Налоговый адвокат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизирование и изложение основных сведений по выбранной теме, а также выявление особенностей деятельности адвоката по делам, связанным с налоговыми правоотношениями, обусловленного современным российским законодательством.
В соответствии с указанной целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть понятие и сущность деятельности налогового адвоката, охарактеризовать его правовое положение;
− дать общую характеристику деятельности налогового адвоката в спорах налогоплательщиков с налоговыми органами, выявить особенности подготовки дела к судебному разбирательству;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 5
1.1. Развитие налогового консультирования в мире 5
1.2. Понятие и сущность налогового консультирования 8
1.3. Правовые основы налогового консультирования 12
ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЙ АДВОКАТ: ПОЛНОМОЧИЯ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ. 19
2.1. Необходимость налогового адвоката, как вида налогового консультирования 19
2.2. Полномочия, функции и задачи налогового адвоката 24
2.3. Ситуации, при которых необходима квалифицированная помощь налогового адвоката 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Налоговый адвокат.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п.5«Рекомендациям по порядку ведения в налоговых  органах базы данных «Расчеты с бюджетом»  в целях правильного отражения  в карточке «РСБ» информации о  поступивших платежах из расчетных документов, требующих уточнения отдельных реквизитов, налоговый орган через Отдел финансового и общего обеспечения направляет плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа по форме, приведенной в приложении №7 к указанным рекомендациям.

Таким образом, Налоговый орган, при  не возможности идентифицировать спорный  платеж как уплата за июнь 2005 г., в  силу изложенных предписаний Приказа  ФНС РФ, был обязан уведомить налогоплательщика  о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. В рассматриваемом случае подобное уведомление налогоплательщику не направлялось, что объективно свидетельствует об отсутствии у налогового органа сомнений относительно назначения спорного платежа. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 г. № 267-0.12

При таких обстоятельствах, у налогового органа не имеется оснований считать  сумму излишне уплаченного НДС, как уплаченную в погашение недоимки по НДС по акту выездной налоговой  проверки.

Решение Арбитражного суда Нижегородской области

Признать незаконным бездействие  Межрайонной ИФНС России №8 по Нижегородской  области, выразившееся в не возврате налогоплательщику излишне уплаченного  налога на добавленную стоимость  в сумме 969231 руб.

Обязать Межрайонную ИФНС России №8 по Нижегородской области вернуть налогоплательщику налог на добавленную стоимость в указанной выше сумме.

Мнение налогового адвоката

1. Возврат налогоплательщику суммы  излишне уплаченного налога при  наличии у него недоимки по  иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Однако зачет налоговым органом должен быть проведен в строгом соответствии со ст. 78 НК РФ (наличие решения о зачете обязательно). В противном случае он таковым не является, а сумма излишне уплаченного налога считается переплатой.

В нашем случае решение о зачете налога налоговым органом не принималось  в связи, с чем суд обязал Межрайонную ИФНС России №8 по Нижегородской области вернуть налогоплательщику налог на добавленную стоимость при наличии недоимки по указанному налогу.

2. Самостоятельно произведенный  налоговым органом (без заявления  налогоплательщика) зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки является одним из случаев принудительного прекращения (взыскания) задолженности (недоимки). Следовательно, при проведении такого зачета налоговым органом должны соблюдаться пресекательные сроки на принудительное взыскание налогов и процедура, установленная НК РФ. В случае пропуска срока вынесения решения о взыскании налога, налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем зачета, с этой целью излишне уплаченного налога.

 Несмотря на факт, что решение  о зачете переплаты по налогу  на добавленную стоимость в  счет погашения недоимки по  пеням по тому же налогу  налоговым органом было принято, суд признал данный зачет незаконным. При этом суд указал, что поскольку пени, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, срок на взыскание пеней истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки по налогу.

3. Заявление о возврате суммы  излишне уплаченного налога может  быть подано налогоплательщиком  в течение трех лет со дня  уплаты указанной суммы. Таким  образом, срок, предоставленный действующим законодательством налогоплательщику для возврата излишне уплаченного налога, значительно превышает срок, отведенный налоговому органу для осуществления процедуры принудительного взыскания. Данное обстоятельство позволяет налогоплательщику обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за рамками срока для самостоятельного проведения налоговым органом зачета, и если налоговый орган такой зачет своевременно не произвел, он его уже не произведет, и возврат налогоплательщику переплаты по налогу может быть осуществлен и при наличии недоимки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного в  курсовой работе исследования можно сделать вывод, что налоговая адвокатура относится к особому виду уполномоченного представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, налоговым адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность, осуществляющее квалифицированную юридическую помощь в сфере законодательства о налогах и сборах в интересах налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

Таким образом, правовое положение  налогового адвоката определяется действующим  законодательством и характеризуется  следующими признаками:

1) налоговый адвокат - лицо, имеющее  статус адвоката;

2) налоговый адвокат оказывает  квалифицированную юридическую  помощь налогоплательщикам, налоговым  агентам и плательщикам сборов;

3) налоговые адвокаты участвуют  в налоговых правоотношениях  в качестве налоговых представителей;

4) налоговый адвокат в пределах имеющихся у него полномочий в сфере налогообложения действует от имени другого лица (налогоплательщика, налогового агента и плательщика сборов) по реализации его прав и обязанностей в налоговых правоотношениях, а также в отношениях по защите интересов налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сборов).

В соответствии с целями и задачами курсовой работы были сделаны следующие выводы:

1. Конституционно-правовые основы  современной российской адвокатуры  проистекают из конституционного  происхождения юридической природы права каждого на квалифицированную юридическую помощь, оказание которой адвокатами в 2002 г. было закреплено в специальном нормативном правовом акте – Законе об адвокатской деятельности. Таким образом, оказываемая адвокатами юридическая помощь официально получила конституционно-правовой статус квалифицированной юридической помощи, а сам адвокатский корпус стал с этого момента конституционно-правовым институтом оказания каждому в процессе защиты его конституционных прав и свобод квалифицированной юридической помощи.

2. Нарушенные права и свободы  человека и гражданина (в том  числе конституционные) нуждаются  в защите, и адвокатура является  важнейшим исторически оформленным  и проявившим себя институтом  их защиты. Закон об адвокатской деятельности нормативно оформил складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества - самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов в области права, на которую возложена публично-правовая обязанность - оказание квалифицированной юридической помощи.

3. При представлении и защите  налогоплательщиков в суде налоговому  адвокату важно помнить о стратегии  и тактике, которые зависят  от рассмотрения спора в соответствующей  судебной инстанции. Самой важной  в арбитражном процессе является судебная инстанция, поскольку именно на этом этапе закладывается основа успешного прохождения дела по налоговому спору.

Налоговому адвокату важно помнить, что налогоплательщик изначально находится  в более выигрышном положении, нежели налоговый орган. Однако важно особое внимание уделять убедительному доказыванию необходимых юридических фактов и быть процессуально активным, поскольку убедительное и аргументированное правовое обоснование своих доводов является залогом успеха в арбитражных процессах.

В связи с тем, что российское законодательство о налогах и  сборах относительно молодо, выявление  «расплывчатых» норм является процессом  не завершенным. Нередки случаи, когда  толкование такой «расплывчатой» нормы  произведено только налоговыми органами в своих ведомственных актах и носит откровенно фискальный характер. С учетом того, что НК РФ не допускает использование иного порядка налогообложения, в сравнении с тем, что установлен в НК РФ, налоговым органам дано право контролировать соблюдение налогового законодательства, но не предоставлены функции законодателя. В такой ситуации, когда фискальная позиция налогового органа подкреплена не точной налоговой нормой, а  лишь ведомственными актами налоговых органов, задача адвоката не сводится только к защите интересов своего доверителя – налогоплательщика, но носит социальный характер. Добиваясь в судебном порядке последовательного применения принципа: «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика» - адвокат способствует упрочению правовых основ государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации  / Федеральный конституционный закон  от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации / Федеральный конституционный  закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. // Собрание законодательства Российской  Федерации. – 1998. - № 31. – Ст. 3823.

3. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая) / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть вторая) / Федеральный  закон РФ от 26 января 1996 г. №  14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 5. – Ст. 410.

5. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1. – Ст. 1.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст. 3824.

7. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть вторая / Федеральный  закон РФ от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - №32. – Ст. 3340.

8. Трудовой кодекс Российской  Федерации / Федеральный закон  от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации.  – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

9. Постановление Министерства труда РФ от 09 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // Российская газета. – 2004. – 19 марта.

10. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 4 октября.

11. Архипцева, Л.М. Федеральные  налоги и сборы с организаций:  Учебник / Л.М. Архипцева, Н.Н.  Башкирова. - М.: Издательско – Консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004. - 472с.

12. Боброва, А.В. Организация и  планирование налогового процесса / А.В. Боброва, Н.Я. Головецкий. – М.: Экзамен, 2005. – 320 с.

13. Брызгалин А.В. Налог на  прибыль. Сложные вопросы из практики налогового консультирования./ А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин. – М.: «Налоги и финансовое право», 2004. – 230 с.

14. Викуленко, А.Е. Налогообложение  и экономический рост России / А.Е. Викуленко. - М.: Прогресс, 2004. –  220 с.

15. Демишева, Т. А. Организация и методика налогового консультирования: учеб.-метод. пособие/ Т. А. Демишева; НП «Палата налоговых консультантов»; науч.ред. Д. Г. Черник. - М.: Изд-во «Тезаурус», 2004. - 136 с.

16. Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения  и налогового законодательства / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - СПб: Питер, 2004. – 288 с.

17. Климова, М.А. Налоговое планирование: приемы и правовое обеспечение  / М.А. Климова. – М.: Налоговый  вестник, 2005. – 272 с.

18. Крохина, Ю.А. Налоговое право  России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М., 2008. – 378 с.

19. Налогообложение юридических  и физических лиц / Под ред.  Т.Е. Косаревой, Л.А. Юриновой. –  4-е изд., испр. – СПб.: Издательский  дом «Бизнес-пресса», 2005. – 240 с.

20. Оспанов, М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений / М.Т. Оспанов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 297 с.

21. Петров, А.В. Налоговая экономия: реальные решения / А.В. Петров. – М. : Бератор-Паблишинг, 2006. – 680 с.

22. Понамарев, А.И. Налоговое администрирование  в Российской Федерации: Учебное пособие / А.И. Понаморев, Л.В. Игнатов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с.

23. Черник, Д. Г. Налоговое консультирование: учеб. пособие/ Д. Г. Черник, Л.  С. Кирина, В. В. Балакин; под  ред. Д. Г. Черника - М.: ЗАО  Издательство «Экономика», 2009. - 439 с.

24. Шувалова, Е.Б. Налогообложение  и налоговое законодательство: Учебно-практическое  пособие / Московский Государственный  университет экономики, статистики  и информатики. – 2-е изд./ Е.Б.  Шувалова. – М.: Академия, 2008. – 670 с.

 

1 Черник, Д. Г. Налоговое консультирование: учеб. пособие/ Д. Г. Черник, Л. С. Кирина, В. В. Балакин; под ред. Д. Г. Черника - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 439 с.

2 Понамарев, А.И. Налоговое администрирование в Российской Федерации: Учебное пособие / А.И. Понаморев, Л.В. Игнатов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с.

3 Викуленко, А.Е. Налогообложение и экономический рост России / А.Е. Викуленко. - М.: Прогресс, 2004. – 220 с.

4 Черник, Д. Г. Налоговое консультирование: учеб. пособие/ Д. Г. Черник, Л. С. Кирина, В. В. Балакин; под ред. Д. Г. Черника - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 439 с.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1. – Ст. 1.

6 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст. 3824.

7 Крохина, Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М., 2008. – 378 с.

8 Климова, М.А. Налоговое планирование: приемы и правовое обеспечение / М.А. Климова. – М.: Налоговый вестник, 2005. – 272 с.

9 Налогообложение юридических и физических лиц / Под ред. Т.Е. Косаревой, Л.А. Юриновой. – 4-е изд., испр. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2005. – 240 с.

Информация о работе Налоговый адвокат