Налоговая система РФ и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:23, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 118.97 Кб (Скачать файл)

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) – суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы,  что важно для субъектов налоговых  отношений (для государства при  формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков  – при планировании своих доходов,  в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

В мировой практике имеет  место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым  можно отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др.

Экономическая сущность налогов  непосредственно вытекает из их функций.

Функция налога — это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присуши следующие  функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция(фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное  регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

• регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит  главным образом в определении "правил игры", т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей  и наемных рабочих. К ним относятся  законы, постановления, инструкции государственных  органов, регулирующие взаимоотношения  товаропроизводителей, продавцов и  покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие  порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг  и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

• регулирование развития народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений идотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей ипроизводств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая.Спомощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс исоциально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Поэтому налогам  присуща контрольная функция, которая  способствует количественному и  качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых  поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

1.2 Характеристика  налоговой системы Российской  Федерации

Созданная в Российской Федерации  налоговая система по своей общей  структуре и по перечню налоговых  платежей в основном соответствует  системам налогообложения в странах  с рыночной экономикой.

Первая, общая часть НК регламентирует важнейшие положения  налоговой системы России, в частности  перечень действующих налогов и  сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства  с налогоплательщиками и их агентами.

Это общая часть, которая  регламентирует важнейшие положения  налоговой системы России, в частности  перечень действующих налогов и  сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства  с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы  конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса  практически завершена.

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы  Российской Федерации на современном  этапе.

Элементами, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время  к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах  и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. В настоящее время  к региональным налогам относятся:

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее  время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество  физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми  в государстве законами.

Субъектами налога в РФ являются организации (юридические  лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством  возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налогоплательщики и плательщики  сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

- получать по месту  своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию (в  том числе в письменной форме)  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговой отчетности  и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах  Российской Федерации и органов  местного самоуправления - по вопросам  применения соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления о местных налогах  и сборах;

- использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  НК РФ;

- на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

- присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

- получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

- требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

- требовать соблюдения  налоговой тайны;

- требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие  права, установленные действующим  налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- встать на учет в  налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена НК  РФ;

- вести в установленном  порядке учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения,  если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

- представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации  по тем налогам, которые они  обязаны уплачивать, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах, а также  бухгалтерскую отчетность в соответствии  с Федеральным законом "О  бухгалтерском учете";

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных НК  РФ, документы, необходимые для  исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы её развития