Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с данным определением можно выделить следующие признаки налога:
а) обязательность платежа;
б) индивидуальная безвозмездность;
в) денежная форма;

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам 2012.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

1) наличных денежных  средств и денежных средств  в банках, на которые не было  обращено взыскание;

2) имущества,  не участвующего непосредственно  в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных  ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции  (товаров), а также иных материальных  ценностей, не участвующих и  (или) не предназначенных для  непосредственного участия в  производстве;

4) сырья и  материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества,  переданного по договору во  владение, в пользование или распоряжение  другим лицам без перехода  к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества,  за исключением предназначенного  для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи.

Обязанность по уплате налога считается исполненной  с момента реализации имущества  организации или индивидуального  предпринимателя и погашения  задолженности за счет вырученных сумм. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать такое имущество.

Решение о взыскании  за счет имущества, принятое после истечения 1 года, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налога. Заявление может быть подано в суд в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

 

Принудительное взыскание в судебном порядке

Взыскание налога в судебном порядке производится:

 

1) с организации,  которой открыт лицевой счет;

 

2) в целях  взыскания недоимки, числящейся  более 3 месяцев за зависимыми (дочерними) предприятиями, с основных (преобладающих, участвующих) предприятий в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка зависимых предприятий, а также за основными (преобладающими, участвующими) предприятиями, с зависимых (дочерних) предприятий, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ;

 

3) с организации  или индивидуального предпринимателя,  если их обязанность по уплате  налога основана на изменении  налоговым органом юридической  квалификации сделки, совершенной  таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

 

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки налоговыми органами в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

 

5) в случае пропуска налоговым органом срока принятия решения о взыскании за счет денежных средств на счетах плательщика (не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования). Исковое заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

 

6) при взыскании налога, сбора, пени и штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст.48 НК).

Заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев:

а) со дня истечения срока исполнения требования об уплате - если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей;

б) со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей - если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 1 500 рублей;

в) со дня истечения трехлетнего срока - если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, учитываемого налоговым органом (таможенным органом), сумма не превысила 1 500 рублей.

Копия заявления  о взыскании не позднее дня  его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления  о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование о  взыскании налога, сбора, пеней, штрафов  за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым  органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению  о взыскании может прилагаться  ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

Взыскание на основании  вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Взыскание производится в следующей очередности:

-  денежные  средства на счетах в банке;

- наличные денежные  средства;

-  имущество,  переданное по договору во  владение, в пользование или распоряжение  другим лицам без перехода  к ним права собственности,  если такие договоры будут  расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

- другое имущество,  за исключением предназначенного  для повседневного личного пользования  физическим лицом или членами его семьи.

Обязанность по уплате налога, сбора, пени, штрафов считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетную систему РФ пени не начисляются. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать такое имущество.

 

 

Налоговое обязательство прекращается:

1) с уплатой  налога или сбора;

2) со смертью  физического лица - налогоплательщика  или с объявлением его умершим. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества;

3) с ликвидацией  организации-налогоплательщика после  проведения всех расчетов с  бюджетной системой;

4) с возникновением  иных обстоятельств, с которыми  налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога или сбора.

 

2.5. Способы  обеспечения исполнения налогового  обязательства

Исполнение обязанности  по уплате налогов и сборов может  обеспечиваться следующими способами:

  1. залог
  2. поручительство
  3. пени
  4. приостановление операций по счетам
  5. арест имущества

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Предметом залога может  быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству. Предметом залога по договору между налоговым органом  и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

 

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут  солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся  пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

По исполнении поручителем  своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит  право требовать от налогоплательщика  уплаченных им сумм, а также процентов  по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Поручителем вправе выступать  юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

 

Пеней признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки  исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога или сбора за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приостановление операций по счетам в банке применяется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов), нотариусов, адвокатов:

1) для обеспечения  исполнения решения о взыскании  налога, сбора, пеней и (или)  штрафа,

2) в случае непредставления  налогоплательщиком-организацией налоговой  декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций, за исключением платежей, очередность исполнения которых предшествует уплате налогов и сборов, а также уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов.

 

Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации (налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора) в отношении его имущества. Арест производится в случае неуплаты в установленные сроки налога, пеней и штрафов и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Применяется только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации по ст. 47 НК.

Арест имущества  может быть:

1) полным -  при  котором плательщик не вправе  распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа;

2) частичным  - при котором владение, пользование  и распоряжение имуществом осуществляются  с разрешения и под контролем  налогового или таможенного органа.

Арест может  быть наложен на все имущество  налогоплательщика-организации, но только которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

 

2.6. Налоговый  контроль

Налоговый контроль –  это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

В ст.82, 103 НК РФ определены основные принципы осуществления налогового контроля, согласно которым в ходе налогового контроля не допускаются:

  • причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов
  • нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Информация о работе Налоговая система государства