Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:53, реферат
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с данным определением можно выделить следующие признаки налога:
а) обязательность платежа;
б) индивидуальная безвозмездность;
в) денежная форма;
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы.
Специальные налоговые
режимы могут предусматривать
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения
для сельскохозяйственных
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
1.2. Принципы налогообложения.
Особое место в создании
системы налогообложения
I. Классические принципы – они идеализируют налогообложение, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной. Фундаментальные принципы описаны в трудах А.Смита, Д.Рикардо, Н. Тургенева и др. К классическим принципам относятся: справедливость, равномерность, удобство, дешевизна.
II. Внутринациональные – на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Принципы построения российской налоговой системы закреплены ст. 3 Налогового кодекса.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Тема 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Понятие и структура налоговой системы
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории государства, а также норм и правил, определяющих права и систему ответственности участников налоговых отношений. Налоговую систему РФ характеризует следующая структура налогов и сборов:
Наименование показателя |
Консолидированный бюджет РФ и бюджеты гос. внебюджетных фондов |
Федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ и территориальных внебюджетных фондов | |||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, млн. руб. |
9 322 424, 1 |
11 194 452, 1 |
5 368 426, 6 |
6 501 967, 1 |
3 954 172, 8 |
4 692 842, 3 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
31,43 |
31,85 |
3,64 |
3,92 |
69,17 |
70,53 |
Налог на прибыль организаций |
13,57 |
15,85 |
3,64 |
3,92 |
27,04 |
32,38 |
Налог на доходы физических лиц |
17,87 |
15,99 |
0,00 |
0,00 |
42,13 |
38,15 |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦ. НУЖДЫ |
22,75 |
20,36 |
36,65 |
32,53 |
3,89 |
3,51 |
Единый социальный налог |
8,62 |
0,00 |
12,11 |
0,00 |
3,88 |
0,00 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
16,14 |
15,82 |
23,44 |
22,19 |
6,22 |
6,99 |
НДС |
12,62 |
11,87 |
21,92 |
20,44 |
0,01 |
0,01 |
Акцизы |
3,51 |
3,94 |
1,52 |
1,75 |
6,21 |
6,98 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
9,58 |
10,72 |
16,64 |
18,45 |
¾ |
¾ |
Налог на добавленную стоимость |
9,37 |
10,45 |
16,27 |
17,99 |
¾ |
¾ |
Акцизы |
0,21 |
0,27 |
0,37 |
0,46 |
¾ |
¾ |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
1,88 |
1,86 |
0,28 |
0,28 |
4,06 |
4,04 |
Упрощенная система налогообложения |
1,17 |
1,20 |
0,21 |
0,22 |
2,48 |
2,56 |
Единый налог на вмененный доход |
0,69 |
0,63 |
0,07 |
0,06 |
1,53 |
1,42 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,02 |
0,02 |
0,003 |
0,00 |
0,05 |
0,05 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
6,11 |
5,61 |
0,00 |
0,00 |
14,41 |
13,39 |
Налог на имущество физических лиц |
0,17 |
0,14 |
¾ |
¾ |
0,40 |
0,33 |
Налог на имущество организаций |
4,14 |
3,77 |
¾ |
¾ |
9,76 |
8,99 |
Транспортный налог |
0,67 |
0,68 |
¾ |
¾ |
1,57 |
1,61 |
Налог на игорный бизнес |
0,12 |
0,00 |
¾ |
¾ |
0,28 |
0,00 |
Земельный налог |
1,02 |
1,03 |
¾ |
¾ |
2,41 |
2,46 |
НАЛОГИ и СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
11,60 |
12,87 |
18,74 |
21,66 |
1,89 |
0,69 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
11,30 |
12,56 |
18,28 |
21,17 |
1,83 |
0,63 |
Водный налог |
0,09 |
0,06 |
0,15 |
0,09 |
¾ |
0,00 |
Сбор за пользование объектами животного мира |
0,002 |
0,002 |
¾ |
¾ |
0,005 |
0,004 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,04 |
0,04 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
0,51 |
0,92 |
0,61 |
0,97 |
0,37 |
0,86 |
2.2. Налоговое законодательство
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое законодательство включает в себя:
1) международные договоры по вопросам налогообложения.
Вопрос о соотношении национального законодательства и норм международного права необходимо рассматривать с учетом конституционно-правовой нормы, устанавливающей приоритет норм международных договоров перед внутренним законодательством (ст. 15 Конституции).
2) законодательство РФ о налогах и сборах, в частности:
- Налоговый Кодекс РФ и
- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;
3) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, например, законов о налоге на имущество организаций, транспортном налоге, налоге на игорный бизнес;
4) нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, например, решений Дум муниципальных образований по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц.
Кроме того, существуют нормативные правовые акты органов исполнительной власти (Минфин России, Правительство РФ, ФНС, ФТС).
Важным элементом налоговых отношений является действие актов налогового законодательства во времени, включающее в себя:
-порядок введения в действие актов налогового законодательства;
-наличие обратной силы
Акты законодательства о налогах вступают в силу
- не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования
- не ранее 1-го числа
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных НК.
Федеральные законы, вносящие изменения в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок, устраняющие обязанности плательщиков, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Наличие обратной силы налоговых законов
Характеристика законодательного акта |
|
Акты налогового законодательства: - устанавливающие новые налоги и (или) сборы - повышающие налоговые ставки, размеры сборов - устанавливающие
или отягчающие -устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством |
Обратной силы не имеют |
Акты налогового законодательства: -устраняющие
или смягчающие -либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей |
Имеют обратную силу |
Акты налогового законодательства: -отменяющие налоги и (или) сборы -снижающие размеры ставок налогов (сборов) - устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей -или иным образом улучшающие их положение |
Могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это |
2.3. Участники налоговых отношений.
Участниками налоговых отношений являются:
1) организации и физические
лица, признаваемые
2) организации и физические
лица, признаваемые налоговыми
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
Налогоплательщики
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).
Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам относятся также индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Налогоплательщики имеют право (Статья 21):
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
5) на своевременный
зачет или возврат сумм
5.1) на осуществление
совместной с налоговыми