Налоговый потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы налогового потенциала
1.1. Понятие и сущность налогового потенциала
1.2. Классификация налогового потенциала и методика оценки налогового потенциала региона
Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия
2.1. Анализ поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней по Республике Бурятия
2.3. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона
3.1. Особенности формирования налогового потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам новая.docx

— 326.39 Кб (Скачать файл)

Для оценки налогового потенциала регионов с помощью регрессионного анализа, посредством оптимальных оценок случайных факторов b1, b2,... bm используется уравнение следующего вида: Vj= X1j*B1*X2j*B2*Xmj*Bm*Ej

j = 1, 2, … n,

где yj - фактически собранные в регионе  платежи в бюджет;

Xj- показатели налоговой базы, косвенно  или непосредственно отражающие  величину совокупной налоговой  базы данного региона или отдельных  ее компонентов;

m - число рассматриваемых регионов;

Ej - случайная ошибка измерений.

Таким образом, можно рассчитать возможные  доходы региона по известным характеристикам  его налоговой базы, которые можно  интерпретировать как налоговый  потенциал региона. Возможные отклонения фактических значений бюджетных  поступлений от рассчитанных с помощью  модели объясняются различной результативностью  работы налоговых органов. Преимуществом  регрессионного метода, позволяющего осуществить отбор совокупности экономических характеристик, в  максимальной степени влияющих на потенциальные  налоговые доходы, является его меньшая  трудоемкость в сравнении с расчетным  методом РНС и большая объективность, поскольку регрессионное уравнение  само выдает информацию о зависимостях между фактическими поступлениями  и налоговыми базами в ходе процедуры  статистической оценки.

Данный  метод особенно эффективен для целей  среднесрочного и долгосрочного  прогнозирования, поскольку он представляет собой некую модификацию существующих методов для случаев, когда не представляется возможным оценить  в полной мере совокупность налоговых  ресурсов и налоговых баз по каждому  из налогов, принимаемых во внимание при расчете потенциала.

Для практического расчета целесообразно  использовать относительно небольшой  набор взаимосвязанных экономических  характеристик, определяющих на величину бюджетных доходов объем промышленного  и сельскохозяйственного производства, продажи населению товаров и  услуг, денежные доходы населения, стоимость  основных производственных фондов.

В целом оценка налогового потенциала данным методом осуществляется по следующей  формуле:

Ti=Co+C1*ВРПi+Еi, где

Ti- налоговый потенциал i-того региона;

ВРПi- ВРП i-того региона;

Ei- ошибка, необъясненный остаток регрессии;

С0 и С1- коэффициенты, параметры уравнения  регрессии.

Следует отметить, что в данном уравнении  парной регрессии параметр С0 показывает усредненное влияние неучтенных на величину налоговых обязательств региона, а показатель МС1 указывает  на то, насколько изменяется в среднем  величина налоговых обязательств региона  при увеличении ВРП региона.

Для расчета налогового потенциала Республики Бурятия следует скорректировать  данное уравнение следующим образом:

Tbn=C0+C1*ВРПbn, где

Tbn- налоговый потенциал РБ в n-ом периоде;

ВРПbn- ВРП РБ в n-ом периоде;

С0 и С1- коэффициенты, параметры уравнения  регрессии.

Недостатком регрессионного метода является его  сложность. К тому же полученные показатели налогового потенциала регионов могут  значительно различаться в зависимости  от используемого набора экономических  характеристик. Поэтому рациональный выбор тех или иных показателей  налогового потенциала требует проведения дополнительного анализа. Кроме  того, количество точек наблюдения, используемых в уравнении регрессии, равно количеству регионов, а результаты регрессионной оценки тем точнее, чем больше точек наблюдения. Однако в условиях Российской Федерации  эта проблема стоит не так остро, поскольку регионов достаточно много.

В связи с этим данная модель является весьма приемлемой для российской экономики  в целом, и в частности её налоговой  политики в части повышения эффективности  оценки налогового потенциала регионов РФ. Следует отметить, что несмотря на трудоемкость и затратность данной модели, в будущем выгоды,  получаемые от её использования в значительной степени превысят расходы на её внедрение.

Индекс налогового потенциала - относительная по сравнению со средним по муниципальным районам  и городскому округу уровнем оценка налогового потенциала бюджета каждого  муниципального района и городского округа, определяемая с учетом уровня его развития и структуры экономики.

Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления  уровней расчетной бюджетной  обеспеченности муниципальных районов  и городского округа и не является оценкой налоговых доходов муниципальных  районов, городского округа в расчете  на душу населения в абсолютном размере.

Индекс налогового потенциала i-го муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (на каждый год отдельно) рассчитывается по следующей формуле:

ИНПi =(НПii)/SUM((НПi)/Нi), где:

НПi  - оценка налогового потенциала i-го муниципального образования;

Нi - численность постоянного населения i-го муниципального образования по результатам переписи населения;

SUM (НПi) - оценка налогового потенциала всех муниципальных образований Республики (суммарные по муниципальным образованиям поступления налоговых доходов в их бюджеты);

Н - численность постоянного  населения Республики по результатам  переписи населения.

Налоговый потенциал  муниципального района и городского округа -это оценка доходов, которые  могут быть собраны в бюджет муниципального района и городского округа из налоговых  источников, закрепленных за бюджетом данного муниципального района и  городского округа.

Налоговый потенциал  муниципального района и городского округа на очередной финансовый год  рассчитывается по формуле:

НПi=НПiНДФЛ+НПiАкциз+НПiЕНВД+ НПiЗемел +НПiИмФизлиц , где:

НПiНДФЛ - налоговый потенциал i-го муниципального района или городского округа по налогу на доходы физических лиц;

НПiАкциз - налоговый потенциал i-го муниципального района или городского округа по акцизам (раздельно по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья, вина, пиво);

НПiЕНВД - налоговый потенциал i-го муниципального района или городского округа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

НПiЗемел - налоговый потенциал i-го муниципального района или городского округа по земельному налогу;

НПiИмФизлиц - налоговый потенциал i-го муниципального района или городского округа по налогу на имущество физических лиц.

Налоговый потенциал  муниципального района и городского округа по видам налогов рассчитывается по формуле:

НПij = ПНj x БНi / SUM БНij, где:

ПНj - прогноз поступления доходов в консолидированные бюджеты муниципальных районов и городского округа по j-му налогу на очередной финансовый год (по налогу на доходы физических лиц, акцизам (раздельно по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья, вина, пиво), имуществу физических лиц, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельному налогу);

БНij - показатели, характеризующие налоговый потенциал муниципального района и городского округа по видам налогов за последний отчетный год.

Налоговый потенциал  оценивается по видам налогов  с учетом оценки следующих косвенных  показателей налоговой базы в  разрезе муниципалитетов:


Налог

Показатель 

НДФЛ

Фонд начисленной заработной платы работникам организаций

Земельный налог

Кадастровая стоимость земель

ЕНВД для определенных видов  деятельности и УСНО

Розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации

Налог на имущество физических лиц

Инвентаризационная стоимость  строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности  физических лиц 

Акцизы на спирт, алкогольную  продукцию, вино, пиво

Объем отгруженной алкогольной  продукции, спирта этилового, вина и  пива


Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся  на территории муниципального образования  налоговая база используется со средней  по региону эффективностью (с одной  единицы измерения, в которых  выражена налоговая база, собирается одинаковый объем налога). Для этих налогов налоговый потенциал  оценивается путем умножения  налоговой базы на среднюю репрезентативную налоговую ставку. Средняя репрезентативная налоговая ставка рассчитывается как  среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми  налоговыми сборами и налоговой  базой данного налога.

Для характеристики налогового потенциала региона аналитическая  система показателей должна соответствовать  предъявляемым критериям и обеспечивать оценку:

1) динамики, структуры  и территориальной дифференциации  налоговых доходов региона и  налогооблагаемых баз;

2) факторного  пространства налогового потенциала;

3) качества налогового  потенциала региона.

Первое направление оценки предполагает анализ оценки поступлений  налогов и сборов от субъекта РФ, сгруппированные по налоговым формам, секторам экономики, видам экономической  деятельности, уровням бюджета. При  этом особое внимание должно быть уделено  налогам, элементы которых подвергались корректировке согласно законодательным  полномочиям региональных властей. Задача индикатора данной группы показателей  состоит не только в том, представить  абсолютные размеры налоговых поступлений, но и оценить их структуру. Как  отмечают некоторые исследователи, структура налоговых поступлений  в регионе определяет перспективы  изменения налоговых доходов: чем  больше она диверсифицирована как  по видам налогов, так и по отраслям экономики, тем выше гарантия стабильности налоговых платежей.

Вторая группа показателей  позволяет идентифицировать различные  группы факторов, а также оценить  степень их влияния на формирование и распределение налогового потенциала регионов. Следует учитывать, что  наряду с факторами экономического характера, заметную роль в оценке региональных налоговых поступлений могут  играть ежегодные изменения в  федеральном налоговом и бюджетном  законодательстве. По оценкам Счетной  палаты РФ, вследствие законодательных  изменений, размеры выпадающих или, наоборот, дополнительных доходов ежегодно составляют по регионам страны сотни  миллиардов рублей.

При оценке налогового потенциала региона важно учитывать и  характер условий реализации доходных ресурсов. Вариативность таких условий  в региональном разрезе может  быть обусловлена:

- результатами  действий системы федеральных,  региональных и местных налогов  и их элементов на достаточность  и характер поступлений в территориальные  бюджеты конкретного региона;

- уровнем налоговой  нагрузки и характером ее распределения  по экономическим субъектам региона;

- размером бюджетных  расходов, необходимых для поддержания  требуемого уровня социально-экономического  развития региона;

- эффективностью  финансового контроля, в том числе  деятельностью фискальных служб  в регионе.

Представляется, что показатели качества налогового потенциала отдельных  регионов должны включаться в состав критериев для обоснования предоставления межбюджетных трансфертов и закрепления  налоговых источников доходов. Это  актуально в современных условиях, так как государственное регулирование  в налогово-бюджетной сфере предполагает обеспечение, с одной стороны, сбалансированности бюджетов за счет перераспределения  бюджетных средств, а с другой – стимулирование регионов к развитию собственной налоговой базы. Вместе с тем многие предложения и  замечания, инициируемые субъектами РФ по совершенствованию механизма  бюджетного регулирования, указывают  на отсутствие в используемых системах показателей и методиках оценки адекватного дифференцированного  подхода к возможностям отдельных  регионов реализовать свой налоговый  потенциал. При этом обращается внимание на необходимость более полного  учета снижения доходов из-за изменений  законодательства на федеральном уровне, структуры распределения налогового потенциала между федеральным и  региональным бюджетами, соотношения  налогового потенциала и уровня необходимых  в регионе бюджетных расходов.

 

 

 

Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия

2.1. Анализ поступлений налоговых  платежей в консолидированный  бюджет Республики Бурятия

За 2008 год в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило налоговых  и неналоговых доходов 15 594 351,9 тыс.рублей, в том числе налоговых доходов 14 018 193,5 тыс. рублей, неналоговых доходов 1 576 158,4 тыс. рублей.

По  сравнению с 2007 годом общий объем  налоговых и неналоговых доходов  консолидированного бюджета Республики Бурятия увеличился на 19,7%.

Налоговые доходы консолидированного бюджета  Республики Бурятия по сравнению  с январем – декабрем 2007 года возросли на 2 498 451 тыс. рублей (121,7 % к  уровню 2007 года) за счет роста поступлений  по основным видам налогов - налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых.

Информация о работе Налоговый потенциал