Налоговая политика носит взаимовыгодный характер, так как самому неспособному правительству дешевле и лучше охранять подданных, чем если бы каждый из них защищал себя caмocтoятeльнo.
В первой половине XIX в. известный экономист Ж. С. Сисмонди разработал теорию налога как «наслаждения». Основная ее идея состоит в том, что налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества «наслаждения» от общественного порядка, правосудия, обеспечения охраны личности и собственности. Если непривычное слово «наслаждение» заменить на общепринятые термины «выгоды, блага, услуги», то нетрудно заметить, что рассматриваемая теория есть не что иное, как разновидность налоговой теории эквивалентного обмена услуг. Вот что писал по этому поводу сам автор: «Итак, деньги, уплачиваемые в виде налогов, выгодно употребляются, с одной стороны, если все, что взято во имя общественных наслаждений, действительно идет на эти наслаждения. Налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение». Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. Налоговая политика направлена на покрытие ежегодных расходов государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан [15, ст. 36].
Еще одной общей налоговой теорией, стоящей особняком, но тем не менее имеющей тесную связь с теорией обмена, является теория налога как страховой премии. Идея страхования в налогообложении возникла в XVIII в. и была развита во второй половине XIX в. А. Тьером и его последователями в лице Дж. Мак-Куллоха, Э. де Жирардена и др. Суть теории состоит в следующем. Общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить налоги пропорционально своему доходу или имуществу для покрытия издержек по охране и защите собственности. Налоги, таким образом, представляют собой страховой платеж, который уплачивается субъектами на случай наступления страхового риска. Налогоплательщики в зависимости от размера своих доходов (имущества) страхуют свою собственность от риска войны, пожара, кражи и т.д., однако в отличие от обычного страхования налоги уплачиваются не для получения суммы страхового возмещения при наступлении страхового случая, а для финансирования затрат государства по обеспечению обороны и правопорядка. Так, Жирарден писал: «Налоги, как мы понимаем, должны служить страховой премией, уплачиваемой имдицима, чтобы застраховать себя от всякого риска, который мог им помешать в их владении и пользовании» [24, ст. 79].
Информация о работе Налоговая политика и ее взаимосвязь с теорией налогов и налогообложения