Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:07, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Файлы: 1 файл

налог кон.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Эти деяния, предусмотренные, совершенные умышленно влекут взыскание  штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Таким образом, Организации  обязаны:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из средств,  выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного  месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных  налогоплательщикам доходов, удержанных  и перечисленных в бюджеты  (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета  документы, необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

 

3. Направления развития контрольной деятельности налоговых органов в РФ

Согласно Налоговому кодексу РФ в обязанности налоговых  органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Их этого следует, что  налоговые органы целенаправленно  и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Анализ экономической  литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы  налогового контроля являются:

- наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков  для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных  форм, приемов и методов налоговых  проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование системы  оценки работы налоговых инспекторов,  позволяющей объективно учесть  результаты деятельности каждого  из них, эффективно распределить  нагрузку при планировании контрольной  работы.

Совершенствование каждого  из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

Проблема рационального  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает  особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России. Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана центральным аппаратом ИМНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной задачей  налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Наиболее перспективным  выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение  данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной из действенной  формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.

Как показывает практика работы ИМНС Железнодорожного района г.Хабаровска, значительно увеличивает результативность контроля применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов налоговой инспекции на территорию другой инспекции .

Особенно актуальным представляется применение косвенных  методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможные определения размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговых органов вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

Как показывает анализ зарубежного  опыта, применение косвенных методов  является общепринятой в мировой  практике.

Наиболее показательным  является опыт применения таких методов  в Германии. Действующее германское законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными  из них являются следующие:

- метод общего сопоставления  имущества. Методика исчисления  налогооблагаемого дохода данным  методом подразделяется на две  части:

а) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

б) учет произведенного и  личного потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

- метод, основанный  на анализе производственных  запасов.

Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Кроме этих методов применяются  и некоторые другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей  ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. Налоговые органы с учетом мирового опыта, вынесли соответствующее предложение в законодательный орган решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. В этой связи хотелось бы выразить надежду на скорейшее повышение квалификации работников налоговых органов. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в частности налоговых проверок. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.

Сущность бальной оценки, широко применяемой в Германии, состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору учитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Для совершенствования  форм налогового контроля требуется  повышение правовой грамотности  и информированности налогоплательщиков, включая повышение качества обслуживания, в том числе за счёт создания более комфортных условий налогоплательщикам при их обращении в налоговый орган.

И  фундамент для  таких отношений между налогоплательщиками  и налоговыми органами на сегодня уже заложен: во всех инспекциях, за исключением малочисленных, которым в текущем году ещё предстоит пройти период реорганизации, созданы специализированные подразделения — отделы работы с налогоплательщиками, основной задачей которых является оказание услуг налогоплательщикам. Инспекциями активно внедряется такая прогрессивная форма работы с налогоплательщиками, как обслуживание через специально оборудованные для этих целей операционные залы.

Ставится задача по созданию операционных залов во всех без исключения инспекциях. При этом одного создания залов недостаточно. Управлением и инспекциями проводится постоянная работа по повышению квалификации сотрудников отделов работы с налогоплательщиками, включая занятия со специалистами по психологии для приобретения навыков преодоления конфликтных ситуаций и создания доброжелательной атмосферы при работе с налогоплательщиками.

Наряду с этим, налогоплательщики  должны знать и понимать, что развитие налоговых органов предполагает и повышение эффективности исполнения контрольных функций. Для этого в настоящее время ведутся работы по накоплению электронных баз данных всесторонних сведений о налогоплательщиках, как юридических, так и физических лицах, формирование досье налогоплательщиков. Это позволит более глубоко проводить камеральный контроль и анализ имеющихся сведений, на основе чего более взвешенно выбирать объекты для выездных налоговых проверок.

Исходя из выше сказанного можно выделить следующие направления  развития контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации:

- создание автоматизированного  банка данных на основе информационных  ресурсов различных ведомств  с целью решения контрольных  и аналитических задач налоговыми  органами;

- развитие и внедрение  системы автоматизированной  камеральной проверки в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначислений;

- внедрение прогрессивных методов проведения выездных налоговых проверок, разработка и внедрение автоматизированных систем сопровождения выездных  налоговых  проверок  в   целях анализа  состояния  бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер совершения налоговых правонарушений;

- совершенствование системы  учета налоговых платежей, системы  информационного взаимодействия  налоговых органов и органов  федерального казначейства по  обмену электронными сводными  реестрами с электронными платежными  документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней;

- развитие и внедрение  системы формирования в электронном  виде и представления в налоговые  органы деклараций и других  документов, а также системы их  приема и обработки, накопление  данных о доходах и имуществе граждан,  в том числе для решения  вопросов социального характера;

- разработка системы   ведения электронного учета, обработки,  накопления и передачи данных  о выписанных и полученных  налогоплательщиками счетах-фактурах  с целью  использования их  при проведении  налоговых проверок;

- совершенствование средств  и методов работы с крупнейшими  налогоплательщиками, включая организации  в сфере естественных монополий; 

- повышение  эффективности   работы   по взысканию недоимки;

- совершенствование методики определения с помощью программных средств налогового потенциала субъектов Российской  Федерации, участие в планировании  распределения доходов бюджетной  системы  по  субъектам  Российской  Федерации  на основе  внедрения  налогового паспорта субъекта Российской Федерации;

- создание в налоговых  органах системы автоматизированного  учета организаций и физических  лиц на основании  информации, получаемой налоговыми органами  в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации;

- совершенствование структуры  и ведения  единого государственного реестра налогоплательщиков с целью  обеспечения полноты  и  точности  содержащейся в нем информации, оперативного доступа к соответствии  с установленным порядком;

Информация о работе Налоговый контроль