Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:07, реферат
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В этом случае к организации должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 15 тыс. рублей.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщики подвергаются штрафу в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога.
Таким образом, указанная норма НК РФ применяется за
занижение организациями налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль, если оно не
сопровождается грубым нарушением правил
учета доходов и расходов.
Следовательно, этому наказанию могут
быть подвергнуты налогоплательщики за
неправильное определение налогооблагаемой
прибыли по строке 5 Расчета (налоговой
декларации) налога от фактической прибыли.
Как известно, правильное определение
налогооблагаемой прибыли зависит от
правильности определения валовой прибыли,
отражаемой по строке 1 названного Расчета
(налоговой декларации), которая состоит
из прибыли по данным бухгалтерского учета
налогоплательщика, скорректированной
на показатели, отражаемые по Справке
о порядке определения данных, отражаемых
по этой строке Расчета (приложение N 4
к Инструкции).
Таким образом, в порядке, установленном
ст. 122 НК РФ, могут привлекаться к ответственности
организации за отнесение на себестоимость
продукции (работ, услуг) в целях налогообложения
нормируемых расходов сверх установленных
нормативов, а также расходов, которые
не должны относиться на себестоимость
(например, расходы по уплате процентов
по займам сторонних организаций).
В соответствии с названной статьей НК РФ могут привлекаться к ответственности организации за занижение налогооблагаемой прибыли по причине отнесения на финансовые результаты, учитываемые для целей налогообложения, внереализационных убытков, не предусмотренных п. 15 Положения о составе затрат.
При выездной проверке ООО «Юна» также налоговым органом установлено участие организации в осуществлении совместной деятельности в рамках договора простого товарищества в I квартале 2003 года. Установлено, что ведение общих дел и распределение прибыли было поручено организации ООО Бали. Установлено также, что по причине несвоевременного получения сведений о распределенной прибыли от ООО Бали ООО Юна включила причитающуюся ей прибыль по договору простого товарищества в сумме 100 тыс. рублей в налогооблагаемую прибыль не за I квартал, а за I полугодие 2003 года.
В данном случае ООО Юна должна была уточнить расчет (декларацию) по налогу на прибыль за I квартал 2003 года, чего не было сделано. В связи с этим к ней применяются штрафные санкции в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 20 процентов от суммы заниженного налога - 7 тыс. рублей
В соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
При этом согласно п. 1 ст.
115 НК РФ налоговые органы могут обратиться
в суд с иском о взыскании
налоговой санкции не позднее
шести месяцев со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления соответствующего
акта (срок давности взыскания санкции).
Учитывая, что Кодекс не предусматривает
составления налоговым органом акта по
результатам использования в отношении
налогоплательщика (налогового агента)
иных, помимо выездной налоговой проверки,
форм налогового контроля, установленный
п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен
исчисляться со дня обнаружения соответствующего
правонарушения, который определяется
исходя из характера конкретного правонарушения,
а также обстоятельств его совершения
и выявления.
В заключение обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
Главой 25 НК РФ устанавливается три способа уплаты налога на прибыль:
— уплата ежемесячных авансовых платежей;
— уплата ежеквартальных авансовых платежей;
— уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.
При уплате ежемесячных авансовых платежей по итогам каждого отчетного (налогового) периода, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
В данном варианте уплата ежемесячных авансовых платежей производится в течении отчетного периода в срок не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода.
Предприятия, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п.3 статьи 286 НК РФ).
Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период.
Налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а именно не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября соответственно. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 289 НК РФ).
2.3. Контроль налогового органа
за своевременностью и
Налоговый контроль проводится должностными лицами отдела учета налогообложения ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ .
Налоговые органы,
таможенные органы, органы государственных
внебюджетных фондов и органы
внутренних дел в порядке,
При осуществлении
налогового контроля не
В арсенале ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. [8,247]
Основными задачами камеральной проверки являются:
* визуальная проверка
правильности оформления
* проверка правильности
составления расчетов по
* проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
* проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.
Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.
Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:
* комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов.
* тематическую проверку,
охватывающую вопросы
Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить в зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.
Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:
*если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;
*при отсутствии возможности ор
* если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен.
Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.