Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа
Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.
Введение
Глава I. Теоретические основы налогового потенциала
1.1. Понятие и сущность налогового потенциала
1.2. Классификация налогового потенциала и методика оценки налогового потенциала региона
Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия
2.1. Анализ поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней по Республике Бурятия
2.3. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона
3.1. Особенности формирования налогового потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы
В разрезе видов экономической деятельности по данным отчетности налоговых органов основной объем налоговых доходов приходится на обрабатывающие производства – 19,4 %, транспорт и связь – 14,5 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 13,3 %, оптовую и розничную торговлю – 10,3 %, государственное управление и обеспечение безопасности – 9,3 %, строительство – 6,6 %. В общей сумме налоговых доходов доля данных отраслей составила 73,4%.
Таблица 2. Исполнение консолидированного бюджета РБ за 2007-2011 гг. (тыс.руб.)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
% испол. 2010 к 2011 |
% испол. 2007 к 2008 | |
Налоговые доходы |
11 519 742,5 |
14 018 193,5 |
15 027 173,5 |
16 698 043,6 |
20 34 6054,9 |
101,8 |
102,1 |
Неналоговые доходы |
1 555 996,7 |
1 576 158,4 |
1 019 587,0 |
1 728 456,0 |
1 721 544,0 |
106,8 |
102,0 |
Безвозмездные поступления |
15 091 247,8 |
18 969 273,9 |
24 542 844,9 |
20 771 642,3 |
22 686 727,9 |
107,3 |
99,7 |
По
неналоговым доходам
В общей сумме налоговых и
неналоговых доходов
В республиканский бюджет за отчетный период поступило налоговых и неналоговых доходов 9 676 059,5 тыс. рублей или 102,6% к годовому плану, утвержденному Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». По сравнению с 2007 годом доходы республиканского бюджета возросли на 16,6 % или на 1 374 307,6 тыс. рублей, в том числе за счет роста поступлений по основным видам доходов - по налогу на прибыль – на 697 067,7 тыс. рублей, налогам на совокупный доход – на 272 492,7 тыс. рублей, налогам на имущество – на 127 375,3 тыс. рублей, акцизам – на 42 934,5 тыс. рублей, по налогу на доходы физических лиц – на 26 674,4 тыс. рублей, доходам от использования имущества – на 22 240,8 тыс. рублей.
В
общей сумме налоговых и
Доходы местных бюджетов без учета безвозмездных поступлений в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 24% и составили 5 918 294,9 тыс. рублей. Бюджетные назначения исполнены на 101,2 %.
Основными бюджетообразующими источниками доходов местных бюджетов являются налог на доходы физических лиц –68%, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 6 %, земельный налог – 6 %, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 7%.
За
2009 год в консолидированный бюджет
РБ поступило налоговых и
По
сравнению с аналогичным
В разрезе видов экономической деятельности, по данным отчетности налоговых органов, основной объем налоговых доходов приходится на обрабатывающие производства- 17,5%, транспорт и связь- 15,7%, оптовую и розничную торговлю- 11,1%, государственное управление- 11,2%, строительство- 6,7%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды- 13,0%, добычу полезных ископаемых- 4,6%. В общей сумме налоговых платежей доля данных отраслей составила 79,8%.
Таблица
3. Структура налоговых
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Налоги на прибыль организаций |
2 380 692,3 |
3 077 760,0 |
3125769,8 |
3482332,7 |
5694149,7 |
Налог на доходы физ.лиц |
5 630 011,2 |
7 069 499,6 |
7485502,9 |
8037456,9 |
8750687,7 |
УСН |
457 492,8 |
576 103,6 |
524872,4 |
664580 |
789462,9 |
ЕНВД |
344 031,5 |
356 987,3 |
376826,5 |
408317,3 |
452195,4 |
ЕСХН |
2 616,2 |
2 901,5 |
4755,9 |
4568,6 |
7628,2 |
Налог на имущество организаций |
818 023,2 |
938 202,2 |
1050652,9 |
956089,8 |
1091600,2 |
Транспортный налог |
101 024,7 |
126 323,1 |
159069,7 |
178296,3 |
192195,2 |
Налог на игорный бизнес |
160 600,6 |
5 007,3 |
1,5 |
||
Земельный налог |
195 975,5 |
368 172,4 |
528671 |
518885,7 |
525659,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
162 098,8 |
196 668,8 |
256371,5 |
324533,9 |
427094,6 |
Гос. Пошлина |
79 405,2 |
89 325,1 |
96500,6 |
По
неналоговым доходам
В общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета доля республиканского бюджета составляет 70%, местных бюджетов- 30%, тогда как в 2008 году данное соотношение составляло соответственно 62% и 38%.
За 2011 год в консолидированный бюджет РБ поступило доходов 44 754 326,8 тыс.руб., в том числе налоговых и неналоговых доходов 22 067 598,9 тыс.руб., безвозмездных поступлений 22 686 727,9 тыс.руб. Рост доходов к уровню 2010 года составил 14,2%.
Положительная динамика налоговых поступлений в 2011 году обусловлена ростом основных экономических показателей, объемов производства и реализации в базовых отраслях экономики. Улучшение финансового состояния организаций, рост прибыли организаций в 1,8 раз, увеличение фонда заработной платы на 10,4%, рост объемов промышленного производства на 12,9% обеспечил прирост налоговых доходов в отчетном году на 21,8% к уровню 2010 года.
Структура
налоговых поступлений в
Увеличились объемы поступлений по всем основным доходообразующим источникам- налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогу на имущество организаций, налогу на добычу полезных ископаемых.
Наиболее значительный темп роста в 2011 году наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых- 163,5 и 131,6% соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков, благоприятной ценовой конъюнктурой в золотодобывающей отрасли.
2.3.
Факторы формирования и
Формирование и развитие налогового потенциала региона на практике зависит от целого ряда факторов. Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) представляет собой существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе или явлении.
Классифицировать факторы можно по разным признакам и тем самым можно разделить их на основные и второстепенные, объективные и субъективные, общие и частные, внутренние и внешние, постоянные и переменные, количественные и качественные и проч. Вместе с тем, наиболее распространенным критерием является деление факторов на внешние и внутренние.
Проведенный анализ подходов различных авторов к классификации и составу факторов формирования и развития налогового потенциала региона показал, что некоторые внешние и внутренние факторы были схожими по своей сути, другие были описаны в трудах лишь одного автора, а третьи были лишь вскользь упомянуты, хотя, по нашему мнению, заслуживают более пристального внимания.
Учитывая
вышесказанное, можно сделать вывод,
что общепринятой классификации
факторов формирования и развития налогового
потенциала региона в настоящее
время не существует, что обуславливает
необходимость уточнения их перечня,
поскольку изучение данных факторов
является значимым вопросом в исследовании
теоретических основ
Необходимо
проанализировать существующие классификации
факторов формирования и развития налогового
потенциала региона, предложенные рядом
отечественных авторов, и на основании
данного анализа построить
Внешние факторы, определяющие формирование и развитие налогового потенциала субъектов РФ
К внешним факторам формирования и развития налогового потенциала региона относятся факторы, которые задаются извне по отношению к конкретному региону, т.е. оказывают влияние на региональный налоговый потенциал посредством федерального налогового законодательства или обусловлены изначально определенными особенностями региона. В свою очередь конкретный субъект Федерации не может оказывать какого-либо влияния на внешние факторы, однако поскольку они образуют базис для формирования величины налогового потенциала региона, их роль в данном процессе является довольно значимой.
2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Согласно
проведенному анализу экономического
развития регионов страны и уровня
их налогового потенциала, значительное
число субъектов РФ относится
к дотируемым регионам. При этом
большинство таких субъектов
РФ сосредоточено в восточной
части страны. Одним из таких регионов,
отстающим в экономическом
Для того чтобы выявить резервы роста экономической и, в том числе, налоговой составляющей данного субъекта РФ, необходимо произвести оценку его налогового потенциала.
Для
расчета налогового потенциала за период
с 2007 по 2011 годы необходимо определить
величины факторов, использованных для
построения уравнения регрессии. Информация
о ВРП республики и среднегодовой
численности занятых в
При
этом расчет налогового потенциала на
2010 и 2011 годы произведен с поправкой
на финансовый кризис, в связи с
чем при расчете ВРП и
-
данные по ВРП и среднегодовой
численности занятых в
-
данные по ВРП и среднегодовой
численности занятых в
Талица 6. Данные для расчета коэффициентов регрессии
Год |
Факт. Налоговый доход РБ
Y1; TIbn |
ВРП РБ
X1; ВРПbn |
Среднегодовая численность занятых в экономике X2; СФОbn |
Ставка по налогу на прибыль организаций
X4; Rn |
2007 |
28 166 987 |
109 554.1 |
398.2 |
24 |
2008 |
34 563 625,8 |
138 000 |
428.6 |
24 |
2009 |
40 589 605,4 |
127 200 |
398.0 |
20 |
2010 |
39 198 141,9 |
143 300 |
410.0 |
20 |
2011 |
44 754 326,8 |
158 000 |
413.0 |
20 |
Среднегодовая
численность занятых в
Расчет
усеченного налогового потенциала региона
регрессионным методом с
Одним из методов, который применяется для оценки налогового потенциала региона является регрессионный метод который рассчитывается при помощи показателя ВРП. Данный метод имеет следующие преимущества:
- позволяет учитывать различия в ВРП по различным регионам России;
-
позволяет учитывать влияние
на формирование налогового