Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с данным определением можно выделить следующие признаки налога:
а) обязательность платежа;
б) индивидуальная безвозмездность;
в) денежная форма;

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам 2012.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Существует несколько  форм налогового контроля, каждая из которых  имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля.

Налоговые проверки – это занимающая центральное место форма налогового контроля, обеспечивающая непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. 

Учет налогоплательщиков – форма налогового контроля, обеспечивающая формирование единой базы данных (ЕГРН) обо всех подлежащих налоговому контролю объектах посредством постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах, соответственно, по местонахождению организаций, по местонахождению их обособленных подразделений, по месту жительства физических лиц, а также по местонахождению принадлежащего налогоплательщикам налогооблагаемого имущества и транспортных средств.

Виды налоговых проверок:

1) камеральные налоговые  проверки;

2) выездные налоговые  проверки.

 

Камеральная налоговая  проверка

Проводится:

1) по месту нахождения  налогового органа на основе  налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа;

2) уполномоченными должностными  лицами налогового органа в  соответствии с их служебными  обязанностями

3) без какого-либо специального  решения руководителя налогового  органа 

4) срок проведения - в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

 

Если выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между  сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведениям, имеющимся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в  налоговый орган выписки из регистров  налогового и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Проверяющий обязан рассмотреть  представленные пояснения и документы.

Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налоговый  орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного  нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

При проведении камеральных  налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать  документы:

1) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы – документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

2) при подаче налоговой  декларации по НДС, в которой  заявлено право на возмещение  налога (вправе истребовать документы,  подтверждающие в соответствии со ст. 172 правомерность применения налоговых вычетов);

3) по налогам, связанным  с использованием природных ресурсов - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания  камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

 

 

Выездная налоговая  проверка

Предмет проверки  - правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Проводится на территории (в помещении) налогоплательщика; если у плательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, по крупнейшим налогоплательщикам – налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Выездная налоговая  проверка в отношении одного налогоплательщика  может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой  проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Возможность проведения повторной проверки:

1) вышестоящим налоговым  органом - в порядке контроля  за деятельностью налогового  органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом,  ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления плательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) в связи с реорганизацией  или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Если при повторной  выездной проверке выявлены правонарушения, которые не были выявлены при первоначальной проверке, к плательщику не применяются налоговые санкции (исключение: если невыявление факта правонарушения при первоначальной проверке явилось результатом сговора между плательщиком и должностным лицом налогового органа).

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных проверок в течение календарного года (исключение: в случае принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки плательщика).

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных  лиц налоговых органов  ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

У него могут быть истребованы  необходимые для проверки документы  посредством вручения требования о представлении документов. Документы представляются в виде заверенных печатью и подписью руководителя организации (заместителя руководителя, уполномоченного лица)  копий. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При невозможности предоставления в течение дня, следующего за днем получения требования, необходимо письменно уведомить проверяющих с указанием причин и сроков, в течение которых могут быть представлены документы. В течение 2 дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Выездная налоговая  проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока устанавливаются ФНС.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При этом проверка может  быть приостановлена на срок не более 6 месяцев в совокупности для:

1) истребования документов (информации) о плательщике или  налоговом агенте или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных располагающих документами лиц (направляется письменное поручение об истребовании в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы ® после получения в течение 5 дней налоговый орган направляет этому лицу требование о представлении документов ® лицо исполняет требование в течение 5 дней со дня получения)

2) получения информации  от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров РФ (срок может быть увеличен на 3 месяца);

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский  язык документов, представленных  налогоплательщиком на иностранном  языке.

При необходимости в  ходе проверки может проводиться:

1) инвентаризация имущества ;

2) осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов – производится в присутствии понятых, в необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, составляется протокол;

3) выемка документов и предметов – производится на основании мотивированного постановления в присутствии понятых; предлагается добровольная выдача, в случае отказа производится принудительно; составляется протокол; если есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять подлинники, с которых изготавливают копии, заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются одновременно с изъятием документов или в течение 5 дней после изъятия;

4) привлекаться свидетели – может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, за исключением адвокатов, аудиторов и лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

5) экспертиза – если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле; осуществляется на договорной основе. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц.

6) привлечение переводчика – не заинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое на договорной основе;

7) привлечение понятых – вызываются в количестве не менее 2 человек любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

В последний  день проверки проверяющий обязан составить справку о предмете и сроках проведения проверки и вручить ее плательщику или его представителю. В течение 2 месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым (его представителем) и вручается последнему в течение 5 дней с даты этого акта  под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае уклонения проверяемого от получения акта, этот факт отражается в нем, и акт направляется по почте заказным письмом и считается полученным на 6 день. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверяемый в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения, приложив подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии).

В рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверять  деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Может проводиться самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по региональным и (или) местным налогам сроком не более 1 месяца.

 

2.7. Виды налоговых  правонарушений и условия привлечения  к ответственности.

 

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное  противоправное деяние (действие или  бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым  кодексом установлена ответственность.

Физическое лицо может  быть привлечено к ответственности с 16 лет. Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности. Привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию виновности лежит на налоговых органах. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновным признается лицо, совершившее противоправное деяние:

Информация о работе Налоговая система государства