Налоговая система РФ и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:23, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 118.97 Кб (Скачать файл)

Налоговая система  РФ и перспективы её развития

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ

1.1 Понятие, принципы построения  и основные функции налоговой  системы РФ

1.2 Характеристика налоговой  системы Российской Федерации

1.3 Подходы к определению  эффективности современной налоговой  системы

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Анализ структуры и  динамики налоговых доходов консолидированного  бюджета РФ

2.2 Анализ проблем обеспечения  налоговыми доходами бюджетов  различных уровней

2.3 Проблемы и ограничения  развития современной налоговой  системы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Направления совершенствования  налоговой системы РФ

3.2 Расчет экономического  эффекта полученного в результате  перехода НДС к НСП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно  изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция  ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности  выплат или выплат заработной платы  через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях  налоговой системы, выстроенных  в социально ориентированных  развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов  налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста. При регулировании  развития территорий налоги играют в  этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально  неэффективных решений.

Подобным образом в  перспективе должна функционировать  налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема выпускной  квалификационной работы "Налоговая  система РФ и перспективы её развития" является актуальной.

Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы выступили учебники, учебные пособия  по экономике и налогообложению, монографии, затрагивающие проблемы функционирования налоговой системы, публикации в научных журналах.

В качестве аналитической  базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2005-2008 годах, а также данные за январь –  ноябрь 2009 года.

Объектом исследования в  выпускной квалификационной работе выступает налоговая система  Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую  систему РФ, выявить проблемы и  определить перспективы её развития.

Для достижения указанной  цели, в работе поставлены следующие  задачи:

- дать понятие "налоговая  система", выделить основные характеристики  и принципы построения налоговой  системы;

- дать детальную характеристику  налоговой системы Российской  Федерации;

- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой  системы Российской Федерации;

- проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной  части консолидированного бюджета  РФ с целью выявления основных  тенденций в налоговой системе  РФ;

– оценить перспективы  развития налоговой системы РФ;

– предложить направления  совершенствования налоговой системы  РФ.

В данной работе используются следующие научные методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод, метод  восхождения от абстрактного к конкретному, статистический и экономический анализ.

Дипломная работа состоит  из трёх глав. В первой и во второй главах по три параграфа, в третьей  – два. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой  системы РФ. Во второй главе дипломной работы проводится анализ проблем функционирования налоговой системы РФ. В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ.

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие, принципы  построения и основные функции  налоговой системы РФ

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы и основные функции, обобщить отечественный и зарубежный опыт.

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система –  это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном законодательством  порядке.

Также налоговая система  рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством  налогов, сборов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства.

И.М. Александров рассматривает  налоговую систему как совокупность и структура различных видов  налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение  налоговой системы, которое и  будет взято за основу в данной работе.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия  государства на развитие экономики  прямо или косвенно включают и  налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование  охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое  регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая  доктрина и налоговая политика  государства;

- законодательная база  для строительства налоговой  системы;

- механизм установления  и ввода в действие налогов  и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового  контроля и др.

Мировая практика организации  налоговых систем показывает, что  существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в  использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему  можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и  косвенными налогами; соотношение между  налогами и объёмами внутренней и  внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при  строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов  налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

Принципы построения эффективной  налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность  - налоговая система не должна  мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию  ресурсов (материальных, трудовых и  финансовых).

- Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия  экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим  лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение  длительного периода времени.  Таким образом, этот принцип  практически смыкается с принципом  стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый  подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения  и низкий уровень издержек  по взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные  большинству налогоплательщиков, а  процедура взимания налогов должна  быть относительно дешевой.

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков – каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав – недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав; налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не  запрещённой законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения – при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ.

Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы её развития