Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:07, реферат
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В случае когда при проверке уточняются расчеты (декларации) одновременно по нескольким налогам, доначисление налогов осуществляется за счет источников, предусмотренных законодательством.
В связи с этим при установлении в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, одновременно производится уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму доначисления названных налогов и сборов.
ООО Юна по итогам работы в 1 квартале получила доход в размере 50 000 руб., а во 2 квартале получила бухгалтерский убыток в размере 5 000 руб. Всего по итогам года бухгалтерская прибыль составила 115 000 руб. (50 000 - 5000+50000+20000).
Таблица 2
Поступление налога на прибыль в бюджет от ООО Юна за 2002-2004 гг.
период |
налого облагаемая прибыль |
сумма налога на прибыль |
федеральный бюджет 5% |
областной бюджет 17% |
городской бюджет 2% |
2002 |
102000 |
24480 |
5100 |
17340 |
2040 |
2003 |
115000 |
27600 |
5750 |
19550 |
2300 |
2004 |
84600 |
20304 |
4230 |
14382 |
1692 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что доходы в бюджет по налогу на прибыль в ООО Юна были самыми большими в 2003 г. и составили 27600, по сравнению с 2002 годом они снизились на 13000 руб., или на 8,7%, в 2004 году выплаты в бюджет снизились по федеральному бюджету , областному бюджету и городскому на 26,43%.
На основании бухгалтерской прибыли 1 квартала организация должна исчислить сумму условного расхода по налогу на прибыль:
Дебет 99 субсчет "Условный доход (расход) по налогу на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 12 000 руб. (50 000 руб. х 24%)- начислен условный расход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.
На основании бухгалтерского убытка 2 кв. исчисляется сумма условного дохода по налогу на прибыль:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99 субсчет "Условный доход (расход) по налогу на прибыль"
- 1 200 руб. (5 000 руб. х 24%)- начислен условный доход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.
Общая величина "текущего налога на прибыль" по итогам 2 кв. составит 10 800 руб. (12 000 - 1 200) или 45 000 руб. х 24%. Он отражает текущую задолженность организации в отчетном периоде перед бюджетом по налогу на прибыль.
В ходе выездной проверки ООО «Юна» за 2003 год налоговой инспекцией установлены следующие нарушения:
* по состоянию на 1 января 2003 года остаток неиспользованного резерва на отпуска составил 25 тыс. рублей. Однако налогооблагаемая прибыль по Справке (приложение N 4 к Инструкции ФНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62) на эту сумму не была увеличена.
В результате допущенных нарушений налогооблагаемая прибыль организации за 2000 год проверкой увеличивается на 29 тыс. рублей (25 тыс. руб. + 26 тыс. руб. - 30 тыс. руб.).
Если налогоплательщик
в поданной им налоговой декларации
самостоятельно установит неотражение
или неполноту отражения
Согласно п. 2 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, то декларация считается поданной в день представления уточненной декларации. В этом случае пени не начисляются, поскольку срок уплаты налога на прибыль не нарушен. Состав налогового правонарушения также отсутствует. В связи с этим штрафные санкции также не применяются.
Срок представления годового за 2003 год бухгалтерского баланса и расчета (декларации) по налогу на прибыль - 30 марта 2004 года. Доплата налога на прибыль по данному расчету (налоговой декларации) в соответствии с п. 5.4 Инструкции ФНС РФ от 15 июня 2001 г. N 62 должна быть внесена в бюджет в течение 10 дней со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
Поскольку согласно ст. 61 НК РФ течение срока, исчисляемого
днями, начинается на следующий день после
календарной даты, которой определено
его начало, доплата по расчету должна
быть внесена в бюджет до 9 апреля.
Налогоплательщик самостоятельно установил
нарушение в исчислении налога на прибыль
по расчету (декларации) за 2003 год 4 апреля
20003года. В этот же срок представлен уточненный
расчет (налоговая декларация) в налоговый
орган.
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации за 2003 год принято налоговым органом и доведено до налогоплательщика 5 апреля 2004 года.
В данном случае налогоплательщик
не несет ответственности за занижение
суммы налога на прибыль, поскольку
уточненный расчет (декларация) по налогу
на прибыль представлен в
Отчетные данные как
текущего, так и прошлого года (после
их утверждения) исправляются в бухгалтерской
отчетности, составляемой за отчетный
период, в котором обнаружены искажения ее данных.
В целях избежания двойного налогообложения
одних и тех же сумм налогооблагаемая
прибыль уменьшается на суммы прибыли
прошлых лет, выявленные и отражаемые
в бухгалтерском учете в текущем отчетном
периоде, учтенные в расчете по налогу
на прибыль в периоде совершения ошибки.
На сумму выявленного убытка по операциям
прошлых лет валовая прибыль увеличивается.
В феврале 2004 года организация
самостоятельно установила излишнее отнесение
на себестоимость продукции
Переплаты по налогу на прибыль за 2001-2003
годы и истекший период 2001 года в лицевом
счете налогоплательщика нет.
Срок представления годового баланса за 2000 год - 31 марта 2001 года. Срок внесения доплаты налога на прибыль по результатам годового перерасчета - 11 апреля 2001 года.
В этом случае организация
обязана представить в
Поскольку в бухгалтерском учете ООО «Юна» установленное за 2000 год нарушение отражено в феврале 2004 года при составлении расчета по налогу на прибыль за I квартал (а в соответствующих случаях - за январь - февраль) и в целом за 2004 год, сумма налогооблагаемой прибыли должна быть уменьшена на 10 тыс. рублей, так как с этой суммы налог на прибыль был уже уплачен по уточненному расчету (декларации) по налогу на прибыль за 2000 год.
Аналогичный порядок применяют организации, имевшие убыток за прошлый год (за который были выявлены ошибки), и в результате уточнения налогового расчета за этот период объекта налогообложения не возникает, поскольку ст. 54 НК РФ каких-либо исключений для таких организаций не предусмотрено.
В случае если организация не использовала право на льготу по налогу на прибыль за истекшие налоговые периоды, она также вправе уточнить налоговые расчеты за соответствующий налоговый период, уменьшив налог на прибыль.
При этом следует руководствоваться следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Следует подчеркнуть, что согласно п. 6 ст. 107 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Все неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в пользу налогоплательщика.
В связи с этим налогоплательщик не обязан документально подтверждать обоснованность тех или иных расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), если это не предусмотрено нормативными документами.
С введением в действие
части первой НК РФ (с 1 января 1999 года)
налогоплательщики
При этом согласно п. 35 постановления Пленума
ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых
вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" налогоплательщик
вправе расценивать письменное разъяснение,
данное руководителем налогового органа
(его заместителем), как разъяснение компетентного
должностного лица. К таким разъяснениям
следует также относить письменные разъяснения
руководителей соответствующих федеральных
министерств и ведомств, а также иных уполномоченных
на то должностных лиц. При этом не имеет
значения, адресовано разъяснение непосредственно
налогоплательщику или неопределенному
кругу лиц.
Налоговой проверкой
могут быть охвачены только три календарных
года деятельности налогоплательщика,
плательщика сбора или
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указанная статья не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Исходя из этого разъяснения, налоговый орган вправе проверять правильность исчисления налога на прибыль также за истекший период отчетного года, несмотря на то, что налоговым периодом по этому налогу является год (а не месяц или квартал, как по ряду других налогов).
В соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
При задержке расчета (декларации) по налогу на срок свыше 180 дней размер штрафных санкций возрастает до 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации. Кроме того, взыскивается 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня просрочки.
В связи с несвоевременной уплатой налога на прибыль налоговый орган вправе начислить пени за три дня просрочки (29-31 мая). Штрафные санкции за несвоевременное представление расчета (налоговой декларации), предусмотренные ст. 119 НК РФ.
Как известно, ст. 120 НК РФ
устанавливает ответственность
налогоплательщиков за грубое нарушение
правил учета доходов и расходов
и (или) объектов обложения. При этом
согласно п. 3 названной статьи под
грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается отсутствие
первичных документов, счетов-фактур или
регистров бухгалтерского учета.
Грубым нарушением считается также систематическое
(два раза и более в течение календарного
года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета
и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщика.
Такое определение грубых нарушений правил учета доходов и расходов дает основание относить к ним практически любые нарушения в ведении бухгалтерского учета движения денежных средств, материальных и нематериальных ценностей организации, если они допущены два и более раз в течение календарного года.
Следует обратить внимание,
что если грубое нарушение правил учета доходов
и расходов совершено только в одном налоговом
периоде (по налогу на прибыль налоговый
период - год) и не повлекло за собой занижение
налогооблагаемой прибыли, то с организации
взыскивается штраф в размере 5 тыс. рублей.
Если аналогичное нарушение допущено
в течение двух и более налоговых периодов,
то размер штрафа повышается до 15 тыс.
рублей.
Если же нарушение правил ведения бухгалтерского
учета доходов и расходов привело к занижению
налогооблагаемой прибыли, то в соответствии
с п. 3 ст. 120 НК РФ к организации предъявляются
штрафные санкции в размере 10 процентов
от суммы неуплаченного налога, но не менее
15 тыс. рублей.
В ходе проверки ООО «Юна» за 2003 год налоговой инспекцией установлено занижение выручки от реализации продукции из-за неотражения на счете 90"Продажи" в мае - августе оборотов по продаже продукции собственного производства своим работникам за наличный расчет в сумме 100 тыс. рублей. Себестоимость указанной продукции - 80 тыс. рублей. Налогооблагаемая прибыль занижена на 20 тыс. рублей, а налог на прибыль - на 7 тыс. рублей.