Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:07, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Файлы: 1 файл

налог кон.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

При проведении камеральной  проверки налоговым органам предоставлено  право требовать у налогоплательщика  предъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая  проверка, как это видно из ее названия, осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно  на месте нахождения налогоплательщика  и проводится на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком.

В отличие от камеральной, выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании  соответствующего письменного решения  руководителя налогового органа.

Как уже отмечалось, Налоговый  кодекс, в отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, существенно  ограничил права налоговых органов  при осуществлении выездных проверок. Это относится в первую очередь  к установлению четкой периодичности  и продолжительности их проведения. Согласно Налоговому кодексу налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Одновременно с этим оговорено, что при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Законодательством запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Независимо от времени  проведения предыдущей проверки повторная  проверка может проводиться лишь в двух случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика  и вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводящего предыдущую проверку. Во втором случае повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом исключительно на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.

В ходе выездной налоговой  проверки может быть при необходимости  проведена инвентаризация имущества  налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов могут также  осматривать или обследовать  производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения.

Если в ходе проведения выездной проверки у налоговых инспекторов  появятся достаточные основания  полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, то указанные сотрудники должны изъять эти документы по акту. В акте должна быть обоснована необходимость изъятия документов и приведен их перечень.

В некоторых случаях  в ходе проведения выездной налоговой  проверки составляется протокол осуществления  отдельных действий. Протокол должен зафиксировать все выявленные при  производстве указанных действий существенные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению выездных налоговых проверок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидетели, понятые.

Привлечение указанных  лиц к проведению выездных налоговых  проверок является принципиально новым  элементом контрольной работы налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также своевременным и полным внесением причитающихся налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

При проведении налоговой  проверки должностные лица налоговых  органов могут привлекать свидетелей. Налоговым законодательством предусмотрено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля по данному налогоплательщику. Показания свидетеля в обязательном порядке заносятся в протокол и являются важным элементом при принятии руководителем налогового органа решения по результатам проверки.

В ходе проведения выездной налоговой проверки может возникнуть ситуация, когда для разъяснения  возникающих вопросов требуются  специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. В этом случае для участия в данной проверке может быть привлечен эксперт.

Вопросы, поставленные перед  экспертом, и его заключение не могут  выходить за пределы специальных  познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. [12,168]

Для проведения экспертизы должностное лицо налогового органа, осуществляющее выездную налоговую проверку, должно вынести специальное постановление.

Для оказания содействия в осуществлении налогового контроля в необходимых случаях для  участия в проведении конкретных действий налоговые органы могут  на договорной основе привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками и не заинтересованных в исходе дела.

Специалисты, в частности, могут привлекаться для участия  в производстве выемки у проверяемых  налогоплательщиков документов и предметов.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля могут быть вызваны понятые в количестве не менее двух человек. Их основная обязанность состоит в том, чтобы удостоверить в протоколе факты, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии в процессе выездной налоговой проверки.

Присутствие понятых, в  частности, необходимо при осмотре  должностными лицами налоговых органов  территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, а также документов и  предметов. Обязательно присутствие понятых также при выемке документов и предметов, производимой в случае отказа налогоплательщика от их предъявления при проведении налоговой проверки или непредъявления в установленный законодательством срок.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. [9,97]

В таком акте указываются  документально подтверждаемые факты  налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения  проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Подготовленный и подписанный  проверяющими и проверяемыми акт  налоговой проверки, в котором  зафиксированы налоговые правонарушения и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций, документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа совместно с документами и материалами, предоставленными налогоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем  налогового органа выносится соответствующее  решение, содержание которого может  состоять в следующем.

Во-первых, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой  ответственности за совершение налогового правонарушения.

Второй вариант решения  может состоять в отказе от привлечения  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

И наконец, в-третьих, руководитель налогового органа может принять  решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае принятия решения  о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, на основе каких документов и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих документов, а также четко изложить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры.

Только после принятия мотивированного решения налогоплательщику  может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Принципиально новым  моментом взаимоотношений налоговых  органов и налогоплательщиков является введенная в Налоговом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщика штрафных санкций за нарушение налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за нарушение налогового законодательства с момента вступления в действие Налогового кодекса взимаются только по решению суда.

Как установлено в  Налоговом кодексе, после вынесения  решения о привлечении налогоплательщика  к ответственности за нарушение  налогового законодательства налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

При этом до обращения  в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или же пропустил установленный в требовании срок уплаты штрафной санкции.

Исковое заявление о  взыскании налоговой санкции  с организации или индивидуального  предпринимателя подается налоговым  органом в арбитражный суд, а  с физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению  в обязательном порядке должны быть приложены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.,

Как установлено статьями 31 и 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать его производственные, складские, торговые и прочие территории, используемые для извлечения дохода. Кроме того, проверяющие могут изъять у организации все документы, которые свидетельствуют о совершении ею налоговых правонарушений.

Дадим же характеристику этим действиям МНС России.

Осмотр - это действие налоговых инспекторов, которое направлено на установление соответствия между данными, полученными ими от налогоплательщика, и фактическими данными.

Право же на эту форму  контроля закреплено пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В соответствии с этим пунктом проверяющий инспектор в целях получения полной информации об объекте проверки вправе осматривать территории и помещения налогоплательщика.

Согласно пункту 3 статьи 92 НК РФ, осмотр осуществляется в присутствии понятых. Присутствие же должностных лиц самой организации при проведении осмотра необязательно. Но в то же время они имеют право в нем участвовать. В необходимых случаях при осмотре может производиться фото и киносъемка, видеозапись, снятие копий с документов.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные  на них задачи во взаимодействии между  собой и с другими государственными органами.

Налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;
  • приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам при отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение таких требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
  • требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
  • вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговых правонарушениях;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;
  • предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица — индивидуального предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества, приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.

Информация о работе Налоговый контроль