Налоговый потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы налогового потенциала
1.1. Понятие и сущность налогового потенциала
1.2. Классификация налогового потенциала и методика оценки налогового потенциала региона
Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия
2.1. Анализ поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней по Республике Бурятия
2.3. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона
3.1. Особенности формирования налогового потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам новая.docx

— 326.39 Кб (Скачать файл)

Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов требует совершенствования  как методологии, так и методики а показатель налогового потенциала и собираемости налогов должны стать  основополагающими инструментами  бюджетно-налогового планирования.

1.2. Классификация налогового потенциала  и методика оценки налогового  потенциала региона 

Классификация налогового потенциала поможет глубже осмыслить сущность и назначение исследуемого понятия, точнее увидеть  его возможности и правильно  задать исходные данные. Основные ее положения  могут быть представлены следующим  образом. Остановимся на наиболее важных критериях разграничения видов  налогового потенциала.

Таблица 1. Классификация налогового потенциала

Критерии (признаки)

Виды налоговых потенциалов 

По сферам деятельности

- материальное производство;

- сфера слуг;

- сфера финансовых отношений

По отраслям

- промышленность;

- сельское хозяйство; 

- строительство; 

- связь;

- отрасли сферы услуг

По стадиям воспроизводственного процесса

- на стадии производства ВВП,  ВНП, ЧП;

- на стадии обмена;

- на стадии распределения; 

- на стадии потребления

По субъектам хозяйствования 

- домашние хозяйства; 

- предприятия; 

- отрасли;

- регионы; 

- национальное хозяйство

По организационно- правовой форме  предприятия

- индивидуальные частные предприятия;

- предприниматели без  образования юридического лица;

- хозяйственные товарищества;

- производственные кооперативы; 

- государственные и муниципальные  унитарные предприятия; 

- некоммерческие организации. 

По размерам предприятия 

- малые; 

- средние; 

- крупные

По объему (параметрам) налогового потенциала

- минимальный;

- оптимальный;

- максимальный

По способам исчисления

- баланс народного хозяйства;

- система национальных  счетов

По времени

- в предшествующем периоде; 

- текущий; 

- перспективный

По административно- территориальному признаку

- муниципальный; 

- региональный;

-федеральный округ; 

- федеральный 

По международному признаку

- налоговый потенциал государства,  интеграционного ока, мирового  сообщества

По видам стран

Налоговый потенциал развитых стран, стран с переходной экономикой и  развивающихся стран

По системам экономической организации 

- традиционная экономика;

- командная экономика; 

- чисто рыночная;

- смешанная

По общественно экономическим  формациям (средний показатель на душу населения)

- рабовладельческая; 

- феодальная;

- капиталистическая; 

- социалистическая 


Исходя  из рассмотренной классификации  налогового потенциала, заданных целей  и условий его анализа, сформулируем и соответствующие определения.

Максимальный (абсолютный) налоговый потенциал- это  максимально возможный объем  налоговых поступлений при максимальной (предельной) налоговой ставке. Он достигается  в экстремальных условиях при  свертывании значительной массы  экономических и социальных программ, для преодоления последствий  внезапно возникшей катастрофы (военной, экологической) за короткий период (год  или менее). Действительно, история  знает немало примеров, когда население  страны во время ведения войн платит очень большие налоги. Общество сознать  такую необходимость. Однако долговременная повышения налоговая нагрузка способствовала сокращению производства экономических  благ и вызвала массовые недовольства. Поэтому государям и правительства  панно или поздно приходилось  идти на компромисс.

Фактический налоговый потенциал- это возможный  объем налоговых поступлений  за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках): экономика, налогового законодательства, налоговых органов, судебной системы и налоговой  культуры.

Для оценки налогового потенциала чаще всего  используется период продолжительностью в один год. Во-первых, потому, что  понятие налогового потенциала интересно, прежде всего, для расчета бюджета  на очередной год и, во-вторых, для  выработки решений тактического и стратегического развития страны или региона, где годовая размерность  налогового потенциала является наиболее оптимальным временным параметром. Период менее года неудобен тем, что  ряд налогов имеет налоговый  период год (налог на прибыль, налог  на имущество, налог на доходы физических лиц и др.). за более длительный период, как правило, нагляднее рассматривать  динамику развития налогового потенциала.

Оптимальный налоговый потенциал- это потенциал  с учетом эффективных налоговых  усилий, предусматривающих оптимальное  соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ.

Под налоговым потенциалом региона  понимается возможный объем налоговых  поступлений за определенный период (финансовый год) с учетом наличных ресурсов, тенденций экономического развития региона, проводимый налоговой  политики в регионе, возможностей механизма  налоговых изъятий, и динамики теневой  экономики.

Исходя  из последних экономических государственных  решений по стимулированию развития малого бизнеса, актуально и определение  соответствующего налогового потенциала.

Налоговый потенциал малого бизнеса региона- объем налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства  за отчетный год с учетом тенденций  социально- экономического развития, изменений  налогового климата, инвестиционной региональной политики, динамики снижения (увеличения) административных барьеров и других факторов.

На  областном уровне выделяют областной (региональный) бюджет и бюджет области (консолидированный).

Областной бюджет включает в себя налоговые  поступления и прочие доходы, необходимые  для финансирования обязательств региональных органов власти, касающихся области  в целом.

Консолидированный бюджет области помимо областного бюджета  включает в себя и бюджеты всех городов и районов, входящих в  состав области. В законе о федеральном  бюджете он называется консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Методика  оценки налогового потенциала региона

В силу различного и подчас несопоставимого  экономического потенциала отдельных  регионов, влияния экономического кризиса  на региональные экономики и отдельные  отрасли производства, различий в  налоговой региональной политике разница  между регионами страны по уровню сбора налогов на душу населения  с учетом уровня прожиточного минимума достигает нескольких десятков раз. В основном наименее диверсифицированной  оказывается структура налоговых  поступлений по отраслям экономики  в тех регионах, где ведущими отраслями  специализации являются отрасли  добывающей промышленности, причем преимущественно  экспортно-ориентированные. А наиболее диверсифицированная структура  налоговых поступлений характерна, как это не парадоксально, не для  регионов с наиболее диверсифицированной  структурой экономики, а для наименее развитых регионов (таких как Тува и Эвенкия), а также для регионов, где ведущая отрасль специализации  оказалась в глубоко депрессивном состоянии (как в Ивановской обл.). Структура налоговых поступлений  оказывает существенное влияние  на перспективы изменения собираемости налогов в регионе: чем более  диверсифицирована структура налоговых  поступлений как по отраслям экономики, так и по отдельным видам налогов  и сборов, тем выше стабильность налоговых платежей.

Решение важнейшей государственной задачи по обеспечению роста налоговых  поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует  разработки нового научно-методического  подхода к количественной оценке налогового потенциала. Выбор показателя, отражающего потенциальную способность  генерировать бюджетные доходы, осложняется  отсутствием достоверной статистики местной базы: данные часто оказываются  неточными или отсутствуют вообще. Налоговый потенциал характеризуется  экономической структурой и его  обеспеченностью налогооблагаемыми  ресурсами, определяемой налоговыми базами.

Одним из наиболее комплексных методов  оценки налогового потенциала региона, который может быть использован  в налоговой практике  России на современном этапе экономического развития является «репрезентативная  налоговая система» (РНС), разработанная  экспертной комиссией США по межбюджетным отношениям. Суть РНС в качестве меры налогового потенциала регионов заключается в расчете суммы  бюджетных платежей, которые могут  быть собраны в регионе, при условии  среднего уровня налоговых усилий и  одинаковом составе налогов и  ставки налогообложения во всех регионах (в США правительства штатов могут  сами определять состав и структуру  местных налогов, а также ставки, по которым они взимаются). Для  применения этого метода необходимо иметь сведения по всем регионам. Имея данные по фактически собранным налогам  и сборам и по их налоговым базам, можно рассчитать объем поступлений  по региону. Именно эта величина и  принимается за меру налогового потенциала региона.

Для каждого региона оценка РНС включает определение всех статей доходов  местного бюджета, построение единой классификации  статей доходов разных регионов, определение  состава стандартной (нормативной) налоговой базы и репрезентативной (средней) ставки налогообложения, а  также расчет налогового потенциала региона. Данный метод позволяет  весьма достоверно и объективно оценить  налоговый потенциал региона. Однако, вследствие использования чрезвычайно  большого объема данных, он трудоемок.

Опыт  использования данного метода накоплен в Канаде, Германии и Швейцарии. В  Канаде концепция бюджетного федерализма  отличается высоким уровнем бюджетной  и налоговой самостоятельности  регионов (провинций), что требует  введения специального общенационального  стандарта для сопоставления  налоговых баз, поскольку при  оценке налогового потенциала учитывается  совокупность налоговых баз по 37 региональным и местным налогам.

В условиях России, когда основными  налоговыми источниками доходов  региональных бюджетов служат отчисления от федеральных налогов, а базы значительной части остальных налогов определяются преимущественно федеральными законами, применение метода РНС облегчается. При этом необходимо только решить вопрос выбора налоговых баз (количество видов налоговых поступлений), включаемых в расчеты потенциально налогооблагаемых ресурсов регионов. Учитывая различную  значимость налогов для бюджетной  системы Российской Федерации, было бы целесообразно, по нашему мнению, ограничиться налогом на прибыль, НДС, акцизами, подоходным налогом с физических лиц и  налогом на имущество предприятий.

В дальнейшем, по мере совершенствования  межбюджетных отношений в Российской Федерации, подъема производства и  расширения налоговых баз, все большее  значение будет приобретать проблема адекватного соответствия налоговых  поступлений от различных секторов экономики их налоговому потенциалу.

В отечественной литературе выделяют две большие группы методов оценки налогового потенциала региона: методы на основе фактических показателей  и методы на основе макроэкономических показателей. При этом существует довольно много мнений относительно того, какие  методы следует выделять в рамках данных двух групп. В рамках методов, базирующихся на оценке фактических  показателей, выделяют:

- метод на основе показателя  фактически собранных платежей  в бюджет в базовом году;

- метод на основе начисленных  и уплаченных налогов в текущем  году;

- метод на основе репрезентативной  налоговой системы;

- метод регрессионного анализа;

- метод на основе приведенных  налоговых ресурсов.

В свою очередь к методам, базирующимся на макроэкономических показателях, относятся:

- метод на основе валового регионального  продукта (ВРП), который разделяется  на «простой» метод и регрессионный  метод на основе метода наименьших  квадратов;

- метод на основе среднедушевых  доходов населения; 

- метод на основе валового (совокупного)  налогового ресурса. 

Метод репрезентативной налоговой системы  может применяться для определения  налогового потенциала, «в узком смысле», для расчета налоговых ресурсов регионов с учетом их реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз.

Данный  метод особенно эффективен для целей  среднесрочного и долгосрочного  прогнозирования, поскольку он представляет собой некую модификацию рассмотренных  ранее методов для случаев, когда  не представляется возможным оценить  в полной мере совокупность налоговых  ресурсов и налоговых баз по каждому  из налогов, принимаемых во внимание при расчете потенциала.

Заслуживает внимания метод, предполагающий использование  в рамках подхода РНС регрессионного анализа. Его преимущество - сокращение потребности в данных для измерения  налогового потенциала; потребуется  лишь информация о совокупных доходах  по региону и небольшой набор  переменных, используемых в качестве косвенных измерителей налоговых  баз регионов. При использовании  регрессионного анализа отпадает необходимость  в группировке доходных статей по налоговым компонентам и создании собственной налоговой базы для  каждого компонента налоговой системы. Включение большего количества переменных повышает точность регрессионного варианта РНС за счет более эффективного анализа  данных.

Информация о работе Налоговый потенциал