Налоговая политика и ее взаимосвязь с теорией налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности налоговой политики и её отражение в теориях налогов и налогообложения, а также исследовать направление совершенствования налоговой политики в настоящее время.
Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотрение сущности налоговой политики,
отражение налоговой политики в теориях налогов и налогообложения,
определение направления совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время.

Содержание работы

Содержание

Введение 3
1. Сущность, цели и задачи налоговой политики 5
2. Отражение налоговой политики в теориях налогов и налогообложения 14
3. Направление налоговой политики Российской Федерации в настоящее
время 26
Заключение 34
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая по теории и истории налогообложения.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Согласно идеи пропорционального  налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости [16, ст. 402].

В соответствии с прогрессивным  обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем Коммунистическом Манифесте даже связывали её с уничтожением частной собственности и построением социализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в., но её элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Жан Жака Руссо (1712—1778 гг.) и Жан Батиста Сэя (1767—1832 гг.). Однако все сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов [16, ст. 403].

Таким образом, при пропорциональном налогообложении налоговая политика направлена на экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования, а при прогрессивном налогообложении наоборот, налоговая политика направлена на социальную справедливость, чтобы все платили одинаковый процент налога, т.е. налоговая политика придерживается при этом принципа равенства.

Одна из основных проблем налогообложения нашла  свое отражение в теории переложения  налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причем вопрос о переложении  налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что её практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения [15, ст. 59].

При прямом налогообложении  источник уплаты формируется непосредственно у налогоплательщика и он же обычно выступает и объектом налогообложения. При косвенном налогообложении источник уплаты налога не является объектом налогообложения и, как правило, возмещается налогоплательщику в составе выручки от реализации через механизм ценообразования.

Косвенные налоги содержат в себе такой важнейший  отличительный признак, заложенный в самом механизме данного типа налогообложения, как переложение налогового бремени первоначальным плательщиком на потребителей его продукции путем законного повышения продажных цен в виде надбавок к ним или включения налогов в ценообразующие издержки [16, ст. 405].

Возможность частичного переложения налогового бремени имеется и у плательщиков прямых налогов. Однако она, как правило, не очень высока и всегда в большей или меньшей степени связана с определенными правонарушениями налогового и антимонопольного законодательства, правил ценообразования и т.п., поскольку такие действия противоречат сущности прямого налогообложения. Косвенные же налоги на законных основаниях перекладываются первоначальными или промежуточными плательщиками на конечных потребителей. Само понятие «косвенный» налог предполагает, что влияние его на доход конечного потребителя (носителя налога) происходит опосредованно, через его расходы в определенной части цены потребленного им товара (услуги). В этом характерном свойстве косвенных налогов экономисты видят одновременно, и экономическую справедливость (право выбора — сколько платить или вообще не платить), и социальное неравенство (регрессивность по отношению к доходам) при распределении налогового бремени.

По существу, концепция налогового предела лежит в основе теории предложения. В самом общем виде она сводится к тому, что существует некий предел, объективные границы налоговых изъятий чистого продукта общества и доходов налогоплательщиков, за которыми налогообложение теряет свою фискальную и регулирующую эффективность. В рамках теории «экономики предложения» особо подчеркивается значение предельных ставок налогов, поскольку именно эти ставки непосредственно влияют на решение налогоплательщиков, браться за дополнительную деятельность и дополнительное инвестирование или не браться [16, ст. 406].

А. Лаффер утверждал, что более низкие ставки налогов  способны не только не уменьшить, но и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Таким образом, мы видим, что почти во всех теориях налоговая политика в основном была направлена на поддержание деятельности государства, за счет налоговых поступлений, взамен на обеспечение благополучия граждан.

 

Направление налоговой политики Российской Федерации в настоящее время

 

К настоящему времени  в Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в  Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес.

Тем не менее, современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.  В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособности налоговой системы.

Принимая во внимание, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.

Поэтому направления  налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы. Поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших услуг и выполнения возложенных на него функций [12, ст. 3].

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации [4].

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач:

  1. модернизацию российской экономики;
  2. обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы [6, ст. 40].

Структура и уровень  налогообложения должны оказывать  позитивное воздействие на структурные  изменения в экономике, формировать  комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую степень ответственности  при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться [28, ст. 2].

При формировании налоговой  политики на среднесрочную перспективу  должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный  период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство  граждан и организаций находятся  сегодня в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения  о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года) [29, ст. 3].

Необходимо постоянно  анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической  деятельности, стимулировать темпы  роста экономики, в том числе  и с помощью механизмов налоговой политики [4].

В ходе обсуждения мер  налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько  меры в области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки  для преодоления кризисных явлений. Стоит вопрос в том, что стоит ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной. Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.

При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи  с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Предстоит реализовать  следующие меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

  1. повышение эффективности налогового администрирования;
  2. реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя;
  3. совершенствование налогообложения добычи нефти;
  4. переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа;
  5. введение налога на недвижимость [12, ст. 6].

Рассмотрим предложенные меры поподробнее.

Повышение эффективности  налогового администрирования подразумевает  сокращение возможностей уклонения  от уплаты налогов. При этом необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства и создающих препятствия для развития инновационного сектор экономики, активизации инвестиционных процессов. Также необходимо продолжать работу по внедрению административных регламентов деятельности налоговых органов. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основании  открытых критериев, учитывающих в том числе качество обслуживания налогоплательщиков [12, ст. 4].

Наиболее масштабным изменениям в плановом периоде будет подвергнут единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога.

При принятии решения  о регрессивной шкале ставок ЕСН  не предполагалось, что эффективная  налоговая ставка будет снижаться, поэтому для предотвращения дальнейшего  ее падения необходимо принять решение о восстановлении эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 г. уже начиная с 1 января 2010 г., недопущении ее снижения в будущем, а также принять иные меры, направленные на обеспечение полной уплаты ЕСН всеми налогоплательщиками, выплачивающими доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам [12, ст. 4].

Предлагается начиная  с 2010 г. ЕСН заменить страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в  пенсионный фонд, фонд медицинского страхования  и фонд социального страхования.

На решение данных задач будут направлены следующие изменения в законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2010 г.:

  1. в условиях 2010 г. эффективная ставка взносов в фонд социального страхования остается неизменной по отношению к действующему законодательству, ставка в фонд медицинского страхования увеличивается на 2 процентных пункта (повышение тарифа на работающее население);

 

Таблица 1.1.1

Предлагаемые ставки страховых взносов по различным направлениям [12, с. 4]

 

в процентах

Налоговая база

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Итого

До 1 100 000 руб.

19,25

2,25

4,5

26,0

От 1 100 001 до 2 300 000 руб.

7,0

1,0

2,0

10,0

Свыше 2 300 001 руб.

2,0

0

0

2,0

Информация о работе Налоговая политика и ее взаимосвязь с теорией налогов и налогообложения