Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

Выездные налоговые проверки бывают:

      - комплексными

       - тематическими

       - встречными

       - внеплановыми оперативными

Производится выездная налоговая  проверка на основании предписания, которое подписывается руководителем (заместителем) налогового органа и  проверяемым субъектом.

Основными задачами документальной проверки являются:

         -проверка соблюдения законодательства о налогах и предпринимательстве;

        - проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога;

-выявление, пресечение, предотвращение правонарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении.

Проведению документальной проверки предшествует подготовительная работа.

В первую очередь, необходимо изучить материалы (акты) предыдущей проверки, нарушения, допущенные плательщиком. Далее следует обратить внимание на полноту выполнения плательщиком предложений ИМНС по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

Затем налоговый инспектор  знакомится с делом плательщика  за период, который подвергается проверке, изучает перечень налогов и других платежей, уплачиваемых плательщиком в течение проверяемого периода. После этого налоговый инспектор  делает расчет налогов, в который  вносятся данные об уплаченных суммах налогов в разрезе по каждому  налогу помесячно за проверяемый  период (эти данные отражены в декларациях  плательщика, которые он предоставляет  в ИМНС, а также в лицевых  счетах).

Необходимо изучить типичные ошибки, выявленные другими инспекторами ИМНС в данной отрасли. Также налоговый  инспектор изучает инструкции и  методические указания по исчислению налогов и ведению бухгалтерского учета.

На основании всей этой информации разрабатывается программа  проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которые следует  обратить внимание.

Программа утверждается начальником  ИМНС.

Сроки проведения выездных проверок, проверяемый период, численность  проверяющих устанавливаются руководителем  налогового органа с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых  плательщиков (иных обязанных лиц). Срок проведения проверки не должен превышать 5 рабочих дней. При наличии объективных  причин, не позволивших завершить  проверку в течение 5 рабочих дней, срок проведения проверки может быть продлен руководителем налогового органа на основании служебной записки  проверяющего.

По результатам проверки составляется акт выездной налоговой  проверки.

Акт проверки состоит из:

           1) вводной части, в которой содержатся данные о проверяемой организации;

2)основной части, в которой отражаются результаты проверки;

           3)заключительной части, в которой отражаются суммы доначисленных (излишне исчисленных) налогов, сборов, пеней;

      4)приложений к акту, в которых приводится расчет экономических санкций в случаях выявления, сокрытия (занижения) объектов налогообложения.

Акт проверки составляется в  течение 5 рабочих дней со дня её окончания. Днем составления акта, считается  день его подписания плательщиком.

По истечении 5 рабочих  дней со дня вручения акта проверки плательщику при отсутствии его  письменных возражений, а при наличии  возражений - на следующий день после  составления по ним заключения начальником  отдела обеспечивается внесение руководителю налогового органа проекта решения  по акту проверки и решения о применении экономических санкций.

Проект решения рассматривается  начальником с назначением, в  случае необходимости или при  поступлении возражений (жалобы) налогоплательщика  на выводы по результатам проверки, экспертизы акта проверки и выводов  по нему и утверждается путем подписания.

Решение ИМНС о применении экономических санкций по акту налоговой  проверки в течение 5 дней со дня  его принятия вручается лично  под расписку налогоплательщику  или передается иным способом, позволяющим  установить дату его получения налогоплательщиком. Решение составляется в 3-х экземплярах.

К акту проверки прилагается  заверенная копия решения ИМНС и  объяснения налогоплательщика (его  представителя), совершившего правонарушение.

Суммы доначисленных в  ходе проверки налогов, сборов, пошлин и пени подлежат уплате на следующий  день после вручения акта, а суммы  административного штрафа подлежат уплате в бюджет в течение 30 дней со дня вынесения постановления.

В структуре ИМНС по Московскому району г. Минска контроль за своевременным поступлением в бюджет налогов и неналоговых платежей осуществляет отдел учета налогов и экономического анализа.

Недоимка по текущим платежам:

Плательщики обязаны до наступления  срока уплаты платежа сдать платежную  инструкцию соответствующим банкам на перечисление платежей в бюджет, т. е. не позднее дня, предшествующего  последнему дню, установленному для  уплаты. (Например, срок уплаты - не позднее 22, значит, платежное поручение должно быть сдано не позднее 21 числа). Если срок совпадает с выходным (праздничным) или с первым рабочим днем, наступившим  после выходных (праздничных) дней, то платежная инструкция предоставляется  в учреждение банка в последний  рабочий день, предшествующим выходным (праздничным) дням. При отсутствии в банке платежной инструкции на перечисление платежей в бюджет их взыскание обеспечивается органами взыскания, при этом взыскание налоговых  платежей производится с начислением  пени за каждый день просрочки в размере учетной ставки Национального Банка Республики Беларусь, действующей на момент взыскания средств.

Начисление пени за просрочку  налоговых платежей производится, начиная  со дня, следующего за установленным  сроком его уплаты, включая день внесения платежей в бюджет.

Взыскание обязательных платежей, не внесенных должником добровольно  в установленные сроки уплаты, может быть обращено на:

       - наличные денежные средства в кассе;

       - счета должника;

       - дебиторскую задолженность;

      - имущество должника;

Взыскание задолженности  осуществляется в выше указанном  порядке. При отсутствии в кассе  наличных денежных средств суммы  обязательных платежей взыскиваются в  бесспорном порядке по распоряжению органов взыскания (ИМНС) со счетов должников (за исключением ссудных, спецссудных, корреспондентских) путем  выставления на эти счета инкассового  распоряжения на списание в бюджет денежных средств.

При этом можно обратить взыскание  недоимки на следующие счета:

1) текущий (расчетный) (за  исключением ссудных, спецссудных,  корреспондентских);

2) валютный счет (если на  нем имеются средства и нет  либо недостаточно на текущем  (расчетном) счете;

3) ко всем счетам в  банке, кроме специальных счетов, где находятся целевые (заемные)  средства;

4) прочие активы (страховые  полисы, акции, облигации, потребительский  кредит, подотчетные суммы в иностранной  валюте);

5) счета дебиторов (за  исключением счетов бюджетного  финансирования, на которые зачисляются  только средства республиканских  и местных бюджетов).

Не обращается бесспорное взыскание  на следующие суммы:

1) целевые переводы, к которым  относятся средства, направляемые  в соответствии с постановлениями  правительства республики и из  бюджета и государственных целевых  бюджетных фондов на выполнение  правительственных программ по  выходу республики из кризиса;

2) целевые переводы, направляемые  на ликвидацию последствий стихийных  бедствий;

3) целевые переводы, направляемые  на оказание материальной помощи  населению;

4) переводы министерств,  других государственных органов,  вышестоящих организаций, предназначенные  на оказание единовременной материальной  помощи конкретным работникам.

Эти средства используются по целевому назначению независимо от наличия  в банке инкассового распоряжения.

При этом следует иметь  в виду, что взыскание задолженности  с дебиторов производится по распоряжению ИМНС на основании:

1) материалов проверки  ИМНС, выявляющих наличие дебиторской  задолженности по данным бухгалтерского  учета должника;

2) акта сверки дебиторской  задолженности;

3) заявления должника с  указанием списка дебиторов.

При этом инкассовое распоряжение оформляется по истечении срока  расчетов между должником и дебитором, предусмотренного договором.

Взыскиваемая сумма не должна превышать сумму дебиторской  задолженности и задолженности  должника перед бюджетом.

Недоимка по экономическим  санкциям взыскивается по истечении 6 месяцев. При этом пеня по экономическим санкциям не начисляется.

Если же установлено, что  плательщик уплатил больше причитающейся  суммы налогов и неналоговых  платежей, то переплата зачисляется  в погашение недоимки по другим налогам. При этом плательщик подает в ИМНС заявление с просьбой зачислить  переплату в погашение недоимки по другим налогам.

В случае отсутствия средств  на счетах должника, а также на счетах дебиторов взыскание недоимки обращается на имущество должника.

Должностное лицо ИМНС выносит  постановление о наложении ареста на имущество должника, которое заключается  в проведении описи имущества  и объявлении запрета им распоряжаться. В опись имущества включается любое имущество должника, находящееся  на территории РБ. Опись имущества  производится по балансовой (учетной  стоимости).

При проявлении опасений за сохранность описанного имущества  оно может быть изъято, о чем  должностным лицом ИМНС выносится  постановление об изъятии и факт изъятия оформляется актом изъятия  имущества. Решение ИМНС о взыскании  задолженности путем обращения  этого взыскания на имущество  должника передается в комиссию с  приложением акта описи имущества  и других документов. Предприятие, осуществляющее реализацию имущества в счет погашения  задолженности, переданного комиссией, перечисляют суммы от реализации имущества на соответствующий счет ИМНС.

Приложение документов по взысканию недоимки на имущество  должника в теме «Поступления от реализации имущества задержанного, конфискованного  и обращенного в доход государства  иным способом».

Приостановление операций по счетам плательщика

В структуре ИМНС по Московскому  району г. Минска право приостанавливать полностью или частично операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в финансово-кредитных учреждениях имеют начальник ИМНС и его заместитель.

Приостанавливаются операции в  следующих случаях:

1) неисполнения плательщиком  в установленные сроки налогового  обязательства, неуплаты пеней;

2) непредставления плательщиком  в налоговые или таможенные  органы налоговых либо таможенных  деклараций по налогам, сборам (пошлинам);

3)непредставления плательщиком  в налоговые органы документов  бухгалтерского учета, специальных  разрешений (лицензий), иных документов  для проведения налоговой проверки.

 

2.2 Анализ контрольной работы с  индивидуальными предпринимателями   инспекции Министерства по налогам  и сборам по Московскому району г. Минска

 

Налоги  являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь (около 90%). Так за 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов, что составляет 85,8% доходов консолидированного бюджета. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%). Данные по структуре доходов консолидированного бюджета за 2010 – 2011 года .

Формирование  налоговых доходов за 2011год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%). Изменение  структуры налоговых доходов  по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности (+7,7 п.п.) и подоходного  налога (+0,7п.п.). Данные по структуре  налоговых доходов консолидированного бюджета.

С 1 января 2012 года белорусское налоговое  законодательство перешло на  новый  уровень систематизации: вопросы  исчисления и уплаты налогов, пошлин и сборов регулируются основным законодательным  актом — Налоговым кодексом Республики Беларусь.

На 1 января 2012 года на учете в инспекции  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому  району г. Минска состоит 31655 плательщик против 31501 по состоянию на 1 января 20111. Среди них насчитывается 6019 действующих  организаций (11,9% плательщиков города), в том числе:

       - государственного сектора – 440,

       - негосударственного сектора –  5579.

Количество  действующих индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете – 7872, физических лиц – 17764.

Кроме того, на учете состоят 5171 субъектов  хозяйствования, подлежащих ликвидации [3].

За  отчетный период зарегистрировано 729 организаций (1603 индивидуальных предпринимателей), передано из других инспекций – 297 организаций (128 индивидуальных предпринимателей), перешло на учет в другие районы  – 361организация (156 индивидуальных предпринимателей).

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей