Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа
Целью исследования являются: оптимизация форм и методов государственного регулирования ВЭД в России в переходный период, теоретическое обоснование исходных положений и тенденций развития налогового регулирования ВЭД, разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного налогообложения в России с учетом ограничений, определяемых международными правилами.
Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть общие принципы налогового регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать внешнеэкономическую деятельность ООО «Регион»;
3. Изучить проблемы и перспективы развития ВЭД.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Особенности государственного регулирования ВЭД 5
1.2. Концептуальные основы налогового регулирования ВЭД 8
1.3. Исторический аспект таможенного налогообложения 11
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РЕГИОН» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Регион» 15
2.2. Анализ динамики и структуры внешнеэкономической деятельности ООО «Регион» 21
2.3. Оценка эффективности производства экспортной продукции и анализ точки нулевой прибыли в ООО «Регион» 25
2.4. Налоги организации во внешнеэкономической деятельности 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД 34
3.1. Анализ арбитражной практики ВЭД 34
3.2. Перспективы развития ВЭД 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Институт налоговой службы
(на правах факультета)
Кафедра Налогового дела, бухгалтерского учета и аудита.
Специальность 080107 Налоги и налогообложение.
Налоговое регулирование
внешнеэкономической
Курсовая работа
По дисциплине Федеральные налоги и сборы с организаций.
Выполнила студентка 4 курса
Работа защищена “ ” 2012 г.
Оценка ________
Самара 2012.
Реферат
Курсовая работа: 54 страницы, 11 таблиц, 12 рисунков, 25 источников.
Цель: оптимизация форм и методов государственного регулирования ВЭД в России в переходный период, теоретическое обоснование исходных положений и тенденций развития налогового регулирования ВЭД, разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного налогообложения в России с учетом ограничений, определяемых международными правилами.
Объект исследования: ООО «Регион».
Предмет исследования: налоговое регулирование
внешнеэкономической
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Особенности государственного регулирования ВЭД 5
1.2. Концептуальные основы налогового регулирования ВЭД 8
1.3. Исторический аспект таможенного налогообложения 11
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РЕГИОН» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Регион» 15
2.2. Анализ динамики и структуры внешнеэкономической деятельности ООО «Регион» 21
2.3. Оценка эффективности производства экспортной продукции и анализ точки нулевой прибыли в ООО «Регион» 25
2.4. Налоги организации во внешнеэкономической деятельности 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД 34
3.1. Анализ арбитражной практики ВЭД 34
3.2. Перспективы развития ВЭД 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Актуальность темы исследования. Одной из ключевых проблем проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В нашей стране направления развития теоретических исследований в области государственного регулирования ВЭД в современных условиях в целом и таможенно-тарифного регулирования, в частности, во многом определяются трудами таких авторов как Л.И. Абалкин, Э.Э. Батизи, Б.Н. Габричидзе, И.Н. Герчикова, А.Е. Городецкий, С.И. Долгов, И.И. Дюмулен, А.П. Киреев, А.И. Козырин, М.В. Кокорев, И.И. Кретов, В.В. Круглов, М.В. Наумов, И.П. Фаминский и др. Подходы зарубежных ученых к анализу роли государства в регулировании ВЭД отражены в работах С. Брю, Э.Дж. Долана, П.Х Линдерта, Д. Кейнса, М.Кордена, Ф. Листа, К. Макконнела, Б. Олина, М. Портера, П. Самуэльсона, Э. Хекшера и др.
Целью исследования являются: оптимизация форм и методов государственного регулирования ВЭД в России в переходный период, теоретическое обоснование исходных положений и тенденций развития налогового регулирования ВЭД, разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного налогообложения в России с учетом ограничений, определяемых международными правилами.
Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть общие принципы
налогового регулирования
2. Проанализировать
3. Изучить проблемы и
Объектами исследования явились: внешнеэкономическая политика государства; система государственного регулирования ВЭД России; нормативно-правовое и методическое обеспечение процесса налогового регулирования ВЭД России.
Предметом исследования выступила действующая система таможенного налогообложения в России.
Методологическую основу исследования составили: диалектический способ познания; принципы исторического, логического, системного и сравнительного анализа; приемы индуктивного и дедуктивного изучения.
Теоретической основой послужили: концепции отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области; Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ; законодательные акты РФ, нормативные документы ГТК и МНС России по вопросам государственного регулирования ВЭД в сфере таможенного налогообложения.
С переходом российской экономики на рыночный путь развития появилась настоятельная необходимость всестороннего изучения проблем государственного регулирования ВЭД. Анализ теоретических исследований в данной области показывает, что оценка роли государства в регулировании экономикой, в том числе ВЭД, и выполняемых им регулирующих функций является спорной. Тем не менее, в настоящее время в России формируется единый концептуальный подход к решению этой проблемы. В соответствии с превалирующим мнением о том, что степень государственного вмешательства во внешнеторговую сферу зависит от состояния экономики страны, в частности, ее конкурентоспособности, государственное регулирование ВЭД в России на переходном этапе признается необходимым с использованием всего арсенала возможных средств, включая протекционистские меры [6, с. 385].
Система государственного регулирования ВЭД, целью которого является проведение целенаправленной внешнеэкономической политики, сегодня лишь формируется. В этой связи актуален вопрос о его конкретных инструментах и методах, которые в отечественной литературе принято делить на экономические (тарифные) и административные (нетарифные). Их применение регламентирует российское законодательство, а именно действующий Федеральный Закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Метод тарифного регулирования ВЭД предусматривает использование таможенных пошлин в качестве инструмента регулирования.
Однако на практике в регулировании ВЭД принимают участие большее количество таможенных налогов и сборов, которые подлежат уплате таможенным органам при совершении внешнеторговых операций. В связи с этим, метод тарифного регулирования следует рассматривать гораздо шире, чем это трактуется в законодательстве, а именно как налоговое регулирование ВЭД, которое сводится к воздействию на данную деятельность налоговых регуляторов путем изменения ставок таможенных налогов, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов.
На основе конструктивного анализа системы государственного регулирования ВЭД в отечественной и зарубежной литературе, обобщения развития практики государственного регулирования ВЭД в современной России, автором предложена классификация его методов (см. рисунок 1).
Рис. 1. Классификация методов государственного регулирования ВЭД [10, с. 544]
При рассмотрении закономерностей и тенденций развития государственного регулирования ВЭД, обоснованы приоритеты внешнеторговой политики современной России, в частности, ее основной составляющей – таможенной политики. В условиях финансового кризиса ее главным направлением стало обеспечение поступлений таможенных платежей в бюджет в ущерб защите внутреннего рынка от внешней конкуренции, стимулированию производства и потребления отечественных товаров. Эта тенденция сохранилась и при проведении политики финансовой стабилизации, когда происходило сдерживание экспорта и стимулирование импорта товаров. Очевидно, что при подобном подходе затрудняется деятельность отечественных товаропроизводителей, экономически эффективное интегрирование российской экономики в мировую, осложняется процесс вступления России в ВТО. Несомненно, что таможенная политика должна обеспечивать не только фискальные интересы государства, но и проводить разумный протекционизм, осуществляя действенную защиту, стимулирование и развитие национального производства [1, с. 526].
Экспортная внешнеторговая политика должна обеспечивать всестороннюю поддержку отечественных товаропроизводителей конкурентоспособного сектора экономики, в частности, комплексное предоставление налоговых льгот и стимулирование российских экспортеров. Очевидна необходимость переориентации российского экспорта с сырья и энергоносителей, на долю которых приходится 65 % его объема, на продукцию отраслей обрабатывающей промышленности, передовые технологии, наукоемкую, интеллектуальную продукцию и услуги.
Основой регулирования ВЭД являются общепризнанные в мировой практике экономические методы, поскольку в механизме их реализации используется более широкий набор инструментов, которые, в отличие от административных мер, имеют возможность более гибкого и оперативного применения. Среди экономических методов центральное место занимает налоговое регулирование ВЭД, инструментами которого являются таможенные налоги и сборы.
Налоговое регулирование ВЭД как часть государственного регулирования является одним из элементов налогового механизма и представляет собой комплекс экономических мер, направленных на обеспечение поступления средств от взимания таможенных платежей в бюджет и проведения целенаправленной внешнеторговой политики.
Современными целями налогового регулирования экспорта являются: поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; обеспечение условий для интеграции национальной экономики в мировую. Налоговое регулирование импорта направлено, с одной стороны, на проведение политики разумного протекционизма, с другой – регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем, таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет [7, с. 1280].
В процессе изучения практики применения действующих таможенных платежей, классическим инструментом налогового регулирования ВЭД являются таможенные пошлины. Поэтому в работе большое внимание уделено уточнению и определению категории «таможенная пошлина». В результате проведенного исследования теоретических постулатов и систематизации точек зрения взглядов российских экономистов автор сформулировал собственную концепцию и аргументировал вывод о налоговой природе таможенной пошлины.
Место таможенной пошлины в налоговой системе РФ закреплено в части первой Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст. 13 которого таможенная пошлина относится к федеральным налогам. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет, где обезличиваются и выполняют, как и все прочие налоги, фискальную функцию.
Рассмотрев ряд определений, наиболее приемлемым нам представляется следующее, уточненное автором, определение таможенной пошлины: это – косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы [9, с. 544].
В связи
с тем, что инструменты
В целом, российское законодательство по таможенному налогообложению должно быть направлено на создание нескольких доступных, емких и действенных правовых актов с последующим превращением их в законы прямого действия.
При рассмотрении действующей практики таможенного налогообложения отдельное внимание уделено импортным таможенным пошлинам, выявлен ряд проблем, связанных с их взиманием, предложен механизм их решения. Как свидетельствует теория и практика взимания таможенных платежей, объективным следствием применения высоких ставок таможенных пошлин в фискальных интересах является уклонение участников ВЭД от их уплаты. В этой связи вопросы снижения ставок таможенных пошлин должны найти оперативное решение со стороны заинтересованных органов. По нашему мнению, снижение основных ставок пошлин может значительно увеличить долю таможенных доходов в федеральном бюджете за счет роста внешнеторгового оборота.
В работе предлагаются методологические подходы к установлению экономически обоснованных ставок таможенных пошлин (см. табл. 1).
Информация о работе Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности