Налоговая политика и ее взаимосвязь с теорией налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности налоговой политики и её отражение в теориях налогов и налогообложения, а также исследовать направление совершенствования налоговой политики в настоящее время.
Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотрение сущности налоговой политики,
отражение налоговой политики в теориях налогов и налогообложения,
определение направления совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время.

Содержание работы

Содержание

Введение 3
1. Сущность, цели и задачи налоговой политики 5
2. Отражение налоговой политики в теориях налогов и налогообложения 14
3. Направление налоговой политики Российской Федерации в настоящее
время 26
Заключение 34
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая по теории и истории налогообложения.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Налоговый кодекс РФ будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегодную индексацию порогов регрессии на величину, соответствующую прогнозируемому приросту номинальной заработной платы;
  2. будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для последних двух категорий налогоплательщиков льготные шкалы ставок взносов (параметры которых также будут подлежать ежегодно индексации) будут отменены, начиная с 2020 г.;
  3. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», получат возможность включать сумму уплаченных взносов в состав расходов, уменьшающих налоговую базу;
  4. с 2010 г. следует перейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов.

Совершенствование налогообложения  добычи нефти включает в себя, изменение  критериев предоставления налоговых  каникул либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения) [12, ст. 5].

В долгосрочной перспективе (2014 – 2015 гг.), по мере наработки соответствующих  методов налогового администрирования, возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.

Новые принципы налогообложения  добычи природного газа будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи.

В долгосрочной перспективе  предполагается создать эффективную  систему налогообложения недвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого требуется создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:

  1. создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств, а также внедрение системы консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций;
  2. повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога;
  3. повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением тех видом расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Кроме того, надо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики;
  4. постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса. При проведении акцизной политики необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами;
  5. совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами;
  6. сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения [12, ст. 6].

В 2008 году в условиях разраставшегося кризиса наряду с теми мерами, которые были намечены заранее, пришлось принять ряд экстраординарных, быстрых и энергичных решений. Была снижена ставка налога на прибыль, втрое увеличен размер «амортизационной премии», увеличены нормативы, в пределах которых в налоге на прибыль учитываются процентные расходы. Резко снижены ставки налога на добычу полезных ископаемых для нефтяной отрасли. Увеличены налоговые вычеты для граждан при приобретении жилья, расходовании средств на обучение, медицинские цели и участие в пенсионных программах. Регионы получили право снизить с 15 до 5% ставки для упрощенной системы налогообложения. Правительство пошло на предоставление рассрочки по уплате НДС, заменив единые поквартальные платежи уплатой суммы налога тремя ежемесячными платежами. Некоторые из этих решений вступили в силу во второй половине 2008 года,  некоторые – в начале 2009 года [10, ст. 3].

В 2009 году, так же как и в ближайшие годы, столь масштабных налоговых новаций не предвидится, однако широко будут использоваться другие, в том числе бюджетные, механизмы оздоровления экономики и преодоления кризиса. В то же время ряд важных налоговых изменений планируется, а некоторые из них уже реализованы в виде законов [10, ст. 3].

Уже приняты поправки в Налоговый кодекс, расширяющие возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Если в 2009 году этим налоговым режимом могут пользоваться только те предприятия и индивидуальные предприниматели, у которых годовая выручка не превышает 30 млн. руб., то в следующем году это пороговое значение удвоится и станет равным 60 млн. руб. [10, ст. 3]

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности страны, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [6, ст. 36].

Предполагается, что реализация указанного направления должна осуществляться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

  1. создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;
  2. обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;
  3. проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов [6, ст. 36].

Следовательно, вся система  налоговых мер должна ориентировать бизнес на усиление инвестиционной активности и технологическое развитие производства на базе инноваций. При этом не должна упускаться из виду и решение задачи наполнения казны доходами, учитывая, во-первых, определяющее значение в них налоговых источников и, во-вторых, что в кризисный период происходит снижение уровня доходов бюджетной системы.

Необходимо постоянно  анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

 

 

Заключение

 

Изучив данную тему мы четко представляем, что налоговая политика является составной частью фискальной политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

В первой главе была раскрыта сущность, цели и задачи налоговой политики.

Проведение налоговой  политики основывается на том, что посредством  налогов можно влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества. Таким образом, главной целью  налоговой политики — при минимальных затратах обеспечить максимально возможную мобилизацию доходов, необходимых государству для выполнения его функций, а в конечном итоге, создание условий для экономической стабилизации прогресса общества.

Государственная налоговая политика должна быть в полной мере ориентирована на защиту основ конституционного строя России и соответствовать принципам справедливости и соразмерности доходам каждого человека и гражданина, вместе с тем обеспечивая неуклонное исполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

При проведении эффективной налоговой политики происходит не только обеспечение правового  порядка, т. е. взыскание с налогоплательщиков налоговых платежей и финансовых санкций, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а постоянное их совершенствование в соответствии с развитием общества.

Во второй главе было рассмотрено на что была направлена налоговая политика в теориях налогов. На мой взгляд налоговая политика предопределяла теорию налогов. В зависимости от целей государства, устанавливались те или иные налоговые платежи.

Первые общие  и частные налоговые теории стали  появляться в XVII в. Их 
развитие продолжается по сей день. К наиболее известным общим налоговым 
теориям относятся: теория эквивалентного обмена и ее разновидности, классическая и неоклассическая теории налогов и налогообложения, теория налога как жертвы, теория удовлетворения коллективных (общественных) потребностей, кейнсианская и неокейнсианская теории налогов и налогового регулирования, налоги в теориях монетаризма и «экономики потребления». Среди частных налоговых теорий выделяются теории: единого налога, пропорционального 
и прогрессивного налогообложения, переложения налогов (налогового бремени), прямого и косвенного налогообложения, налогового предела.

Теория эквивалентного обмена строилась на признании возмездного характера налогообложения, на частноправовом взгляде на налоговые отношения как результат негласного соглашения между гражданами и государством, в соответствии с которым члены общества «покупают» у государства за налоги услуги по охране границ, поддержанию правопорядка и т.п. Разновидностями налоговой теории обмена являются атомистическая теория или теория общественного (публичного) договора, теория фискального договора, теория налога как «наслаждения», теория налога как страховой премии.

Классики политэкономии  впервые попытались научно обосновать экономическую природу налогов в рамках общей теории стоимости (ценности), полезности, производительного (непроизводительного) характера труда и услуг государства. Им же принадлежит первенство в разработке научных принципов налогообложения. Представители неоклассической школы развили теорию нейтральности налогов в условиях экономики постиндустриального общества и изменившейся роли государства. Они переориентировали научные исследования от чисто теоретического направления к научно-прикладному.

В основе теории налога как жертвы лежит учение о  происхождении налогов от жертвоприношений, о правовом государстве и вытекающая из него идея о принудительном (законодательно-правовом) характере налоговых отношений. Эта теория отвергает возмездность налоговых отношений, считая налоги ущербом для экономики.

Основная  суть налоговой теории удовлетворения коллективных (общественных) потребностей заключается в следующем. С развитием экономики расширяется государственное финансовое хозяйство, усложняются функции государства и возрастают коллективные (общественные) потребности. Для их удовлетворения государство принудительно взыскивает налоги. Все разновидности теории коллективных потребностей представляют собой развитие налоговой теории обмена, в которую вводится понятие «неделимые общественные (коллективные) блага», производимые государством как хозяйствующим субъектом, принудительной платой за которые выступают налоги.

Заслуга кейнсианской школы состоит в том, что она заложила основы теории государственного налогового регулирования. Неокейнсианская школа развила положения Дж. Кейнса в направлении их научно-прикладного использования в практике макроэкономического регулирования современной рыночной экономики.

Разработчики теории «экономики предложения» впервые вывели и научно обосновали специфические налоговые закономерности и макроэкономические зависимости между величиной налогового бремени, налоговыми поступлениями и показателями экономического роста. Получила научное обоснование частная теория налоговых пределов, и как следствие — теория налогового регулирования в условиях стагфляции.

В основу частной  теории единого налога положен вывод  о том, что поскольку все налоги в конечном счете уплачиваются из дохода, постольку единый (один или основной) налог теоретически более целесообразен (нежели использование множества различных налогов) как простой и короткий путь пополнения государственной казны. В данной теории впервые отчетливо прозвучала идея справедливости в налогообложении.

Информация о работе Налоговая политика и ее взаимосвязь с теорией налогов и налогообложения