Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:11, лекция
Налоги и их виды.
Принципы налогообложения. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение.
Кривая Лаффера.
Переложение налогового бремени.
В российской статистике принято рассматривать
государственные финансы с
консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») - федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
Через государственный бюджет перераспределяется
значительная часть (от 30 до 55%) национального
дохода стран с рыночной экономикой.
Данные о государственных расходах,
а также налоговых изъятиях могут
многое сказать о степени
Дефицит (профицит) государственного бюджета определяется как разница между доходами и расходами. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Первичный профицит определяется как общий дефицит, увеличенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.
Обычно дефицит (профицит) государственного бюджета измеряется в процентном отношении к ВВП. Положительная величина, которая получается при этом вычитании, называется профицитом, т. е. доходы превышают расходы государственного бюджета; отрицательная величина означает дефицит бюджета.
В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных органов власти имеют несколько иную структуру, нежели федеральный бюджет. В них отсутствуют расходы на национальную оборону, поддержку исследований космоса и т.п., но относительно большую долю занимают расходы на образование, медицинское обслуживание; местные республиканские налоги также отличаются от федеральных.
В связи с проблемами федерального бюджета следует сказать о сравнительно новом для экономики России явлении - Стабилизационном фонде — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание.
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части:
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.
Фонд национального
Важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета - это не абстрактные математические упражнения. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополучатели», как работники здравоохранения, образования, военнослужащие, а также регионы, рассчитывающие на дотации, и т.д. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осуществляться лишь за счет урезания других статей расходов. Утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэффективных с общественной точки зрения решений.
5.6 Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Расходы государственного бюджета
и его доходы не всегда совпадают.
Принято различать первичный
и общий дефицит
Принято также различать фактический,
структурный и циклический
Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит - это разность
между доходами и расходами государственного
бюджета, рассчитанная для уровня национального
дохода, соответствующего полной занятости.
Другими словами, это та разница,
которая существовала бы, если бы при
действующей системе
Циклический дефицит - это разница
между фактическим и
Рис. 3. Государственные расходы, налоговые
поступления и дефицит
где: t - налоговая ставка;
G - государственные расходы;
Т - налоговые поступления; У - доход.
В точке Е - сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (Т = G).
Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Итак, если Y = 0, то Т = 0; при У = 1000 млрд. руб. налоговые поступления, т.е. Т, составят: У х 0,2 = 1000 млрд. руб. х 0,2 = 200 млрд. руб. Если доход составляет величину 1500 млрд. руб., то налоговые поступления будут 1500 млрд. руб. х 0,2 = 300 млрд. руб. и т.д.
Допустим, фактический У = 600 млрд. руб. , то Т = 600 млрд. руб. х 0,2 = 120 млрд. руб.; при G = 200 млрд. руб. фактический бюджетный дефицит составит (Т - G) = 120 млрд. руб. - 200 млрд. руб. = -80 млрд. руб.).
Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. руб., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: Т = 1200 х 0,2 = 240 млрд. руб.; G = 200; Т - G = 240 - 200 = 40 млрд. руб. (бюджетный профицит).
Циклический дефицит представляет
собой разницу между
При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита важно обратить внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, мы можем применить подход «утечки - инъекции». К уже известным их видам присоединяются и некоторые другие, которые теперь мы будем принимать в расчет.
Итак, сбережения (S) и чистые налоги (Т), т.е. налоги за вычетом трансфертов, - это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) - это «инъекции».
Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:
S + Т = I + G
Тогда S - I = G - Т, т. е. положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G - Т). Если представить это уравнение как
S = I + (G - Т)
то, очевидно, увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций.
Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S ≠ I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.
Для определения источников финансирования
бюджетного дефицита можно провести
аналогию с бюджетом домашнего хозяйства.
Если за какой-то период времени, например
за год, расходы домашнего хозяйства
превысили его доходы, то налицо
дефицит семейного бюджета. Для
покрытия дефицита можно продать
часть имущества или занять деньги,
т.е. прибегнуть к кредиту. Домашнее
хозяйство не может печатать деньги
или облагать налогом своих соседей
для финансирования своего дефицита.
Но на макроэкономическом уровне правительство,
столкнувшееся с проблемой
Два основных способа финансирования бюджетного дефицита:
Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования.
Займы (внутренние и/или внешние), что принято называть не эмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.
В определенном смысле можно сказать,
что бюджетный дефицит
Министерство финансов берет в долг некоторую сумму у Центрального банка (ЦБ), продавая ему государственные ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов. Последнее тратит эти средства, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таким образом, увеличиваются их резервы и банки расширяют выдачу ссуд.
Следовательно, растет денежная масса, в частности, денежный агрегат М1. Рост денежной массы происходит за счет роста чекового обращения. Налицо - эффект монетизации государственной задолженности. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Вот почему первый способ финансирования дефицита государственного бюджета часто называют инфляционным.
Чтобы покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии нужно занять на кредитном рынке средства не у ЦБ, а у коммерческих банков и населения.
Следовательно, государство, размещая
свои облигации (продавая их населению
и коммерческим банкам), вступает на
кредитном рынке в конкуренцию
с частным сектором. Теперь к спросу
на кредит со стороны частных инвесторов
добавится еще и спрос го
В этом суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная
экспансия, направленная на стимулирование
деловой активности, приводит к росту
процентной ставки и вытеснению государственными
расходами частных