Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с данным определением можно выделить следующие признаки налога:
а) обязательность платежа;
б) индивидуальная безвозмездность;
в) денежная форма;

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам 2012.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

11) привлекать для проведения  налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве  свидетелей лиц, которым могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения  налогового контроля;

13) заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении  действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды  общей юрисдикции или арбитражные  суды иски:

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения в случаях, предусмотренных НК;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных  действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом;

о досрочном расторжении  договора об инвестиционном налоговом  кредите;

в иных случаях, предусмотренных  НК.

 

Налоговые органы обязаны (Статья 32):

11) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль  за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц;

4) бесплатно информировать  (в том числе в письменной  форме) налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться  письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения налогового законодательства;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам при их постановке  на учет в налоговых органах  сведения о реквизитах соответствующих  счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения  о возврате налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту сумм излишне уплаченных  или излишне взысканных налогов,  сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК;

8) соблюдать налоговую  тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту по его запросу справки  о состоянии расчетов указанного  лица по налогам, сборам, пеням  и штрафам на основании данных  налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по  заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам. Результаты сверки оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта;

12) по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента выдавать копии решений,  принятых налоговым органом в  отношении этого налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента.

13) если в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) плательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

Таможенные  органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

 

Органы  внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня их выявления направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Органы внутренних дел также несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

 

2.4. Налоговая  обязанность и ее исполнение

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК. Она возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

 

Обязанность по уплате налога может быть исполнена:

I. добровольно

II. принудительно:

а) в бесспорном порядке

б) в судебном порядке

I. Добровольное исполнение обязанности

Обязанность по уплате налога считается исполненной:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения  на лицевом счете организации (которой открыт лицевой счет) операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

3) со дня внесения физическим  лицом в банк, кассу местной  администрации либо в организацию  федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ;

4) со дня вынесения налоговым  органом решения о зачете сумм  излишне уплаченных или излишне  взысканных налогов, пеней, штрафов  в счет исполнения обязанности  по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

 

II. Принудительное исполнение обязанности

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанности  по уплате налога является основанием для направления налоговым органом  или таможенным органом налогоплательщику  требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме  задолженности по налогу, размере  пеней, начисленных на момент направления  требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Сроки направления требования об уплате налога и сбора:

1) не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ установленной формы.

2) по результатам  налоговой проверки - в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления в силу соответствующего решения.

Требование может  быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Указанные правила  применяются также в отношении  требований об уплате сборов, пеней, штрафов  и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и  налоговым агентам. В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

 

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке:

 

I. путем обращения  взыскания на денежные средства на счетах плательщика (агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика в течение 6 дней после вынесения решения. В случае невозможности вручения решения налогоплательщику (агенту) под расписку, решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма.

В банк, в котором  открыты счета плательщика, направляется на бумажном носителе или в электронном виде поручение налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств. Поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Взыскание может  производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. Если взыскание производится с рублевых счетов поручение налогового органа исполняется банком не позднее 1 операционного дня, следующего за днем получения поручения, если с валютных счетов - не позднее 2 операционных дней, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный ГК РФ. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в день получения банком поручения, оно исполняется по мере поступления денежных средств: не позднее 1 операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее 2 операционных дней, следующих за днем поступления на валютные счета.

Не производится взыскание с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного  договора. Налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока денежных средств  с депозитного счета на расчетный (текущий) счет, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

При взыскании  налога налоговым органом может  быть применено приостановление  операций по счетам налогоплательщика (агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Перечисленные выше правила применяются и при  взыскании сбора, пени, штрафов.

 

II. взыскание  налога, сбора, пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя. Применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа.

Решение о взыскании  налога за счет имущества организации  или индивидуального предпринимателя  принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В течение 3 дней с момента вынесения такого решения направляется соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом в 2-месячный срок со дня поступления к нему постановления. Взыскание налога за счет имущества производится последовательно в отношении:

Информация о работе Налоговая система государства