Налогово-бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:11, лекция

Описание работы

Налоги и их виды.
Принципы налогообложения. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение.
Кривая Лаффера.
Переложение налогового бремени.

Файлы: 1 файл

Лекция 5.docx

— 277.13 Кб (Скачать файл)

Лекция 5. Налогово-бюджетная  политика

5.1 Налоги и их виды

 

Налоги - это обязательные сборы, взимаемые  государством с юридических и  физических лиц. Отличительный признак  налогов - их принудительный характер. Это означает, что физическое или  юридическое лицо обязано по закону уплачивать налог, независимо от свое­го желания. Нарушение этой обязанности связано с наказанием, предусмотренным законами той или иной страны.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. В тех случаях, когда речь идет о прямых налогах, сумма налога вносится непосредственно налогоплательщиком в казну. При косвенном налогообложении сумма налога «сидит» в цене реализуемого товара или услуги. Например, купив пачку сигарет, вы тем самым уплатили косвенный налог, поскольку величина акциза заложена в цену товара. Акцизы - налоги, взимаемые путем включения их в цены некоторых товаров широкого потребления, прежде всего алкоголя, бензина, табака. Налог с продаж - тоже косвенный налог, но сфера его действия шире, чем акциза.

В Российской Федерации действует  трехуровневая система налогообложения, т.е. взимаются федеральные, региональные и местные налоги.

Важные определения, связанные  с налогообложением.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта  налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы. В экономической  теории и практике бухгалтерского учета  налоговая ставка, как правило, выражается в процентах. Например, если в качестве налоговой базы выступает личный доход гражданина величиной 100 тыс. руб., а величина исчисленного налога составляет 10 тыс. руб., то налоговая  ставка составит (10 тыс. руб./100 тыс. руб.) х 100% = 10%.

Следует различать категории предельной и средней налоговой ставки. Предельная налоговая ставка выражает отношение  прироста уплачиваемого налога к  приросту полученного дохода. Средняя  налоговая ставка - это отношение  выплаченного налога к величине налогооблагаемого  дохода.

Налоги выполняют важнейшие  функции в рыночной экономике, среди  которых традиционно принято  выделять стимулирующую, перераспределительную и фискальную.

1. Стимулирующая функция. Налог  может стимулировать действия  экономического субъекта в самых  различных сферах: потреблении, сбережении, труде, инвестировании и т.д.  Изменяя налоговые ставки, государство  может воздействовать на объемы  капиталовложений и сбережений, уровень потребления и т.д.

Налоги изменяют, или искажают, экономическое поведение людей. В этом смысле можно говорить о  том, что налоги могут выступать  и стимулом со знаком «минус», т. е., например, побуждать уклоняться от предложения трудовых услуг, сокращать  инвестирование и т.д. История налогообложения  отмечена многочисленными примерами  искажающего эффекта. Результатом  введенного в Англии налога на окна было появление домов без окон. Петр I вводил налог на бороды, Н.С. Хрущев - на яблоневые деревья в личных подсобных хозяйствах. Поведенческий  эффект налогообложения - особенно важен, поскольку: налоги изменяют, или искажают поведение людей. Искажения связаны  с попытками налогоплательщиков уменьшить свои налоговые обязательства. В экономической теории принято  считать, что налог является неискажающим тогда, когда индивид не может  предпринять что-либо для изменения  своих налоговых обязательств. В  экономической теории неискажающий налог называют паушальным. В учебниках  по налогообложению и экономике  общественного сектора в качестве такового чаще всего называют подушный налог, т. е. налог, который каждый платит независимо от дохода или состояния. Однако заметим, что подушный налог  только теоретически является неискажающим. Когда М. Тэтчер, бывшая премьер-министр  Великобритании, приняла решение  о введении подушного налога, то в результате возмущения населения  она вынуждена была уйти в отставку. В реальной жизни любой налог  в той или иной степени является искажающим. Так, косвенный налог - искажающий, потому что человек может изменить свои налоговые обязательства, просто сократив покупки соответствующего товара. Такова же природа и подоходного  налога - его можно сократить, меньше работая или меньше сберегая.

В связи со стремлением индивидов  сократить свои налоговые обязательства, важно разобраться в различиях  таких понятий, как избежание  налогов (налоговая оптимизация) и  уклонение от уплаты налогов физических и юридических лиц. В обоих  случаях речь идет о налоговой  минимизации, т. е. целенаправленных действиях  налогоплательщика, которые позволяют  ему избежать или уменьшить свои налоговые обязательства перед  государством. В зависимости от того, происходит ли налоговая минимизация  в рамках существующего законодательства или с нарушением его, в теории и практике различаются указанные  выше два понятия.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых  и других платежей, при  которой налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

Налоговая оптимизация (легальное  уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных  законодательством льгот, налоговых  освобождений и других законных способов и приемов.

Высокое налоговое бремя, сложность  и запутанность налоговых законов, большое количество подзаконных  налоговых актов, нестабильность налогового законодательства и т.п. способствуют стремлению экономических агентов  «уйти в тень» и разрастанию  теневого сектора экономики в  целом. Рассматривая проблему уменьшения налоговых обязательств, следует  подчеркнуть, что легальных и  законных способов уклонения от уплаты налогов (а не налоговой оптимизации) не существует.

Перераспределительная функция. При анализе перераспределительной функции налогов важно понять взаимосвязь двух проблем: справедливости и эффективности. Изымая в виде налогов доходы у одной группы населения и передавая их в виде различных социальных выплат (трансфертов) другим группам, государство в идеале стремится сгладить слишком сильное неравенство в распределении доходов, которое может сложиться под воздействием «невидимой руки» рынка. Но подобное перераспределение может так изменить стимулы экономического поведения людей, что общество столкнется с неэффективным распределением ограниченных ресурсов в ходе этого перераспределения.

Фискальная функция налогов  отражается в стремлении соответствующих  властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку  именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов.

Все три рассмотренные функции  налогов могут приходить в  противоречие друг с другом. Так, например, фискальная функция может войти  в противоречие со стимулирующей  функцией: снижение ставки подоходного  налога, призванное стимулировать деловую  активность экономических агентов, противоречит (по крайней мере, в  краткосрочной перспективе) фискальной функции. Увеличение ставки подоходного  налога для наиболее обеспеченных субъектов  и уменьшение ее для бедных слоев  населения может способствовать более равномерному распределению  доходов, но вместе с тем подрывать  стимулы к предпринимательской  деятельности наиболее активных, предприимчивых, не боящихся идти на риск экономических  агентов

 

5.2 Принципы налогообложения.  Прогрессивное, пропорциональное  и регрессивное налогообложение

 

Система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией  институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

В некоторых изданиях можно встретить  названия «идеальная налоговая система», «желательная налоговая система», «налоговая система гуманистического общества»  и т.п. Речь идет о том, что в  экономической теории принято относить к нормативному анализу (что должно быть), в отличие от позитивного (что есть в реальности). Перечисленные ниже 6 принципов отвечают на вопрос как должно быть, однако это не означает, что существующие в мире налоговые системы в действительности в полной мере соответствуют этим принципам.

1.             Принцип эффективности, или нейтральности,  означает, что налоги должны как  можно меньше искажать сложившиеся  на рынке отношения, соответствующие  условиям свободной конкуренции  (за исключением внешних эффектов, когда государственное вмешательство  считается обоснованным).

2.             Принцип гибкости связан с  реакцией системы налогообложения  на изменения экономической конъюнктуры.  Например, в ситуации инфляции, когда  повышается общий уровень цен,  налоги также повышаются.

3.             Принцип административной простоты  означает, что налоговая система  в целом характеризуется низкими  административными издержками, ее  прозрачностью и трудностью уклонения  от уплаты налогов.

4.             Принцип приоритета личности  связан с тем, что налоговая  система должна быть направлена  на формирование равных возможностей, а не на создание равных  условий для каждого гражданина. Налоговая система не должна  строиться в соответствии с  некими «государственными потребностями», которые подменяют собой потребности  индивидуумов и изменяют свободный  выбор гражданина.

5.             Принцип политической ответственности  означает, что налогоплательщики  отчетливо сознают, за что именно  они платят налоги. Следовательно,  соответствие этому принципу  позволяет более адекватно отражать  предпочтения населения в отношении  финансирования тех или иных  общественных благ.

6.             Принцип справедливости означает, что налоговое бремя не должно  быть чрезмерно тяжелым для  одних групп налогоплательщиков  и весьма легким - для других. В  связи с этим принято говорить  о горизонтальном и вертикальном  равенстве. Первое из понятий  означает, что люди, одинаковые во  всех отношениях, одинаково облагаются  налогом. Таким образом, система,  построенная на основе горизонтального  равенства, соответствует принципу  недискриминации в налогообложении.

Вертикальное равенство означает, что некоторые люди по своему положению  должны платить более высокие  налоги, чем другие. Например, лица, имеющие более высокий доход, должны платить по более высоким  предельным ставкам налогов.

В связи с проблемой справедливости рассмотрим два наиболее известных  принципа налогообложения, используемых на практике: принцип платежеспособности и принцип получаемых выгод.

Принцип платежеспособности. Этот принцип  означает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто  больше получает, тот и больше платит. На первый взгляд, это вполне справедливо, но и здесь возникают сомнения. Получается, что, чем в большей  степени индивиду свойственны инициатива, риск, предприимчивость, приносящие ему  более высокие доходы, тем больше налогов он должен платить. Но эти  сомнения могут быть отчасти развеяны встречным примером: сын миллионера, получивший огромное наследство просто в силу своего родственного отношения  и проводящий жизнь в праздности, должен уплатить налог на наследство, а также платить по более высоким  ставкам подоходного налога. Принцип  платежеспособности означает, что более  богатые люди платят и абсолютно, и относительно более высокие  налоги, чем бедные. В целом в  большинстве стран с рыночной экономикой преобладает именно принцип  платежеспособности, хотя на практике используется и принцип получаемых выгод.

Принцип получаемых выгод. Согласно этому  подходу, физические и юридические  лица должны уплачивать налог пропорционально  тем выгодам, которые они получают от государства. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, и должен платить  налоги на поддержание дорог. Если так, то налоги должны платить автомобилисты. Но это редкий случай, когда можно  более или менее точно определить конкретных лиц и размер получаемых ими выгод. А как быть с владельцем маленького кафе недалеко от дороги? Мимо его заведения проезжает множество  автомобилистов, которые оставляют  в кафе деньги за выпитое и съеденное. Должен ли владелец этого кафе облагаться налогом по более высокой ставке, поскольку он получает выгоду от автомобильной дороги? А как быть в случае неполных семей? Должна ли мать-одиночка, получающая социальные пособия на детей, платить более высокие налоги? Очевидно, в таком случае сама идея помощи неполным семьям была бы искажена до неузнаваемости.

Рассмотренные 6 принципов идеальной  системы налогообложения показывают, в каком направлении должны совершенствоваться и реформироваться существующие в реальности налоговые системы.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика