Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:11, лекция
Налоги и их виды.
Принципы налогообложения. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение.
Кривая Лаффера.
Переложение налогового бремени.
Лекция 5. Налогово-бюджетная политика
5.1 Налоги и их виды
Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов - их принудительный характер. Это означает, что физическое или юридическое лицо обязано по закону уплачивать налог, независимо от своего желания. Нарушение этой обязанности связано с наказанием, предусмотренным законами той или иной страны.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. В тех случаях, когда речь идет о прямых налогах, сумма налога вносится непосредственно налогоплательщиком в казну. При косвенном налогообложении сумма налога «сидит» в цене реализуемого товара или услуги. Например, купив пачку сигарет, вы тем самым уплатили косвенный налог, поскольку величина акциза заложена в цену товара. Акцизы - налоги, взимаемые путем включения их в цены некоторых товаров широкого потребления, прежде всего алкоголя, бензина, табака. Налог с продаж - тоже косвенный налог, но сфера его действия шире, чем акциза.
В Российской Федерации действует
трехуровневая система
Важные определения, связанные с налогообложением.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В экономической теории и практике бухгалтерского учета налоговая ставка, как правило, выражается в процентах. Например, если в качестве налоговой базы выступает личный доход гражданина величиной 100 тыс. руб., а величина исчисленного налога составляет 10 тыс. руб., то налоговая ставка составит (10 тыс. руб./100 тыс. руб.) х 100% = 10%.
Следует различать категории предельной и средней налоговой ставки. Предельная налоговая ставка выражает отношение прироста уплачиваемого налога к приросту полученного дохода. Средняя налоговая ставка - это отношение выплаченного налога к величине налогооблагаемого дохода.
Налоги выполняют важнейшие функции в рыночной экономике, среди которых традиционно принято выделять стимулирующую, перераспределительную и фискальную.
1. Стимулирующая функция. Налог
может стимулировать действия
экономического субъекта в
Налоги изменяют, или искажают,
экономическое поведение людей.
В этом смысле можно говорить о
том, что налоги могут выступать
и стимулом со знаком «минус», т. е.,
например, побуждать уклоняться от
предложения трудовых услуг, сокращать
инвестирование и т.д. История налогообложения
отмечена многочисленными примерами
искажающего эффекта. Результатом
введенного в Англии налога на окна
было появление домов без окон.
Петр I вводил налог на бороды, Н.С. Хрущев
- на яблоневые деревья в личных
подсобных хозяйствах. Поведенческий
эффект налогообложения - особенно важен,
поскольку: налоги изменяют, или искажают
поведение людей. Искажения связаны
с попытками налогоплательщиков
уменьшить свои налоговые обязательства.
В экономической теории принято
считать, что налог является неискажающим
тогда, когда индивид не может
предпринять что-либо для изменения
своих налоговых обязательств. В
экономической теории неискажающий
налог называют паушальным. В учебниках
по налогообложению и экономике
общественного сектора в
В связи со стремлением индивидов сократить свои налоговые обязательства, важно разобраться в различиях таких понятий, как избежание налогов (налоговая оптимизация) и уклонение от уплаты налогов физических и юридических лиц. В обоих случаях речь идет о налоговой минимизации, т. е. целенаправленных действиях налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить свои налоговые обязательства перед государством. В зависимости от того, происходит ли налоговая минимизация в рамках существующего законодательства или с нарушением его, в теории и практике различаются указанные выше два понятия.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.
Налоговая оптимизация (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных способов и приемов.
Высокое налоговое бремя, сложность и запутанность налоговых законов, большое количество подзаконных налоговых актов, нестабильность налогового законодательства и т.п. способствуют стремлению экономических агентов «уйти в тень» и разрастанию теневого сектора экономики в целом. Рассматривая проблему уменьшения налоговых обязательств, следует подчеркнуть, что легальных и законных способов уклонения от уплаты налогов (а не налоговой оптимизации) не существует.
Перераспределительная функция. При анализе перераспределительной функции налогов важно понять взаимосвязь двух проблем: справедливости и эффективности. Изымая в виде налогов доходы у одной группы населения и передавая их в виде различных социальных выплат (трансфертов) другим группам, государство в идеале стремится сгладить слишком сильное неравенство в распределении доходов, которое может сложиться под воздействием «невидимой руки» рынка. Но подобное перераспределение может так изменить стимулы экономического поведения людей, что общество столкнется с неэффективным распределением ограниченных ресурсов в ходе этого перераспределения.
Фискальная функция налогов отражается в стремлении соответствующих властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов.
Все три рассмотренные функции налогов могут приходить в противоречие друг с другом. Так, например, фискальная функция может войти в противоречие со стимулирующей функцией: снижение ставки подоходного налога, призванное стимулировать деловую активность экономических агентов, противоречит (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) фискальной функции. Увеличение ставки подоходного налога для наиболее обеспеченных субъектов и уменьшение ее для бедных слоев населения может способствовать более равномерному распределению доходов, но вместе с тем подрывать стимулы к предпринимательской деятельности наиболее активных, предприимчивых, не боящихся идти на риск экономических агентов
5.2 Принципы налогообложения.
Прогрессивное,
Система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.
В некоторых изданиях можно встретить названия «идеальная налоговая система», «желательная налоговая система», «налоговая система гуманистического общества» и т.п. Речь идет о том, что в экономической теории принято относить к нормативному анализу (что должно быть), в отличие от позитивного (что есть в реальности). Перечисленные ниже 6 принципов отвечают на вопрос как должно быть, однако это не означает, что существующие в мире налоговые системы в действительности в полной мере соответствуют этим принципам.
1.
Принцип эффективности, или
2.
Принцип гибкости связан с
реакцией системы
3.
Принцип административной
4.
Принцип приоритета личности
связан с тем, что налоговая
система должна быть
5.
Принцип политической
6.
Принцип справедливости
Вертикальное равенство
В связи с проблемой
Принцип платежеспособности. Этот принцип означает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто больше получает, тот и больше платит. На первый взгляд, это вполне справедливо, но и здесь возникают сомнения. Получается, что, чем в большей степени индивиду свойственны инициатива, риск, предприимчивость, приносящие ему более высокие доходы, тем больше налогов он должен платить. Но эти сомнения могут быть отчасти развеяны встречным примером: сын миллионера, получивший огромное наследство просто в силу своего родственного отношения и проводящий жизнь в праздности, должен уплатить налог на наследство, а также платить по более высоким ставкам подоходного налога. Принцип платежеспособности означает, что более богатые люди платят и абсолютно, и относительно более высокие налоги, чем бедные. В целом в большинстве стран с рыночной экономикой преобладает именно принцип платежеспособности, хотя на практике используется и принцип получаемых выгод.
Принцип получаемых выгод. Согласно этому
подходу, физические и юридические
лица должны уплачивать налог пропорционально
тем выгодам, которые они получают
от государства. Например, тот, кто пользуется
хорошими дорогами, и должен платить
налоги на поддержание дорог. Если так,
то налоги должны платить автомобилисты.
Но это редкий случай, когда можно
более или менее точно
Рассмотренные 6 принципов идеальной
системы налогообложения