Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа
Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.
Введение
Глава I. Теоретические основы налогового потенциала
1.1. Понятие и сущность налогового потенциала
1.2. Классификация налогового потенциала и методика оценки налогового потенциала региона
Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия
2.1. Анализ поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней по Республике Бурятия
2.3. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона
3.1. Особенности формирования налогового потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы
Поэтому
прогнозирование доходов
1.2.
Классификация налогового
Классификация налогового потенциала поможет глубже осмыслить сущность и назначение исследуемого понятия, точнее увидеть его возможности и правильно задать исходные данные. Основные ее положения могут быть представлены следующим образом. Остановимся на наиболее важных критериях разграничения видов налогового потенциала.
Таблица 1. Классификация налогового потенциала
Критерии (признаки) |
Виды налоговых потенциалов |
По сферам деятельности |
- материальное производство; - сфера слуг; - сфера финансовых отношений |
По отраслям |
- промышленность; - сельское хозяйство; - строительство; - связь; - отрасли сферы услуг |
По стадиям |
- на стадии производства ВВП, ВНП, ЧП; - на стадии обмена; - на стадии распределения; - на стадии потребления |
По субъектам хозяйствования |
- домашние хозяйства; - предприятия; - отрасли; - регионы; - национальное хозяйство |
По организационно- правовой форме предприятия |
- индивидуальные частные - предприниматели без образования юридического лица; - хозяйственные товарищества; - производственные кооперативы; - государственные и - некоммерческие организации. |
По размерам предприятия |
- малые; - средние; - крупные |
По объему (параметрам) налогового потенциала |
- минимальный; - оптимальный; - максимальный |
По способам исчисления |
- баланс народного хозяйства; - система национальных счетов |
По времени |
- в предшествующем периоде; - текущий; - перспективный |
По административно- территориальному признаку |
- муниципальный; - региональный; -федеральный округ; - федеральный |
По международному признаку |
- налоговый потенциал |
По видам стран |
Налоговый потенциал развитых стран, стран с переходной экономикой и развивающихся стран |
По системам экономической организации |
- традиционная экономика; - командная экономика; - чисто рыночная; - смешанная |
По общественно экономическим формациям (средний показатель на душу населения) |
- рабовладельческая; - феодальная; - капиталистическая; - социалистическая |
Исходя из рассмотренной классификации налогового потенциала, заданных целей и условий его анализа, сформулируем и соответствующие определения.
Максимальный
(абсолютный) налоговый потенциал- это
максимально возможный объем
налоговых поступлений при
Фактический налоговый потенциал- это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках): экономика, налогового законодательства, налоговых органов, судебной системы и налоговой культуры.
Для
оценки налогового потенциала чаще всего
используется период продолжительностью
в один год. Во-первых, потому, что
понятие налогового потенциала интересно,
прежде всего, для расчета бюджета
на очередной год и, во-вторых, для
выработки решений тактического
и стратегического развития страны
или региона, где годовая размерность
налогового потенциала является наиболее
оптимальным временным
Оптимальный налоговый потенциал- это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ.
Под налоговым потенциалом региона понимается возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) с учетом наличных ресурсов, тенденций экономического развития региона, проводимый налоговой политики в регионе, возможностей механизма налоговых изъятий, и динамики теневой экономики.
Исходя
из последних экономических
Налоговый потенциал малого бизнеса региона- объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства за отчетный год с учетом тенденций социально- экономического развития, изменений налогового климата, инвестиционной региональной политики, динамики снижения (увеличения) административных барьеров и других факторов.
На областном уровне выделяют областной (региональный) бюджет и бюджет области (консолидированный).
Областной бюджет включает в себя налоговые поступления и прочие доходы, необходимые для финансирования обязательств региональных органов власти, касающихся области в целом.
Консолидированный бюджет области помимо областного бюджета включает в себя и бюджеты всех городов и районов, входящих в состав области. В законе о федеральном бюджете он называется консолидированный бюджет субъекта РФ.
Методика оценки налогового потенциала региона
В
силу различного и подчас несопоставимого
экономического потенциала отдельных
регионов, влияния экономического кризиса
на региональные экономики и отдельные
отрасли производства, различий в
налоговой региональной политике разница
между регионами страны по уровню
сбора налогов на душу населения
с учетом уровня прожиточного минимума
достигает нескольких десятков раз.
В основном наименее диверсифицированной
оказывается структура
Решение
важнейшей государственной
Одним
из наиболее комплексных методов
оценки налогового потенциала региона,
который может быть использован
в налоговой практике России
на современном этапе
Для каждого региона оценка РНС включает определение всех статей доходов местного бюджета, построение единой классификации статей доходов разных регионов, определение состава стандартной (нормативной) налоговой базы и репрезентативной (средней) ставки налогообложения, а также расчет налогового потенциала региона. Данный метод позволяет весьма достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. Однако, вследствие использования чрезвычайно большого объема данных, он трудоемок.
Опыт использования данного метода накоплен в Канаде, Германии и Швейцарии. В Канаде концепция бюджетного федерализма отличается высоким уровнем бюджетной и налоговой самостоятельности регионов (провинций), что требует введения специального общенационального стандарта для сопоставления налоговых баз, поскольку при оценке налогового потенциала учитывается совокупность налоговых баз по 37 региональным и местным налогам.
В
условиях России, когда основными
налоговыми источниками доходов
региональных бюджетов служат отчисления
от федеральных налогов, а базы значительной
части остальных налогов
В дальнейшем, по мере совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации, подъема производства и расширения налоговых баз, все большее значение будет приобретать проблема адекватного соответствия налоговых поступлений от различных секторов экономики их налоговому потенциалу.
В отечественной литературе выделяют две большие группы методов оценки налогового потенциала региона: методы на основе фактических показателей и методы на основе макроэкономических показателей. При этом существует довольно много мнений относительно того, какие методы следует выделять в рамках данных двух групп. В рамках методов, базирующихся на оценке фактических показателей, выделяют:
- метод на основе показателя фактически собранных платежей в бюджет в базовом году;
-
метод на основе начисленных
и уплаченных налогов в
-
метод на основе
- метод регрессионного анализа;
- метод на основе приведенных налоговых ресурсов.
В свою очередь к методам, базирующимся на макроэкономических показателях, относятся:
-
метод на основе валового
- метод на основе среднедушевых доходов населения;
- метод на основе валового (совокупного) налогового ресурса.
Метод
репрезентативной налоговой системы
может применяться для
Данный
метод особенно эффективен для целей
среднесрочного и долгосрочного
прогнозирования, поскольку он представляет
собой некую модификацию
Заслуживает
внимания метод, предполагающий использование
в рамках подхода РНС регрессионного
анализа. Его преимущество - сокращение
потребности в данных для измерения
налогового потенциала; потребуется
лишь информация о совокупных доходах
по региону и небольшой набор
переменных, используемых в качестве
косвенных измерителей