Налоговый потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы налогового потенциала
1.1. Понятие и сущность налогового потенциала
1.2. Классификация налогового потенциала и методика оценки налогового потенциала региона
Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия
2.1. Анализ поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней по Республике Бурятия
2.3. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона
3.1. Особенности формирования налогового потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам новая.docx

— 326.39 Кб (Скачать файл)

МОЛОДЁЖНЫЙ СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ  И ФИНАНСИСТОВ РОССИИ

_________________________________  №_______

(полное  название региона)   (поле заполняется при регистрации работы).

 

 

КОНКУРСНАЯ РАБОТА   №_______

(поле заполняется при регистрации  работы).

ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА 

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ФИНАНСОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ 
И ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ

 

“_______Налоговый потенциал региона (на примере Республики Бурятия”

(ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ РАБОТЫ)

АВТОР: _Цынгедоржиева Виктория Васильевна  

                          (ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова

(НАЗВАНИЕ ВУЗА – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

курс _пятый .

Специальность:__Финансы и кредит

(название  будущей специальности по диплому).

Адрес АВТОРА: _____________________________________________________

(УКАЗЫВАЕТСЯ АДРЕС, ПОСРЕДСТВОМ  КОТОРОГО БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С АВТОРОМ).

 

телефоны: (_____) _______________________________________

 

ё-mail:_____________________ http:// _______________________

Научный руководитель: ________________________________________

(ФАМИЛИЯ,  ИМЯ, ОТЧЕСТВО – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

________________________________________________

(УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ  НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ – ПОЛНОСТЬЮ  !!!).

________________________________________

(МЕСТО ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ).   

Контактные координаты: ________________________________________

(ПРОСИМ УКАЗАТЬ КОНТАКТНЫЕ КООРДИНАТЫ, УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ).

Практический  руководитель: ________________________________________

(ФАМИЛИЯ,  ИМЯ, ОТЧЕСТВО – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

________________________________________________

(Учёная степень, учёное звание  научного руководителя – ПОЛНОСТЬЮ  !!!).

________________________________________

(Место постоянной работы).   

Контактные координаты: ________________________________________

(Просим указать контактные координаты, удобные для общения).

 

____________________

(название населённого пункта, где  подготовлена работа).

 

2012 г.

Содержание

 

Введение 

Глава I. Теоретические основы налогового потенциала

1.1. Понятие и сущность налогового  потенциала 

1.2. Классификация налогового потенциала  и методика оценки налогового  потенциала региона 

Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия

2.1. Анализ поступлений налоговых  платежей и других доходов  в бюджеты всех уровней по  Республике Бурятия

2.3. Факторы формирования и развития  налогового потенциала региона

2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)

Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона

3.1. Особенности формирования налогового  потенциала региона 

Заключение 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы исследования. В настоящее время  в России существует диспропорция в  социально-экономическом развитии различных регионов страны и формировании их налогового потенциала. Согласно имеющимся  статистическим данным, наибольшая доля налоговых доходов консолидированного бюджета РФ приходится на следующие  наиболее развитые регионы России: г. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Возникает вопрос, за счет каких источников должны финансировать  свои расходы и обеспечивать свое развитие другие субъекты Федерации. В  ряде регионов России основным источником такого финансирования становятся дотации, выделяемые из федерального бюджета  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, однако в такой ситуации вопросы, связанные с развитием  подобных регионов и увеличением  налоговых поступлений, остаются без  внимания.

В этих условиях важное значение приобретает  исследование проблем, сопряженных  с формированием налогового потенциала региона, который непосредственно  связан с мобилизацией налоговых  доходов в бюджет субъектов Федерации.

Налоги  играют одну из главных ролей в  обеспечении экономического роста  страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному  развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.

Изучению  теоретических и практических аспектов налогового потенциала региона, его  формирования и методов оценки посвящены  труды российских специалистов, в  частности, Архипцевой Л.М., Богачевой  О.В., Вылковой Е.С., Дзагоевой М.Р., Кашиной  Н.В., Кирилловой О.С, Кириной Л.С., Коломиец А.Л., Матрусова Н.Д., и др. Каждое из предложенных указанными авторами определений  в той или иной степени отражает сущность налогового потенциала субъектов  Федерации, однако единой трактовки  данного понятия в настоящее  время не существует, что обуславливает  необходимость уточнения понятийного  аппарата налогового потенциала региона.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы налогового потенциала

1.1. Понятие и сущность налогового  потенциала в формировании доходов  бюджета

В настоящее время в российской экономике наибольшую остроту и  актуальность приобретают проблемы налогового устройства. В связи с  этим необходимо определить основные понятия, играющие существенную роль в  социальном и экономическом развитии субъектов РФ.

Одной из таких категорий является налоговый  потенциал региона. В настоящее  время существуют несколько подходов к его определению, однако отсутствует  единая трактовка данного понятия. В связи с этим необходимо проанализировать существующие в отечественной литературе определения налогового потенциала региона и на этой основе дать наиболее оптимальное его определение, а  также выявить наиболее практически  значимый состав его видов. 

Прежде  всего следует выяснить, что лежит  в основе термина «потенциал». Данный термин (от лат.potential- сила мощь) означает совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. При этом в теории «потенциал» рассматривают чаще как совокупность ресурсов средств, запасов, реже приводится толкование данного термина как мощь, сила, способность. При этом термин «потенциал» наделяется указанным смыслом в том случае, если он используется совместно со словом, отражающим объект потенциал которого исследуется, например налоговый потенциал. 

При этом, говоря о налоговом потенциале региона, следует исходить из того, что под регионом понимается определенный субъект РФ как часть административно-территориального деления России.

Учитывая  приведенные определения понятия  «потенциал» и понятия «регион», необходимо проанализировать различные  подходы к определению термина  «налоговый потенциал региона», или  «налоговый потенциал субъекта РФ».

Термин  налоговый потенциал является относительно является новым понятием и в различных  научных источниках ему дается различные  определения, поэтому в настоящее  время общепринятой формулировкой  данной экономической категории  не существует. Многие авторы дают не только различные трактовки данного  понятия , но и , базируясь на подобных трактовках, вводят различные системы  классификации налогового потенциала (в частности, налогового потенциала региона), исходя из различных признаков.

Однако  само определение термина «налоговый потенциал» впервые появилось в  России в 1993 году в издании Всемирного банка, согласно которому «налоговый потенциал»- это способность базы налогообложения  в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая  сумма налоговых поступлений, как  таковых)». Данного термина также  придерживался в своих публикациях  Попенков Д.Р. так же к определению  налогового потенциала выделял два  основных подхода: ресурсный и фискальный подход. Следует отметить, что в  своей работе Оролова Е.Н., помимо фискального и регионального  подхода, выделяет также межбюджетный подход, в рамках которого налоговый  потенциал определяется как доход  на душу населения, который может  быть получен исходя из реализуемых  межбюджетных отношений.

Оценка  налогового потенциала дает возможность  на объективной основе определить собственные  возможности регионов и потребность  в выравнивании. Однако, по мнению автора, межбюджетный подход следует считать  частью фискального подхода и  поэтому при рассмотрении последнего необходимо учитывать возможность  саморегулирования регионов как  одного из факторов формирования налогового потенциала конкретного субъекта РФ.

В своей работе Коломиец А.Л. отмечает, что налоговый потенциал характеризуется  экономической структурой и его  обеспеченностью налогооблагаемыми  ресурсами, определяемой налоговыми базами. При этом ценностью приведенных  определений является то, что расчет налогового потенциала должен производиться  не в условиях какого-то абстрактного законодательства, а в условиях  действующего в определенный момент налогового законодательства.

В целом, исходя из всех приведенных определений  видно, что первым шагом при использовании  ресурсного подхода является изучение самой территории, например субъекта РФ, налоговый потенциал которого подлежат исследованию, что является немаловажным фактором при формировании и развитии налогового потенциала.

Так, Тогачева О.В. формулирует понятие  «налоговый потенциал» с точки зрения наиболее распространенной формулировки данного термина в мировой  практике и понимает под налоговым  потенциалом «потенциальный бюджетный  доход на душу населения, который  может быть получен органами власти за определенный промежуток времени  при применении единых на всей территории страны условий налогообложения. При  этом понятие налогового потенциала предполагает учет максимально возможного числа налогооблагаемых  ресурсов территории».

Следует отметить, что в трудах каждого  автора определение налогового потенциала дополняется новыми характеристиками и конкретизируется с точки зрения все новых ресурсов региона. Наиболее полным в этом плане является определение, приведенное Калининой О.В. и Окороковым Р.В., согласно которому «под налоговым  потенциалом региона следует  понимать максимально возможный  объем налоговых поступлений, которые  могут быть собраны на территории региона за определенный период времени  в рамках действующего законодательства при оптимальном использовании  финансовых, природных, производственных и демографических ресурсов региона, а также с учетом проводимой региональной налоговой политики».

Данное  определение является довольно емким  и указывает на то, что при определении  налогового потенциала региона важен  не просто максимальный объем налоговых  поступлений, а максимально возможный  объем налоговых поступлений  при оптимальном использовании  ресурсов региона.

Сущность  налогового потенциала региона

В условиях формирования новой системы  управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов  и стимулов для повышения эффективности  управления бюджетами на региональном и местном уровнях. Немалая часть  проблем бюджета связана с  точностью прогнозов его доходной части.

Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы  не гарантируют в достаточной  мере объективное прогнозирование  предстоящих поступлений в местные  бюджеты и связаны с высоким  уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений

Как в теории, так и в практике, разработкам механизма бюджетное  прогнозирования, как важного элемента финансового управления, в нашей  стране незаслуженно мало уделяется  внимания.

Подтверждением  этого может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей муниципальных образований  в то время, как в условиях усиления роли местных органов управления в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в  России, существенно возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения.

В настоящее время финансовые ресурсы  могут прогнозироваться субъектами РФ на основе экстраполяции ретроспективных  данных о налоговых поступлениях, собранных муниципалитетами за базовый  период, с корректировкой на индексы-дефляторы, «произвольно устанавливаемых и  ежегодно меняющихся индивидуальных нормативов», то есть без учета доходных возможностей территорий.

Каждый  субъект РФ считает будущие доходы самостоятельно и по своей «уникальной» методике, составленной на основе рекомендаций Минфина РФ, Минэкономразвития РФ с корректировкой на местные условия.

В рамках такого подхода регионы заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налоговой  базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в  мобилизации доходов в местные  бюджеты и нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени  возлагается трансферты вышестоящих  бюджетов.

Показатели  собираемости налогов и налогового потенциала, на основе которых определяют задания по поступлению доходов  бюджета, до сих пор не стали официальными показателями, они играют в бюджетном  процессе лишь расчетно-справочную роль. Неопределенный статус этих показателей  снижает легитимность бюджетного планирования, в то время как падение среднего показателя собираемости налогов на несколько пунктов влечет за собой  увеличение бюджетного дефицита.

Информация о работе Налоговый потенциал