Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

Обратимся к анализу контрольной работы инспекции за три предыдущих года. Для оценки деятельности ИМНС в области  налогового контроля за поступлением платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей целесообразно рассмотреть  соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты контрольной  работы инспекции.

В таблице 1 дана информация о  количестве плательщиков — индивидуальных предпринимателей за период 2009-2011 по Московскому району г. Минска.

 
Таблица 1. Количество плательщиков — индивидуальных предпринимателей за период 2009-2011

 

Показатель

2009

2010

2011

Количество плательщиков, состоящих  на учете, ед., в том числе:

10391

10562

11081

осуществляющих деятельность

6774

7 564

7 872

находящихся в процессе ликвидации

3617

2 998

3 209


Примечание — Источник: собственная разработка

 

Исходя  из данных таблицы 1, видна тенденция  незначительного роста количества индивидуальных предпринимателей, состоящих  на учете. Так, в 2010 году количество плательщиков по сравнению с 2009 годом возросла на 171 человека, что составило 1,6 %. В 2011 году данный показатель – 4,9 % или 519 человек.

По  состоянию на 01.01.2012 года в инспекции  на налоговом учете состоит 11081 человек, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, из них 3209 подлежащих ликвидации в соответствии с п. 3.3 Декрета Президента Республики Беларусь  № 1 от 16.01.2009 года [3].

Обеспечено  выполнение главной задачи, доведенной коллегией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.07.2011 №7, по снижению удельного веса индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих деятельность 12 и более месяцев подряд, до уровня, не превышающего 15 процентов, — по состоянию на 01.01.2012 года данный процент составляет – 14,2 %.

Количество  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на 01.01.2012 года – 7872 человек, или 71 % от общего количества состоящих на учете и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4 %.

Однако, данная динамика в скором времени  будет иметь отрицательный характер. Одной из важнейших причин этому  станет увеличение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Ставки единого налога на некоторые  виды деятельности для индивидуальных предпринимателей и физических лиц  в Минске с апреля 2012 году возросли в 1,9 раза.

Уже по состоянию на 01.01.2012 год довольно значительную часть, около 30 %, в общем  массиве индивидуальных предпринимателей занимают плательщики, находящиеся  в процессе ликвидации, что четко  видно на рисунке 1.1. Это подтверждает предположения  о постепенном  угасании предпринимательской инициативы не только в отдельно взятом районе г. Минска, но и в Республике Беларусь в целом.

 

 

Рисунок 1.1 — Количество индивидуальных предпринимателей по            данным ИМНС по Московскому району г. Минска

Примечание — Источник: собственная разработка

 

Данные  о поступлении налогов в бюджет с индивидуальных предпринимателей отражены в таблице 2.

Таблица 2.  Динамика поступивших платежей в бюджет с индивидуальных предпринимателей

 

Показатель

2009

2010

2011

Поступило налогов  в бюджет от индивидуальных предпринимателей, млн руб., в том  числе:

28803,6

33636,6

51097,5

единого налога, млн руб.

16895,4

17267,4

28665,7

поступлений от применения упрощенной системы налогообложения, млн руб.

7942,8

9452,1

18435,6

Темп изменения поступлений в  бюджет по сравнению с предыдущим годом в % (в сопоставимых ценах), в том числе:

-

5,97

-5,53

единого налога, %

-

-7,26

3,24

поступлений от применения упрощенной системы налогообложения, %

-

7,4

17,5


Примечание — Источник: собственная разработка

За 2010 год в бюджет поступило 17,3 млрд рублей единого налога с индивидуальных предпринимателей. Выполнение планового  задания составило 100,1 %. Темп роста  поступлений по данному доходному  источнику к уровню 2009 года обеспечен  на уровне 92,7 %. 

Основной  причиной необеспечения темпов роста  поступлений к уровню января-декабря  прошлого года является:

       - 298 индивидуальных  предпринимателей - плательщиков единого  налога с 01.01.2010, имеющие документы  на все реализуемые товары, стали  применять упрощенную систему  налогообложения

Кроме того, два наиболее крупных плательщика  прекратили в 2010 году свою деятельность. В 2009 году ими было уплачено 277,9 млн  рублей единого налога [3].

Для увеличения поступлений от индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, проводился анализ учетных дел  индивидуальных предпринимателей:

          1) оказывающих  услуги: «Общее строительство зданий; изоляционные работы, санитарно-технические  работы, малярные и стекольные  работы и т.д.», «Производство  мебели», «Производство кино-видеофильмов»,  «Деятельность автомобильного грузового  транспорта», «Копирование записанных  материалов», «Чистка и уборка  помещений», «Парикмахерские услуги»   и другие, направлялись запросы  в рекламные печатные издания  о размещении рекламных объявлений. За 2010 год поступило налогов в  добровольном порядке от 20 плательщиков  на сумму 10,4 млн рублей.

2)оказывающих  услуги  такси  — направлялись запросы в организации, у которых состоят на техническом обслуживании таксометры плательщиков о работе таксометра, с приложением полной распечатки; запросы в организации, оказывающие услуги по приему и передаче заказов на перевозки пассажиров автомобилями-такси с использованием средств электросвязи о переданных заказах, номера телефонов, с которых производились заказы, по каким адресам были поданы автомобили-такси. За 2010 год поступило налогов в добровольном порядке от 42 плательщиков на сумму 29,5 млн рублей.

За 2011 год в бюджет поступило 28,7 млрд рублей единого налога с индивидуальных предпринимателей. Выполнение планового  задания составило 103,3 % [3].

Для обеспечения темпов роста поступлений  по данному доходному источнику  при прежних ставках налога необходимо, чтобы в текущем году зарегистрировались не менее 967 индивидуальных предпринимателей —плательщиков единого налога. Однако за 2011 года поставлены на налоговый учет 1302 индивидуальных предпринимателя, из которых уплатили единый налог только 362 на общую сумму 330,3 млн рублей, 698 – написали заявления на применение упрощённой системе налогообложения(далее УСНО) (фактически уплатили налог по УСНО 248 плательщиков на сумму 726,4 млн рублей), 242 – применяют общеустановленный порядок (фактически уплатили подоходный налог 31 индивидуальных предпринимателя на сумму 85,3 млн рублей), либо не начали осуществлять предпринимательскую деятельность.

Основными причинами не обеспечения  темпов роста, выполнения плановых показателей  по поступлению единого налога с  индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 01.01.2012 года являются следующие.

  1. Перестали уплачивать единый налог в 2011 году 382 индивидуальных предпринимателя снижение составило 834,9 млн рублей, в том числе :

      - в связи с изменением места регистрации направлены  по территориальности 79 плательщика на сумму 384,9 млн рублей;

   -  прекратили деятельность (находятся в стадии ликвидации ) 128 плательщиков на сумму 339,2 млн рублей;

     - ликвидированы (исключены из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) 129 плательщика на сумму 340,9 млнрублей;

      - перешли на применение УСНО 111 плательщика на сумму 398,2 млн рублей. Поступления по УСНО от данной категории составили в 2011 году 345,7 млн рублей.

2)  Несмотря на то, что количество плательщиков единого налога в период с 01.01.2011 по 31.11.2011 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2010 г.) увеличилось на 97 человек (уменьшилось количество осуществляющих розничную торговлю на 68 человек и увеличилось количество оказывающих услуги на 199 человек, в том числе услуги такси — на 42 и строительные работы – на 59), но ставки единого налога остались неизменными. Таким образом, для выполнения плана и темпов роста поступлений в сопоставимых ценах необходимо, чтобы в указанный период зарегистрировались 1354 индивидуальных предпринимателей и уплатили единый налог за указанный период на сумму 5838,6 млн рублей [3].

           Однако, в течение 2011 года поставлены на налоговый учет 1603 индивидуальных предпринимателя (всего поступило от данной категории плательщиков – 3591,9 млн рублей) из них – 884 написали заявления на применение УСНО (фактически уплатили налог по УСНО 421 плательщиков на сумму 1862,6 млн рублей); уплатили единый налог 395 индивидуальных предпринимателя на сумму 660,9 млн рублей; 324 – применяют общеустановленный порядок (фактически уплатили подоходный налог 62 человек на сумму 245,4 тыс. рублей). Кроме того (из зарегистрированных в течение 2011 года), по состоянию на 01.01.2012 находятся в стадии ликвидации (прекращения деятельности) – 51 предприниматель, исключены из ЕГР – 19; дела 9 переданы по территориальности.

Количество  индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность по упрощенной системе  налогообложения увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28% или на 696 человек. Сумма поступлений от применения упрощенной системы налогообложения  составила 18,4 млрд рублей (9,4 млрд рублей), что  составляет 36 % от поступления в добровольном порядке, темп роста в сопоставимых ценах составил – 123,8 %., в фактических ценах – 195,7 % .

В таблице 3 содержится информация по контрольной  работе, проводимой в ИМНС по Московскому  району г. Минска в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность за период 2009 – 2011 годы.

 

Таблица 3.  Результаты контрольной работы в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность за период 2009 – 2011 годы.

 

Показатель

2009

2010

2011

Количество проверенных плательщиков, осуществляющих деятельность, ед.

149

622

767

количество проверенных плательщиков, у которых установлены нарушения 

146

584

764

Результативность проверок, в % к общему количеству проверенных плательщиков

98,0

93,8

99,6

Количество проверенных плательщиков, в % к состоящим на учете плательщикам

1,4

5,9

6,9


 

Примечание — Источник: собственная разработка

 

Исходя из таблицы 3, можно сделать  вывод о значительном росте количества проверок за отчетный период. В 2011 году было проведено 767 проверок, по сравнению  с 2009 количество проверок увеличилось  более чем в 5 раз.

В отчетном периоде 2011 года инспекцией установлено 50 нарушений за осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности, в том числе 27 гражданам выставлены официальные предупреждения о том, что в случае повторного занятия  предпринимательской деятельностью  без государственной регистрации  они будут привлечены к административной ответственности по ч. 1-1 ст.12.7 Кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях (с учетом изменений  и дополнений);  в отношении 23 граждан  составлены административные протоколы  и направлены в суд, арестовано ТМЦ (дохода) на общую сумму 631 505,9 тыс. рублей. Постановлениями Хозяйственного суда г. Минска в 2011 году (в том числе по материалам проверок 2010 года) 26 физических лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 37 992,5 тыс. руб., с конфискацией ТМЦ (дохода) в сумме 231 888,2 тыс. руб.

Нельзя не отметить высокую результативность проверок, которая держится на уровне 94 – 98 %. Это свидетельствует о наличии эффективной процедуры отбора плательщиков для проведения налоговых проверок, что является базисом для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков. Более наглядно результативность проверок показана на рисунке 1.2.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей