Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

 

 

   Рисунок 1.2 — Динамика количества проверенных плательщиков, осуществляющих деятельность

Примечание — Источник: собственная разработка

 

Информация о доначисленных  и взысканных платежах в результате проведения контрольной работы в  отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, содержится в таблице 4.

 

Таблица 4.  Результаты работы  по доначислению и взысканию платежей в ходе проведения контрольной работы

 

Показатель

2009

2010

2011

Доначислено - всего, млн. рублей

389,4

455,1

1 020,3

в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей

2,61

0,73

1,33

остаток на начало периода

13,7

16,7

23,4

освобождено от ответственности

0,9

6,7

135,2

Взыскано - всего, млн. рублей

386,8

453,9

884,8

в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей

2,60

0,73

1,15

Процент взыскания (с учетом остатков невзысканных сумм на начало года)

96,2%

97,6%

97,4%


Примечание — Источник: собственная разработка

В период с 2009 по 2011 годы неизменно росла  сумма платежей, доначисленных в  результате проведенных проверок. Так, в 2010 году эта сумма составила 455,1 млн руб., что на 6 % больше аналогичного показателя предыдущего года. В 2011 году сумма доначисленных платежей по сравнению с 2010 годом возросла на 39 % и составила 1020,3 млн руб. Положительная  динамика доначисленых платежей является следствием повышения эффективности  проводимой контрольной деятельности.

На рисунке 1.3 показан удельный вес взысканий доначисленных  платежей. За рассматриваемый период он составляет 96 — 97 %, что является высоким показателем. Таким образом, в течение периода 2009 — 2011 года выполнялась задача по обеспечению безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет за счет взыскания в бюджет не менее 90 % доначисленных по результатам проверок налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов.

 

Рисунок 1.3 —  Динамика доначисленных и взысканных платежей в ходе контрольной работы

Примечание — Источник: собственная разработка

Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для  современной Республики Беларусь. Система  отбора наиболее эффективна, так как  использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно  охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности  и непредвиденности контрольных  проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых  вероятность обнаружения налоговых  нарушений представляется наиболее высокой.

В таблице 5 содержится информация по контрольной  работе, проводимой в отношении индивидуальных предпринимателей, находящихся в  процессе ликвидации за период 2009 – 2011 годы.

 

Таблица 5.  Результаты контрольной работы в отношении индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации

 

Показатель

2009

2010

2011

Количество проверенных плательщиков, находящихся в процессе ликвидации, ед.

1670

1202

1469

количество проверенных плательщиков, у которых установлены нарушения

293

246

491

Результативность проверок, в % к общему количеству проверенных плательщиков

17,5

20,5

33,4

Количество проверенных плательщиков, в % к состоящим на учете плательщикам

16,1

11,4

13,3


 

Примечание — Источник: собственная разработка

 

Исходя  из таблицы 5, можно выделить ряд  особенностей контрольной деятельности за индивидуальными предпринимателями, находящимися в процессе ликвидации. Одна из них – проведение большого количества проверок. Так, за отчетный период контролирующими органами проводилось  в среднем 1300 проверок в год, что  составляло значительную долю по отношению  к состоящим на учете индивидуальным предпринимателям – около 12 %. По сравнению  с предпринимателями, осуществляющими  деятельность, количество проверок была в 2 — 3 раза больше. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, находясь в стадии ликвидации, предприниматель априори попадает в группу риска по поводу неуплаты причитающихся ему сумм платежей.

Как следствие — обширное количество проверок данной категории предпринимателей (около 40 % от общего количества плательщиков, прекращающих деятельность), а также низкая результативность проверок (хотя за период 2009 – 2011 года наметилась тенденция к повышению результативности проверок с 17 % в 2009 году до 33 % в 2011 году) из-за отсутствия эффективных критериев отбора данной категории плательщиков для проведения проверок.

Более наглядно результативность данной категории предпринимателей представлена на рисунке 1.4.

 

 

 

 

Рисунок 1.4 — Динамика проверенных плательщиков, находящихся в процессе ликвидации

Примечание — Источник: собственная разработка

 

В таблице 6  содержится информация о  доначисленных и взысканных суммах в результате проведения контрольной работы в отношении индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации за период 2009 – 2011 годы.

 

Таблица 6. Результаты контрольной работы по доначислению и взысканию сумм  с индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации

 

Показатель

2009

2010

2011

Доначислено - всего, млн. рублей

3974,7

2 736,6

1 698,9

в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей

2,38

2,28

1,16

остаток на начало периода

12,4

15,5

23,4

Взыскано - всего, млн. рублей

386,8

453,9

287,8

в расчете на 1 проверенного плательщика, млн. рублей

0,23

0,38

0,38

Процент взыскания (с учетом остатков невзысканных сумм на начало года)

9,7%

16,5%

16,7%


Примечание — Источник: собственная разработка

 

За 2009 год процент взыскания составил всего 9,7 %. За последние 2 года ситуация улучшилась, и удельный вес взысканий установился на уровне 16 – 17 %. Однако, несмотря на незначительную тенденцию к повышению взыскиваемых средств в бюджет, процент взыскания находится на крайне низком уровне. Одна из главных задач — обеспечение безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет за счет снижения  задолженности индивидуальных предпринимателей, образовавшейся на 1 января текущего года, не менее чем на 40% – до 1 января последующего  года — не выполняется.

В связи с изменением порядка прекращения  деятельности индивидуальных предпринимателей возникает ряд проблем, так например.

Налоговым органом в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления  должна быть предоставлена справка  о расчетах субъекта предпринимательской  деятельности с бюджетом по платежам, взимаемым налоговыми органами в  соответствии с законодательством.

ИМНС  по Московскому району г. Минска предложено  внести в Декрет №1 изменение, в части  представления справки в регистрирующий орган не позднее трех рабочих  дней после вынесения решения  по акту налоговой проверки.

Указанные изменения позволят налоговым органам выдавать справки об отсутствии задолженности только после погашения задолженности по актам проверки, а также законодательно закрепят за налоговыми органами право на проведение проверки и выдачу справки только после проведения проверки.

Предложение: внести следующие изменения в  Декрет №1:

Обязать предпринимателей одновременно с заявлением на прекращение деятельности представлять в администрацию района следующие  документы:

      -  свидетельство о государственной регистрации„

      -  публикацию в газете;

      - акт приема — возврата документов (копию), подтверждающий представление документов в налоговый орган для проведения проверки либо справку налогового органа о предоставлении документов;

- печать и иные документы, необходимые  для исключения плательщика в  дальнейшем из ЕГР, кроме справок,  которые запрашивает регистрирующий  орган. 

Указанные изменения позволят сократить период закрытия субъекта хозяйствования, не будут разбивать процедуру ликвидации на несколько этапов. Индивидуальный предприниматель более осознано начнет процесс прекращения деятельности.

Также существует проблема по погашению  задолженности у индивидуальных предпринимателей.

 Налоговый орган имеет право  в соответствии с п. 2.1. п.2  ст.53 в случае неисполнения плательщиком (иным обязательным лицом) в  установленные сроки налогового  обязательства, неуплаты пеней  приостановить операции по счетам  плательщика. Однако,  в соответствии  со ст.56 может взыскать налоги, сборы (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика-организации. На индивидуальных предпринимателей не распространяется. Руководствуясь ст. 58 взыскание налогов, сборов (пошлин), пени за счет средств дебиторов плательщика — организации производится в бесспорном порядке. Учитывая изложенное, взыскание задолженности по индивидуальным предпринимателям проводится в порядке искового (либо приказного) обращения в хозяйственный суд, что затягивает процедуру вынесения решения хозяйственным судом на период до двух месяцев. А если невозможно найти имущество, или установить иные источники дохода, то вообще взыскание задолженности становится невозможным (не можем направить исковое заявление в суд).

ИМНС по Московскому району г.Минска предложено внести дополнение в статьи 56, 57, 58 НК Республики Беларусь, дополнив их «плательщика — организации, индивидуального предпринимателя», а также при обращении в суд взыскивать задолженность по налогам (сборам), пеням в бесспорном (приказном) порядке.

С целью обеспечения безусловного выполнения доходной части бюджета  и дополнительного привлечения  доходов в бюджет отделом учета  и камеральных проверок индивидуальных предпринимателей  проводится следующая  работа:

          1) В отношении индивидуальных предпринимателей,  не имеющих основного места работы и не осуществляющих деятельность, с целью сбора доказательной базы для исчисления единого налога направляются запросы в рекламные печатные издания (газеты «Из рук в руки», «Минск на ладонях», «Ва-банк», журнал «Стройка»). В течении 2011 года направлено 138 запросов.

 Направляются запросы  в организации, располагающие  информацией о принадлежащем  на праве собственности данной  категории плательщиков имуществе  (квартирах, домах, гаражах, автомобилях  и т.д.). В зависимости от полученных  ответов проводятся беседы по  разъяснению налогового законодательства  и законодательства о предпринимательстве  (1997 бесед), берутся пояснения, а  также проанализированная информация  передается для истребования  деклараций о доходах и имуществе  в отдел контроля за декларированием  доходов и имущества физических,  в течении 2011 года передано  информации в отношении 12 индивидуальных  предпринимателей

 Всего направлено уведомлений  43 индивидуальным предпринимателям,  поступило в бюджет налогов,  пеней, административных штрафов  на сумму 4,7 млн рублей.

2) Направляются запросы в банки о движении денежных средств. В течение 2011 года запрошено движений по счетам плательщиков 2351, предъявлено требований 74 на сумму 93,9 млн рублей. Все предъявленные требования исполнены.

         Проводится анализ сведений, имеющиеся в учетных делах, на предмет соответствия действующему законодательству, в части полноты уплаты налогов, правомерности применения льгот; сверяются с информацией, поступившей из обслуживающих учреждений банков, от других контролирующих органов, от магазинов-складов, газет и журналов и т.д. 

         Всего направлено  уведомлений 16 предпринимателям  на сумму 6,7 млн рублей.

         Данные налоговых деклараций не соответствовали движению по расчетному счету, выставлено 84  уведомлений  на сумму 107,7 млн.рублей.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей