Налоговая система РФ и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:23, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 118.97 Кб (Скачать файл)

Доля начисленного налога на добавленную стоимость (45,8% к ВВП) и налоговых вычетов (38,1% к ВВП) за исключением вычетов, предъявляемых  подрядными организациями при выполнении капитального строительства; вычетов  по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, в расчете  ожидаемой оценки на 2007 год приняты  на уровне сложившихся долей за 9 месяцев 2006 года без учета 1 квартала, в котором отражено влияние переходного  периода. При прогнозировании доходов  федерального бюджета по налогу на добавленную стоимость на 2007 год  эти доли составляли 45,16% к ВВП  и 36,6% к ВВП соответственно.

Однако следует отметить, что в последующих периодах возможна корректировка налоговой базы, что  повлечет изменение указанных сумм.

Прогнозируемое в 2007 году возмещение налога на добавленную стоимость  при выполнении соглашений разделе  продукции уменьшит поступление  налога на 6,6 млрд. рублей.

С учетом всех факторов ожидаемая  сумма поступления в федеральный  бюджет налога на добавленную стоимость  на 2007 год оценивается в размере 1048,9 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета  по налогу на добычу полезных ископаемых 2007 года ожидаются в сумме 911,5 млрд. рублей и по сравнению с показателями Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2007 год" уменьшаются на 126,3 млрд. рублей.

При ожидаемом в 2007 году среднем  уровне мировых цен на нефть марки "Юралс" в размере 55 долларов за баррель коэффициент, характеризующий  динамику мировых цен на нефть, составит 4,6106. С учетом корректировки налоговой  ставки на указанный коэффициент  расчетная налоговая ставка по нефти  на 2007 год планируется в размере 1931,83 рубля за тонну нефти.

Уменьшение мировых цен  на нефть по сравнению с заложенной в расчетах к бюджету мировой цене на нефть в размере 61 доллара за баррель приведет к уменьшению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 120,3 млрд. рублей. Увеличение объема добычи нефти, подлежащего налогообложению, с 456,448 млн. тонн до 457,721 млн. тонн приведет к увеличению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 2,5 млрд. рублей.

Изменение объемов добычи:

- прочих полезных ископаемых  в 2007 году приведет к уменьшению  поступлений налога на 0,6 млрд. рублей;

- газа горючего природного  и газового конденсата увеличит  доходы бюджета на 1,6 млрд. рублей  и 1,4 млрд. рублей соответственно.

Доходы федерального бюджета  на 2007 год доходы от вывозных таможенных пошлин ожидаются в размере 1629,1 млрд. рублей, что на 369,8 млрд. рублей меньше, чем предусмотрено Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2007 год".

Вывозные таможенные пошлины  на товары (кроме группы 27 ТН ВЭД) оцениваются  с учетом фактического поступления  в федеральный бюджет за 2006 год  по этой группе товаров и объемов  экспорта в 2007 году, снижения и отмены экспортной пошлины по отдельным  видам товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (за исключением углеводородного  сырья) на сумму 100,0 млн. долларов США  или 2,6 млрд. рублей.

Формирование доходов  федерального бюджета на 2008 год и  на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 года, основных направлений налоговой  и бюджетной политики на 2008 - 2010 года и оценки поступлений доходов  в федеральный бюджет в 2007 году.

При формировании проекта  бюджета учитывалось налоговое  законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Как сообщили в Министерстве регионального развития РФ, в феврале 2009 года в сравнении с аналогичным  месяцем 2008 года налоговые поступления  сократились в 57 регионах России. Максимальное снижение демонстрируют Тюменская область и Ямал - налоговые доходы здесь сократились на 70%, в ХМАО они снизились на 50%, в Удмуртии и Челябинской области - на 45%, в Пермском крае и Москве - на 43%, в Свердловской области - на 38%. В целом же по России в феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008 года сокращение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 26%.

За февраль в "копилки" российских регионов поступило 122 миллиарда  рублей налогов на доходы физических лиц, что на 4% больше показателя февраля  прошлого года. Доходы выросли в 67 регионах, из них в 30 более чем на 10%. Однако и тут Свердловская и Челябинская области, вместе с Кемеровской продемонстрировали отрицательный результат - там поступления НДФЛ, наоборот, снизились на 10%.

Налог на прибыль принес в "кошельки" регионов России 9,9 миллиарда  — это всего 11% от объемов аналогичного периода прошлого года. При этом в ряде субъектов, в том числе  в Тюменской и Челябинской  областях, на Ямале, а также в Пермском крае поступления и вовсе отсутствуют. Это связано с возвратами данного  налога хозяйствующим субъектам.

Формирование доходов  федерального бюджета на 2008 - 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации  и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в  Резервный фонд и Фонд будущих  поколений, исходя из того, что формируемый  Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый  Фонд будущих поколений будет  аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно. Прогноз поступления  доходов с учетом формирования нефтегазовых доходов приведен в приложении №3.

Рис. 5. Планируемые нефтегазовые доходы в млрд. руб.

Рис. 6. Доходы федерального бюджета в млрд. руб.

Доходы федерального бюджета  в 2008 году прогнозируются в размере 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП (Приложение №4).

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые  доходы в сумме 4200,7 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к  ВВП); целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.

По сравнению с ожидаемым  исполнением федерального бюджета 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей.

Изменение основных показателей  макроэкономического прогноза в  целом приведет к увеличению доходов  федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие  факторы:

- рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;

- изменение объемов импорта  – на 144,2 млрд. рублей;

- увеличение прибыли прибыльных  предприятий, объема производства  и реализации подакцизной продукции,  объема добычи полезных ископаемых  и прочих объемных показателей  – на 115,1 млрд. рублей;

- изменение структуры  объемных показателей – на 6,8 млрд. рублей;

- изменение экспортных  цен на газ природный – на 2,3 млрд. рублей.

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

- изменения цены на  нефть марки "Юралс" - на 74,2 млрд. рублей;

- изменения объемов экспорта  – на 9,7 млрд. рублей;

- снижения курса рубля  по отношению к доллару США  – на 6,2 млрд. рублей (Приложение 5).

Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов  федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния  прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.

Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 году составит 19,14% и по сравнению с 2007 годом снизится на 1,24 процентных пункта, в том числе  за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к ВВП.

Доходы федерального бюджета  Российской Федерации планируются  на 2009 год и 2010 год в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП) соответственно.

В апреле 2009 года доходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  составили 670 млрд. рублей, что на 5% меньше уровня апреля 2008 года. Об этом говорится  в докладе о социально-экономическом  положении субъектов Российской Федерации в апреле 2009 года.

Объемы поступлений снизились  в 34 регионах. В 11 из них доходы упали  более чем на 15%. Наибольшее падение  доходов зафиксировано в Красноярском крае и Тюменской области (на 27%), г. Москва (на 25%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 20%), Челябинской области (на 19%), Республике Коми, Удмуртской Республике и Кемеровской области (на 18%).

Рост доходов зафиксирован в 57 регионах, из них в 26 – более  чем на 30%. Данный факт обусловлен предоставлением  в апреле 2009 года в финансовой помощи из федерального бюджета.

В апреле 2009 года сокращение бюджетных поступлений произошло  в 26 регионах. Наиболее неблагоприятная  ситуация сложилась в Сахалинской  области (падение доходов на 40%), Красноярском крае (на 39%), г. Москва (на 38%), Тюменской  области (на 28%), Челябинской области (на 24%).

2.3 Проблемы и  ограничения развития современной  налоговой системы

Говоря о проблемах  современной налоговой системы  РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования –  налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной  и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических  процедур приводят к значительному  увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения  на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое  развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том  числе и в отношении к каждому  конкретному налогу. Эффективность  налогообложения заключается в  следующем:

– для государства –  в увеличении доходов бюджета  за счет налоговых поступлений и  развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих субъектов  – в получении максимально  возможных доходов (прибыли) при  минимизации налоговых платежей;

– для населения –  в получении достаточных доходов  для существования при уплате установленных налогов, за счет которых  государство предоставляет необходимые  социальные услуги.

Доходы федерального бюджета  за январь-март 2009 года, по предварительным  данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный  период 2008 года.

Общий объем налоговых  и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).

Поступление доходов в  январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного  при разработке поправок в закон  о федеральном бюджете на 2009 год  и плановый период 2010 и 2011 годов. К  наиболее существенным факторам, оказавшим  негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение  мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.

С учетом исполнения бюджета  по доходам и расходам дефицит  федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).

В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным  данным Минфина России, обеспечили "другие федеральные органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших  за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование  денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке  Российской Федерации для учета  средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в  сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам  в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.

При формировании проекта  бюджета учитывалось налоговое  законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом.

Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы её развития