Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с данным определением можно выделить следующие признаки налога:
а) обязательность платежа;
б) индивидуальная безвозмездность;
в) денежная форма;

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам 2012.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

6) представлять свои  интересы в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, лично либо через  своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  актами налоговых органов или  незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения  материалов налоговой проверки  или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК.

Налогоплательщики обязаны (Статья 23):

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном  порядке в налоговый орган  по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность  предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства  индивидуального предпринимателя,  нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы  и их должностным лицам в  случаях и в порядке, которые  предусмотрены НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности,  предусмотренные законодательством  о налогах и сборах.

10) сообщать в налоговый  орган лично или через представителя,  почте заказным письмом или  в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или  о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение 7 дней со дня открытия (закрытия). Распространяется на нотариусов, адвокатов.

о возникновении или  прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права;

обо всех случаях участия  в российских и иностранных организациях - в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) - в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения

об изменениях в  ранее сообщенные в налоговый  орган сведения об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) -  в течение 3 дней со дня изменения соответствующего сведения;

обо всех обособленных подразделениях российской организации  на территории РФ, через которые  прекращается деятельность (которые закрываются) -

в течение 3 дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение 3 дней со дня прекращения деятельности через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

о реорганизации или ликвидации организации - в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

 

Налоговые агенты

п. 1 ст. 24 НК РФ закрепляет определение налоговых агентов.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Ими могут быть организации (российские и постоянные представительства  иностранных организаций) и физические лица - индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников.

Обязанности налогового агента возникают в нескольких случаях:

во-первых, когда организации  и физические лица выступают как  источники доходов и в соответствии со ст. 226 НК РФ обязаны исчислять, удерживать и перечислять налог на все виды доходов физических лиц, за исключением доходов, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам, доходов по операциям с ценными бумагами, полученных от продажи имущества, выигрышей, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр и т.д.;

во-вторых, когда российские организации или постоянные представительства  иностранных организаций - партнеры иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств и получающих доходы на территории РФ, в соответствии с п. 4 ст. 286 НК РФ уплачивают налог на прибыль и НДС;

в-третьих, когда российские организации выплачивают дивиденды  или проценты владельцам акций или долей в уставных капиталах (ст. 275 НК РФ);

в-четвертых, в соответствии со ст. 161 НК РФ (п. 1 и 2) российские организации  и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары у иностранных  лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, выступают в качестве налоговых агентов по уплате НДС. Налоговыми агентами по уплате НДС признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества (п. 3 ст. 161), а также органы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, ценностей, перешедших государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров по реализации на территории РФ с не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков иностранными лицами (п. 5 ст. 161 НК РФ), а также являющиеся собственником судна: на момент его исключения из Российского международного реестра судов, если такое исключение произведено в течение десяти лет с момента его регистрации или если в течение 45 календарных дней после перехода права собственности на судно (к заказчику строительства судна) не осуществлена регистрация его в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Действия налогового агента распространяются только на налоги.

Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ налоговый агент за неисполнение или ненадлежащие исполнение своей обязанности несет ответственность согласно ст. ст. 120, 123, 125, 126, 129 НК РФ и ст. ст. 198, 199 УК РФ.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать  в налоговый орган по месту  своего учета о невозможности  удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных  и выплаченных налогоплательщикам  доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета  документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет  обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

 

Налоговые органы

Налоговые органы находятся  в ведении Министерства финансов РФ. Единую централизованную систему  налоговых органов составляют центральный  аппарат, т.е. Федеральная налоговая служба, а также территориальные налоговые органы.

Федеральная налоговая  служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за за соблюдением валютного законодательства РФ.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                налоговые органы

 

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности  налоговых органов

Налоговые органы вправе (Статья 31):

1) требовать в соответствии  с законодательством о налогах  и сборах от налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов  у налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  при проведении налоговых проверок  в случаях, когда есть достаточные  основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного  уведомления в налоговые органы  налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по  счетам налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  в банках и налагать арест  на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК;

6) осматривать любые  используемые налогоплательщиком  для извлечения дохода либо  связанные с содержанием объектов  налогообложения независимо от  места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;

7) определять суммы  налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками  в бюджетную систему РФ, расчетным  путем на основании имеющейся  у них информации о налогоплательщике,  а также данных об иных аналогичных  налогоплательщиках в случаях  отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в порядке, установленном НК;

10) требовать от банков  документы, подтверждающие факт  списания со счетов налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента и с корреспондентских  счетов банков сумм налогов,  сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

Информация о работе Налоговая система государства