Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа
Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.
Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89
Рисунок 1.2 — Динамика количества проверенных плательщиков, осуществляющих деятельность
Примечание — Источник: собственная разработка
Информация о доначисленных и взысканных платежах в результате проведения контрольной работы в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, содержится в таблице 4.
Таблица 4. Результаты работы по доначислению и взысканию платежей в ходе проведения контрольной работы
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Доначислено - всего, млн. рублей |
389,4 |
455,1 |
1 020,3 |
в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей |
2,61 |
0,73 |
1,33 |
остаток на начало периода |
13,7 |
16,7 |
23,4 |
освобождено от ответственности |
0,9 |
6,7 |
135,2 |
Взыскано - всего, млн. рублей |
386,8 |
453,9 |
884,8 |
в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей |
2,60 |
0,73 |
1,15 |
Процент взыскания (с учетом остатков невзысканных сумм на начало года) |
96,2% |
97,6% |
97,4% |
Примечание — Источник: собственная разработка
В период с 2009 по 2011 годы неизменно росла сумма платежей, доначисленных в результате проведенных проверок. Так, в 2010 году эта сумма составила 455,1 млн руб., что на 6 % больше аналогичного показателя предыдущего года. В 2011 году сумма доначисленных платежей по сравнению с 2010 годом возросла на 39 % и составила 1020,3 млн руб. Положительная динамика доначисленых платежей является следствием повышения эффективности проводимой контрольной деятельности.
На рисунке 1.3 показан удельный вес взысканий доначисленных платежей. За рассматриваемый период он составляет 96 — 97 %, что является высоким показателем. Таким образом, в течение периода 2009 — 2011 года выполнялась задача по обеспечению безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет за счет взыскания в бюджет не менее 90 % доначисленных по результатам проверок налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов.
Рисунок 1.3 — Динамика доначисленных и взысканных платежей в ходе контрольной работы
Примечание — Источник: собственная разработка
Проблема
рационального отбора налогоплательщиков
для проведения контрольных проверок
приобретает особую значимость в
условиях массовых нарушений налогового
законодательства, характерных для
современной Республики Беларусь. Система
отбора наиболее эффективна, так как
использует два способа отбора налогоплательщиков
для проведения документальных проверок:
случайный и специальный отбор,
что позволяет наиболее полно
охватить документальными проверками
налогоплательщиков, обеспечивает профилактику
налоговых правонарушений за счет внезапности
и непредвиденности контрольных
проверок, а также проведение целенаправленной
выборки налогоплательщиков, у которых
вероятность обнаружения
В таблице 5 содержится информация по контрольной работе, проводимой в отношении индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации за период 2009 – 2011 годы.
Таблица 5. Результаты контрольной работы в отношении индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Количество проверенных |
1670 |
1202 |
1469 |
количество проверенных |
293 |
246 |
491 |
Результативность проверок, в % к общему количеству проверенных плательщиков |
17,5 |
20,5 |
33,4 |
Количество проверенных |
16,1 |
11,4 |
13,3 |
Примечание — Источник: собственная разработка
Исходя
из таблицы 5, можно выделить ряд
особенностей контрольной деятельности
за индивидуальными
Как следствие — обширное количество проверок данной категории предпринимателей (около 40 % от общего количества плательщиков, прекращающих деятельность), а также низкая результативность проверок (хотя за период 2009 – 2011 года наметилась тенденция к повышению результативности проверок с 17 % в 2009 году до 33 % в 2011 году) из-за отсутствия эффективных критериев отбора данной категории плательщиков для проведения проверок.
Более наглядно результативность данной категории предпринимателей представлена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 — Динамика проверенных плательщиков, находящихся в процессе ликвидации
Примечание — Источник: собственная разработка
В таблице 6 содержится информация о доначисленных и взысканных суммах в результате проведения контрольной работы в отношении индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации за период 2009 – 2011 годы.
Таблица 6. Результаты контрольной работы по доначислению и взысканию сумм с индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Доначислено - всего, млн. рублей |
3974,7 |
2 736,6 |
1 698,9 |
в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей |
2,38 |
2,28 |
1,16 |
остаток на начало периода |
12,4 |
15,5 |
23,4 |
Взыскано - всего, млн. рублей |
386,8 |
453,9 |
287,8 |
в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей |
0,23 |
0,38 |
0,38 |
Процент взыскания (с учетом остатков невзысканных сумм на начало года) |
9,7% |
16,5% |
16,7% |
Примечание — Источник: собственная разработка
За 2009 год процент взыскания составил всего 9,7 %. За последние 2 года ситуация улучшилась, и удельный вес взысканий установился на уровне 16 – 17 %. Однако, несмотря на незначительную тенденцию к повышению взыскиваемых средств в бюджет, процент взыскания находится на крайне низком уровне. Одна из главных задач — обеспечение безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет за счет снижения задолженности индивидуальных предпринимателей, образовавшейся на 1 января текущего года, не менее чем на 40% – до 1 января последующего года — не выполняется.
В связи с изменением порядка прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей возникает ряд проблем, так например.
Налоговым органом в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления должна быть предоставлена справка о расчетах субъекта предпринимательской деятельности с бюджетом по платежам, взимаемым налоговыми органами в соответствии с законодательством.
ИМНС
по Московскому району г. Минска предложено
внести в Декрет №1 изменение, в части
представления справки в
Указанные изменения позволят налоговым органам выдавать справки об отсутствии задолженности только после погашения задолженности по актам проверки, а также законодательно закрепят за налоговыми органами право на проведение проверки и выдачу справки только после проведения проверки.
Предложение: внести следующие изменения в Декрет №1:
Обязать предпринимателей одновременно с заявлением на прекращение деятельности представлять в администрацию района следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации„
- публикацию в газете;
- акт приема — возврата документов (копию), подтверждающий представление документов в налоговый орган для проведения проверки либо справку налогового органа о предоставлении документов;
-
печать и иные документы,
Указанные
изменения позволят сократить период
закрытия субъекта хозяйствования, не
будут разбивать процедуру
Также существует проблема по погашению задолженности у индивидуальных предпринимателей.
Налоговый орган имеет право
в соответствии с п. 2.1. п.2 ст.53
в случае неисполнения
ИМНС по Московскому району г.Минска предложено внести дополнение в статьи 56, 57, 58 НК Республики Беларусь, дополнив их «плательщика — организации, индивидуального предпринимателя», а также при обращении в суд взыскивать задолженность по налогам (сборам), пеням в бесспорном (приказном) порядке.
С целью обеспечения безусловного выполнения доходной части бюджета и дополнительного привлечения доходов в бюджет отделом учета и камеральных проверок индивидуальных предпринимателей проводится следующая работа:
1) В отношении индивидуальных предпринимателей, не имеющих основного места работы и не осуществляющих деятельность, с целью сбора доказательной базы для исчисления единого налога направляются запросы в рекламные печатные издания (газеты «Из рук в руки», «Минск на ладонях», «Ва-банк», журнал «Стройка»). В течении 2011 года направлено 138 запросов.
Направляются запросы
в организации, располагающие
информацией о принадлежащем
на праве собственности данной
категории плательщиков
Всего направлено уведомлений
43 индивидуальным
2) Направляются запросы в банки о движении денежных средств. В течение 2011 года запрошено движений по счетам плательщиков 2351, предъявлено требований 74 на сумму 93,9 млн рублей. Все предъявленные требования исполнены.
Проводится анализ сведений, имеющиеся в учетных делах, на предмет соответствия действующему законодательству, в части полноты уплаты налогов, правомерности применения льгот; сверяются с информацией, поступившей из обслуживающих учреждений банков, от других контролирующих органов, от магазинов-складов, газет и журналов и т.д.
Всего направлено уведомлений 16 предпринимателям на сумму 6,7 млн рублей.
Данные налоговых деклараций не соответствовали движению по расчетному счету, выставлено 84 уведомлений на сумму 107,7 млн.рублей.
Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей