Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования являются: оптимизация форм и методов государственного регулирования ВЭД в России в переходный период, теоретическое обоснование исходных положений и тенденций развития налогового регулирования ВЭД, разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного налогообложения в России с учетом ограничений, определяемых международными правилами.
Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть общие принципы налогового регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать внешнеэкономическую деятельность ООО «Регион»;
3. Изучить проблемы и перспективы развития ВЭД.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Особенности государственного регулирования ВЭД 5
1.2. Концептуальные основы налогового регулирования ВЭД 8
1.3. Исторический аспект таможенного налогообложения 11
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РЕГИОН» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Регион» 15
2.2. Анализ динамики и структуры внешнеэкономической деятельности ООО «Регион» 21
2.3. Оценка эффективности производства экспортной продукции и анализ точки нулевой прибыли в ООО «Регион» 25
2.4. Налоги организации во внешнеэкономической деятельности 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД 34
3.1. Анализ арбитражной практики ВЭД 34
3.2. Перспективы развития ВЭД 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Файлы: 1 файл

nalogovoe_regulirovanie_vneshneekonomicheskoy_deya.docx

— 366.41 Кб (Скачать файл)

а) товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения  в соответствии с Налоговым кодексом;

б) товаров, приобретаемых для перепродажи.

При этом НДС подлежит вычету только после принятия на учет указанных  товаров.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 170 суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, могут учитываться  в стоимости таких товаров. Это  правило действует в случаях:

а) приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;

б) приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

в) приобретения товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками  в соответствии с главой 21 НК РФ;

г) приобретения товаров для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых  не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса (например, при ввозе основных средств для  вклада в уставный капитал).

Суммы НДС уплачиваются до подачи или одновременно с подачей ГТД  в рублях или в иностранной  валюте.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации работ и услуг на территории Российской Федерации.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД

3.1. Анализ арбитражной  практики ВЭД

По указанной категории в 2010 году рассмотрено 4 дела, обжаловано в  апелляционную инстанцию 6 дел (по двум из них производство прекращено), в  кассационную инстанцию – 4 дела, в  надзор – 2 дела.

Для осуществления мер таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической  деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется  Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности, утверждаемая Комиссией  Таможенного союза (ст. 105 Закона о  таможенном регулировании).

Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о таможенном регулировании товары подлежат классификации  при декларировании в случаях, когда  в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного  союза и законом о таможенном регулировании требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Код товара в соответствии с ТН ВЭД определяется декларантом при декларировании товаров таможенным органам. Код товара по ТН ВЭД декларант определяет самостоятельно.  Декларант может заявить код ТН ВЭД на основании предварительного решения о классификации товара, принятого таможенным органом в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, и полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного оформления товара. 

Для отдельных товаров ФТС России может устанавливать требование получения и обязательного представления  для проведения таможенного оформления, решения о классификации товара, принятого соответствующим таможенным органом, согласно установленному распределению  компетенции. При определении кода ТН ВЭД дату, номер решения о  классификации товара и наименование таможенного органа, выдавшего решение о классификации товара, декларант обязан вносить в грузовую таможенную декларацию (ГТД).

Таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров  в соответствии с ТН ВЭД, произведенной  декларантом. В случае выявления  неправильной классификации товаров  ТН ВЭД таможенный орган самостоятельно классифицирует эти товары.  Принятие таможенным органом иного классификационного решения, о чем было заявлено лицом в таможенной декларации, представляется возможным только в случаях, если в ходе применения различных форм таможенного контроля таможенный орган стал обладать фактическими данными, доказывающими, что заявленные в процессе таможенного оформления сведения о количестве, свойствах или характеристиках товара, а также другие сведения о товаре (в том числе его коде ТН ВЭД) являются недостоверными.

Одной из проблемных стадий при классификации  товаров является контроль правильности классификации товаров по ТН ВЭД после завершения их таможенного оформления.  Проблема, как правило, заключается в следующем. Товар по ГТД выпущен, таможенные платежи уплачены, однако через какое-то время таможней направлено в адрес участника ВЭД классификационное решение с изменением кода ТН ВЭД, определении нового кода ТН ВЭД,  выставляется требование о доначислении дополнительных таможенных платежей. Участники ВЭД, не согласившись с решениями таможенных органов, обращаются в суды с заявлениями о признании указанных решений недействительными.

При рассмотрении в судебных органах  дел об обжаловании решений или  действий должностных лиц таможенных органов (в том числе при обжаловании  решений по классификации товаров) обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или  иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у таможенного органа или его должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на таможенный орган или его должностное лицо, которые приняли решение или совершили действие. В то же время таможенным органом должны быть представлены доказательства, опровергающие доводы заявителя, а также доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия таможенным органом или его должностным лицом оспариваемых решений, совершения действий (ст. 65, п. 5, 6 ст. 200, п. 5 ст. 205 АПК РФ).

Таким образом, таможенный орган должен доказать правильность принятого им  классификационного решения, а также доказать, что заявленный лицом классификационный код товара по ТН ВЭД неправильный и представить соответствующие доказательства (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.12.2010 по делу  № А33-3633/2010, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 по делу  № А33-2905/2010).

Однако достаточно часто в судебной практике встречается ситуация, когда  таможенный орган принимает необоснованное решение о классификации товаров  по ТН ВЭД, нарушающее права участников таможенных правоотношений (постановления  ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2010 по делу № А33-8661/2009, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2010 № ВАС-7651/10 в  передаче для пересмотра, в порядке надзора которого отказано, от 24.02.2010 по делу № А33-9850/2009, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2010 № ВАС-7957/10 в передаче для пересмотра в порядке надзора которого отказано, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2011 по делу № А43-40652/2009).

При этом при рассмотрении дел об оспаривании решения таможенного  органа о классификации товара по ТН ВЭД одним из доказательств  позиции сторон в ряде случаев является экспертное заключение (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2010 по делу № А33-8661/2009, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2010 № ВАС-7651/10 в передаче для пересмотра, в порядке надзора которого отказано, от 24.02.2010 по делу № А33-9850/2009, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2010 № ВАС-7957/10 в передаче для пересмотра в порядке надзора, которого отказано, ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 по делу № А21-9733/2008, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2009 № ВАС-16248/09 в передаче для пересмотра в порядке надзора которого отказано, ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2010 по делу № А43-40408/2009).

Анализ судебных решений по данной категории показывает, что необходимость  проведения экспертиз вызвана специфическими физическими свойствами и характеристиками товара, в связи с чем оценка технических параметров спорного товара требует специальных познаний. При  этом в экспертном заключении речь не может идти о классификации (или  невозможности классификации) товара по соответствующему коду ТН ВЭД, то есть вопросы, задаваемые эксперту в ходе проведения экспертизы, не должны сводиться  к подтверждению (неподтверждению) заявленного лицом кода товара по ТН ВЭД. Наиболее объективным представляется при постановке вопросов эксперту максимально  приближать их содержание к содержанию описания товарной позиции, по которой  таможенный орган полагал бы классификацию  правильной. В то же время необходимо, чтобы в ответах на вопросы, поставленные эксперту для разрешения, содержалась  информация, позволяющая доказать неправильность заявленного лицом классификационного кода товара по ТН ВЭД.

3.2. Перспективы  развития ВЭД

Следует помнить, что внешнеэкономическая  деятельность не ограничивается только внешней торговлей. Резервом для  увеличения внешнеэкономических операций для ООО «Регион» может служить лизинг оборудования, имеющегося на складе готовой продукции. Предприятие работает не только по заказам, но и формирует производственную программу по второй группе оборудования для народно-хозяйственных нужд, по которой имеются остатки. Например, на конец 2011 года на складе готовой продукции числились остатки на сумму 16941 тыс. руб., что составило 16,76% оборотных средств предприятия.

При экспортном лизинге ООО «Регион» будет являться поставщиком оборудования для отечественной лизинговой компании; в этом случае говорить о расширении внешнеэкономических операций не приходится. Здесь речь идет лишь об увеличении сбыта в целом. При импортном и смешанном лизинге ООО «Регион» будет поставлять оборудование зарубежной лизинговой компании. В этом случае будет осуществляться экспортная операция, расширяющая объем внешнеэкономической деятельности предприятия. Причем в обоих случаях сделка представляет собой договор купли-продажи, и в лизинговых отношениях предприятие фактически не участвует. Однако стоит отметить, что в соответствии с законом «О финансовой аренде (лизинге)» лизингополучатель имеет право требования к продавцу оборудования, как если бы он сам являлся покупателем. Из этого следует, что гарантийное обслуживание предприятие будет осуществлять независимо от вида лизинга по требованию лизингодателя либо лизингополучателя.

В этой связи  интерес для ООО «Регион» представляет вариант, когда оно будет выступать в данной сделке в качестве лизингодателя. Однако на осуществление лизинговых операций необходима соответствующая лицензия. Являясь полным собственником своей продукции, предприятие не будет нуждаться в получении кредита на приобретение объекта лизинга. Кроме того, в лизинговой сделке не будет участвовать предприятие-продавец. При этом предприятию необходимо провести исследования на предмет целесообразности оформления лицензии и востребованности его продукции в качестве объекта лизинга на зарубежных рынках. Следует отметить преимущества и недостатки, с которыми предприятие может столкнуться при осуществлении такой формы лизинга (таблица 11).

Таблица 11

Преимущества  и недостатки осуществления лизинга  для ООО «Регион» в роли лизингодателя

Преимущества

Недостатки

возможность применения ускоренной амортизации;

сумма платежей по лизингу  превышает продажную стоимость  оборудования;

возможность получить большую  остаточную стоимость при продаже  объекта лизинга, по сравнению с  его рыночной ценой

высокая стоимость лицензии на осуществлении  лизинговых операций;

уплата налога на имущество, если объект лизинга числится на балансе  лизингодателя;

возможные финансовые потери под действием инфляции


При анализе  вышеизложенных предложений по увеличению объемов ВЭД предприятие обязано  провести экономическое обоснование  принимаемых решений. Экономическое  обоснование принимаемых решений  по управлению внешнеэкономической  деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей  экономической эффективности. Всю  систему показателей экономической  эффективности ВЭД можно разделить  на две группы:

  • показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаемые в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами;
  • показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило относительны и выражаются в относительных единицах: %, руб./руб., $/$, долях единицы и т.п.

Показатель  экономического эффекта от экспорта товаров, продукции, работ или услуг  определяется формулой:

,     

где  ЭЭэкс – показатель экономического эффекта экспорта, руб.;

Овф – рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рублях по курсу на дату поступления валюты, руб.;

Вр – рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.;

Зэкс – полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.)

Поскольку в рамках данной работы не представляется возможным проведение маркетингового исследования хотя бы по одному из предложенных вариантов развития предприятия, то и расчет экономических показателей  для этих мероприятий так же невозможен. Поэтому для примера рассчитаем экономические показатели эффективности  ВЭД для прошлых внешнеторговых контрактов предприятия.

Оплата  продукции по контракту №69/48 с  ТОО «Торговый Дом «Диас&Co» (Казахстан) производилось двумя авансовыми платежами: первый платеж размером 42304 долл. США – в течение 10 дней после подписания контракта; второй платеж размером 63456 долл. США – в течение 10 дней после письменного уведомления о готовности продукции к отгрузке. Рассчитаем показатель экономического эффекта для этой сделки.

Первый  платеж поступил на банковский счет 15.11.2010 года, курс на тот день составлял 28,6651 руб. за 1 долл. США, второй платеж поступил 31.01.2011 года, курс на тот день составлял 28,0845 руб. за 1 долл. США. При этом процент обязательной части валютной выручки в 2010 году составлял 25%, в 2011 году – 10%. Продажа обязательной части валютной выручки по первому платежу была осуществлена 18.11.2010 по курсу 28,6 руб. за 1 долл. США, по второму платежу – 31.01.2011 по курсу 28,02 руб. за 1 долл. США. Затраты на экспорт составили 2420 тыс. руб. Таким образом, показатель экономического эффекта экспорта составит:

Информация о работе Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности