Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:07, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Файлы: 1 файл

налог кон.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики, исчисляющие  суммы ежемесячных авансовых  платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налоговые декларации (налоговые  расчеты) по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта  года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного  и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в  целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Форма налоговой декларации утверждена Приказом МНС РФ № БГ-3-02/614 (9).

Налоговые льготы и основания для  их применения

На первый взгляд глава 25 НК РФ ч. II (1) не содержит льгот по налогу на прибыль организаций. В тексте этой главы нет даже слова льгота. Однако льготы там все-таки есть.

Так согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ ч. II (1) предусмотрена возможность  снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа  в субъект РФ. Законами субъектов  Российской Федерации предусмотренная ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов (напоминаем, что на сегодня эта ставка равна 17%).

Считаем необходимым  предупредить организации, что, работая  в различных регионах Российской Федерации, следует обязательно  ознакомиться с местным налоговым  законодательством.

2.Анализ контрольной деятельности  налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налога на прибыль организаций

2.1. Анализ поступления налога  на прибыль организации в бюджетную  систему РФ

В системе налогов  и сборов в Российской Федерации  работа, связанная с анализом и  прогнозированием, позволяет составлять полную и систематизированную информацию о ходе поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в целях обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Эффективность и качество проводимой указанной выше работы способствует добросовестное выполнение своих должностных  обязанностей сотрудниками отдела анализа  и налоговой статистики, ведь от их работы зависит достоверность информации, извлеченной из автоматизированной базы данных, получение от других подразделений ФМНС сведений, необходимых для составления статистической отчетности, аналитических записок.

В налоговых органах  Хабаровского края на учете находится более 24 тыс. юридических лиц и около 36 тыс. физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

По результатам работы ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска за 2002 года видно как сработала  инспекция по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Так за 2002 год количество плательщиков увеличилось на 1270 организаций и 1080 физических лиц. Количество налогоплательщиков предприятий (организаций) состоящих на учете по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 8495, физических лиц - 95409.

Увеличились поступления  за 2002 г. у предприятий, относящихся  к отросли промышленности "Связь".

Удельный вес недоимки в общем объеме платежей за отчетный период составил 4,3 % (на 01.01.03 г.)

В своей работе ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска систематически анализирует информацию, поступающую из регистрирующих органов. В соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса РФ необходимые сведения представляют:

  • Регистрационная палата;
  • отделы ЗАГСа;
  • подразделения паспортно- визовой службы УВД города;
  • Департамент по инвестициям и внешнеэкономическим связям по Хабаровскому краю;
  • МРЭО ГибДД УВД города Хабаровска;
  • отделы лицензионно- разрешительной работы административных округов УВД г. Хабаровска;
  • муниципальное предприятие БТИ;
  • комитет по земельным ресурсам и землеустройству;
  • отделы социальной защиты населения и др.

Работа с указанными выше органами в целом ведется  на основании достигнутой с ними договоренности.

Сведения, поступающие  в инспекцию от регистрирующих органов, отрабатываются путем сверки с данными, имеющимся в ЕГРН (единый государственный реестр).

Анализ и прогнозирование  налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней дает возможность увидеть  перспективу финансирования расходной  части бюджета округа.

Представление информации о ходе поступления налогов и результатов работы инспекции в вышестоящие налоговые органы и в органы местного самоуправления занимает значительное место в работе отдела.

Немаловажное значение в своей работе мы придаем сверке налоговых поступлений и платежей с органами Федерального казначейства.

При подготовке информации по разовым запросам вышестоящих  налоговых органов и других организаций, относящихся к деятельности отдела мы таким образом более детально вынуждены изучать тот или  иной вопрос.

Как результат совместной деятельности является составление обоснованных поступлений платежей в бюджеты всех уровней.

Всего за 2004 г.  в бюджет и во внебюджетные фонды поступило  платежей в сумме 4915274 тыс.руб. (что  на 28% или на 108/5517 тыс.руб, больше по сравнению с 2003 г., в том числе:

2637890 тыс.руб.- налоговых  платежей и других доходов

1249085 тыс.руб.- единого  социального налога

9488052 тыс.руб. – страховых  взносов на  обязательное пенсионное  страхование в Российской Федерации,  зачисляемых в  ПФ РФ.

80247 тыс.руб.- поступлений в счет погашения задолженности предыдущих лет.

Поступления в консолидированный  бюджет составили 2637890 тыс.руб., что  на 24%  или на 505289 тыс.руб. больше  по сравнению с поступлениями  за 2003 г.

Поступления в территориальный  бюджет составили 2282705 тыс.руб., что на 37% или на 617447 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями 2003г.

Инспекцией ФСН России по Железнодорожному району г. Хабаровска план мобилизации доходов в федеральный  бюджет выполнен на 102% ( при плане 348235 тыс.руб.)

В 2003 г. фактическое выполнение плана мобилизации при плановом задание 399254 тыс.руб. составило 467343 тыс.руб.(101%)

В 2002 г.план по мобилизации  в бюджет края доходов выполнен на 107%.

Выполнение плана мобилизации  доходов в федеральный бюджет составило :

68% - по налогам и  сборам

120% - по территориальному  дорожному фонду

117% - по ЕСН

Невыполнение планового  задания в федеральный бюджет допущено только по налогу на прибыль( табл.1), план по НДС выполнен на 80%.

Таблица 1

Анализ поступления  доходов в федеральный бюджет в 2002-2004 гг.

2002

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на прибыль 

122391

40128

-82263

32,79

НДС

476360

378796

-97564

79,52

всего

598751

418924

-179827

69,97

2003

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на прибыль 

25940

74000

48060

285,27

НДС

578900

420740

-158160

72,68

всего

604840

494740

-110100

81,80

2004

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на прибыль 

32770

45254

12484

138,10

НДС

288175

287724

-451

99,84

всего

320945

332978

12033

103,75


.

 

Задание по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 2004 г. выполнено на 138% ( при плане 32770 тыс.руб. факт составил 45254 тыс.руб) Перевыполнение плана объясняется поступлением налога на прибыль  от предприятий, ранее  не заявлявших и не производящих оплату в крупных размерах ( ООО СМУ – 861, ООО Дальтоннельстрой, ООО Амрустрансфри, ОАО Дальугольсбыт и др.)

  Сумма  налога   на   прибыль   организаций   продолжает   составлять значительную  часть платежей, контролируемых  МНС России.

 

Поступления в бюджет налога на прибыль  за 2001-2004 гг.

 

Поступление налога на прибыль  в 2002 по сравнению с планом снизился 82263 или на 67,21 %, в 2003 план по поступлению  был перевыполнен на 8 %, а в 2004 г. на 38,1% или 12484 тыс.руб.

2.2.Контрольная деятельность налогового  органа за правильностью исчисления налога на прибыль организаций

Характерными особенностями  Хабаровского края являются: удаленность  от центра и, как следствие, высокие  транспортные тарифы; огромная территория и низкая по сравнению с западными  районами численность населения; однобокое развитие крупного производства, ориентированного на военно-промышленный комплекс.

В настоящее время  в крае насчитывается 19 инспекций  МНС России по городам и районам  и 2 -- межрайонного уровня с общей  численностью около двух тысяч работников, включая Управление ФНС России.

В своей работе с налогоплательщиками  налоговые инспекторы используют все  имеющиеся у нас средства связи  и компьютерной техники. Руководство  Управления ФНС России постоянно  проводит работу по модернизации и  обновлению имеющегося оборудования.

В работе по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов  и других обязательных платежей в  бюджеты всех уровней налоговые  работники края применяют весь комплекс мер, предусмотренных законодательством, для сбора налогов.

Несомненной помощью  в работе по сбору налогов являются тесные контакты с органами исполнительной власти, правоохранительными органами.

Необходимым условием для  дальнейшего повышения собираемости налогов и сборов является систематическая  работа по изучению и оценке налогооблагаемой базы.

Управление ФНС России по Хабаровскому краю приступило к  тщательному изучению налоговой  базы региона. Для этих целей у  нас создан и уже второй год  работает отдел экономического анализа  и прогнозирования. Он занимается изучением экономической ситуации края, анализом динамики изменения его налоговой базы. На основе поступающих отчетных и статистических данных делаются краткосрочные и долгосрочные прогнозы поступления налогов по видам и бюджетам. Анализируются все факторы: темпы инфляции (в стране и в крае), показатели динамики производства и розничного товарооборота, факторы влияния на налоговую базу изменений законодательства, графики поступления налогов за ряд лет и т. д. Естественно, для такой работы необходима постоянно обновляющаяся информация о налогоплательщиках.

В настоящее время  в крае ведется работа по созданию Налогового паспорта региона. Он будет  представлять собой всеобъемлющий  документ, учитывающий специфические  черты края, особенности экономического развития, наличие природных ресурсов, климатические условия и основные направления экономической деятельности. Налоговый паспорт региона будет способствовать определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и позволит спрогнозировать налоговую нагрузку для каждого из них, но его создание связано с трудностями. На некоторых из них хочется остановиться подробнее:

-- по нашему мнению, методика составления паспорта, предложенная МНС России, имеет  недостатки и не совсем отвечает  требованиям достоверности данных;

-- в настоящее время  отсутствует программно-информационный  комплекс по заполнению Налогового  паспорта, а имеющиеся программные  продукты не позволяют формировать  многие необходимые показатели  в автоматизированном режиме;

-- составление такого сложного документа, как паспорт региона, а также практическое его внедрение требует значительных материальных и трудовых ресурсов.

За 2003 г. проведено 19 проверок юридических лиц по налогу на прибыль, нарушения установлены в ходе 13 проверок. Результативность составила 68%.

За 2002 г. проведено 46 проверок, нарушения установлены в ходе 23 проверок. Результативность 50%.

По результатам проверки дополнительно начислено в бюджет: за 2003 г – 12857 тыс.руб.( в том числе  налог – 7537 тыс.руб., пени 1621 тыс.руб., штраф – 3699 тыс.руб.)

За 2002 г. – 12088 тыс.руб.(в  том числе налог 8233 тыс.руб., пени 2101 тыс.руб., штраф – 1754 тыс.руб.)

За 2001 г проведено 50 проверок, нарушения установлены в ходе 33 проверок.. Результативность 66%. Снижение результативности проверок объясняется уровнем квалификации работников, занимающимися выездными налоговыми проверками.

Когда обнаружены ошибки или искажения в исчислении налогов, относящиеся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом  периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Если определить конкретный период невозможно, корректируются налоговые  обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки и искажения. Периодом совершения ошибки считается  период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы (п. 1 ст. 54 НК РФ).  
При этом перерасчет налоговых обязательств можно сделать как в сторону их увеличения, так и уменьшения.

Информация о работе Налоговый контроль