Налоговый потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и на расширение внешнеэкономической деятельности государства. Им так же отведено ведущее место в системе финансового обеспечения региона, так как перспективы развития экономики региона , как и государства в целом, во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки и реализации налогового потенциала в условиях действующих экономической политики и налогового законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы налогового потенциала
1.1. Понятие и сущность налогового потенциала
1.2. Классификация налогового потенциала и методика оценки налогового потенциала региона
Глава II. Анализ исполнения бюджета городского округа «город Улан-удэ» исполнение доходной части Республики Бурятия
2.1. Анализ поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней по Республике Бурятия
2.3. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)
Глава III. Направления развития и совершенствования налогового потенциала региона
3.1. Особенности формирования налогового потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам новая.docx

— 326.39 Кб (Скачать файл)

В разрезе видов экономической  деятельности по данным отчетности налоговых  органов основной объем налоговых  доходов приходится на обрабатывающие производства – 19,4 %, транспорт и  связь – 14,5 %, производство и распределение  электроэнергии, газа и воды – 13,3 %, оптовую и розничную торговлю – 10,3 %, государственное управление и обеспечение безопасности – 9,3 %, строительство – 6,6 %. В общей  сумме налоговых доходов доля данных отраслей составила 73,4%.

 

 

Таблица 2. Исполнение консолидированного бюджета  РБ за 2007-2011 гг. (тыс.руб.)

 

2007

2008

2009

2010

2011

% испол. 2010 к 2011

% испол.

2007 к 2008

Налоговые доходы

 

11 519 742,5

 

14 018 193,5

 

15 027 173,5

16 698 043,6

20 34 6054,9

101,8

102,1

Неналоговые доходы

 

1 555 996,7

 

1 576 158,4

 

1 019 587,0

1 728 456,0

1 721 544,0

106,8

102,0

Безвозмездные поступления

 

15 091 247,8

 

18 969 273,9

 

24 542 844,9

20 771 642,3

 

22 686 727,9

107,3

99,7


По  неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2008 году наблюдается рост по сравнению  с 2007 годом – на 20 161,7 тыс. рублей (101,3%) в основном за счет увеличения поступлений от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

  В общей сумме налоговых и  неналоговых доходов консолидированного  бюджета Республики Бурятия доля  республиканского бюджета составляет 62%, местных бюджетов 38%, в 2007 году  данное соотношение составляло, соответственно, 63% и 37 %.

В республиканский бюджет за отчетный период поступило налоговых и  неналоговых доходов 9 676 059,5 тыс. рублей или 102,6% к годовому плану, утвержденному  Законом Республики Бурятия «О республиканском  бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». По сравнению с 2007 годом  доходы республиканского бюджета возросли на 16,6 % или на 1 374 307,6 тыс. рублей, в  том числе за счет роста поступлений  по основным видам доходов - по налогу на прибыль – на 697 067,7 тыс. рублей, налогам на совокупный доход –  на 272 492,7 тыс. рублей, налогам на имущество  – на 127 375,3 тыс. рублей, акцизам –  на 42 934,5 тыс. рублей, по налогу на доходы физических лиц – на 26 674,4 тыс. рублей, доходам от использования имущества  – на 22 240,8 тыс. рублей.

В общей сумме налоговых и неналоговых  доходов республиканского бюджета  удельный вес налога на доходы физических лиц составляет 31,7 %, налога на прибыль  –31,8 %, акцизов- 12,3 %, налога на имущество  организаций – 9,7 %.

Доходы  местных бюджетов без учета безвозмездных  поступлений в 2008 году по сравнению  с 2007 годом увеличились на 24% и  составили 5 918 294,9 тыс. рублей. Бюджетные  назначения исполнены на 101,2 %.

Основными бюджетообразующими источниками доходов  местных бюджетов являются налог  на доходы физических лиц –68%, единый налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности – 6 %, земельный налог – 6 %, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности  – 7%.

За 2009 год в консолидированный бюджет РБ поступило налоговых и неналоговых  доходов в сумме 16 046 760,6 тыс.руб., в том числе налоговых доходов- 15 027 173,6 тыс.руб., неналоговых доходов – 1 019 587,0 тыс.руб.

По  сравнению с аналогичным периодом 2008 года общий объем налоговых  и  неналоговых доходов консолидированного бюджета РБ увеличился на 2,9%.

В разрезе видов экономической  деятельности, по данным отчетности налоговых  органов, основной объем налоговых  доходов приходится на обрабатывающие производства- 17,5%, транспорт и связь- 15,7%, оптовую и розничную торговлю- 11,1%, государственное управление- 11,2%, строительство- 6,7%, производство и распределение  электроэнергии, газа и воды- 13,0%, добычу полезных ископаемых- 4,6%. В общей  сумме налоговых платежей доля данных отраслей составила 79,8%.

Таблица 3. Структура налоговых поступлений  в консолидированный бюджет РБ (тыс.руб.)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Налоги на прибыль организаций

2 380 692,3

3 077 760,0

3125769,8

3482332,7

5694149,7

Налог на доходы физ.лиц

5 630 011,2

7 069 499,6

7485502,9

8037456,9

8750687,7

УСН

457 492,8

576 103,6

524872,4

664580

789462,9

ЕНВД

344 031,5

356 987,3

376826,5

408317,3

452195,4

ЕСХН

2 616,2

2 901,5

4755,9

4568,6

7628,2

Налог на имущество организаций

818 023,2

938 202,2

1050652,9

956089,8

1091600,2

Транспортный налог

101 024,7

126 323,1

159069,7

178296,3

192195,2

Налог на игорный бизнес

160 600,6

5 007,3

1,5

   

Земельный налог

195 975,5

368 172,4

528671

518885,7

525659,2

Налог на добычу полезных ископаемых

162 098,8

196 668,8

256371,5

324533,9

427094,6

Гос. Пошлина

79 405,2

89 325,1

96500,6

   

 

По  неналоговым доходам консолидированного бюджета РБ в 2009 году наблюдается  снижение, по сравнению с января- декабря 2008 года, на 556 571,4 тыс.руб. или на 35,3%, в основном за счет возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.

В общем объеме налоговых и неналоговых  доходов консолидированного бюджета  доля республиканского бюджета составляет 70%, местных бюджетов- 30%, тогда как  в 2008 году данное соотношение составляло соответственно 62% и 38%.

За 2011 год в консолидированный бюджет РБ поступило доходов 44 754 326,8 тыс.руб., в том числе налоговых и неналоговых доходов 22 067 598,9 тыс.руб., безвозмездных поступлений 22 686 727,9 тыс.руб. Рост доходов к уровню 2010 года составил 14,2%.

Положительная динамика налоговых поступлений  в 2011 году обусловлена ростом основных экономических показателей, объемов  производства и реализации в базовых  отраслях экономики. Улучшение финансового  состояния организаций, рост прибыли  организаций в 1,8 раз, увеличение фонда  заработной платы на 10,4%, рост объемов  промышленного производства на 12,9% обеспечил прирост налоговых  доходов в отчетном году на 21,8% к  уровню 2010 года.

Структура налоговых поступлений в консолидированный  бюджет РБ (тыс.руб.)

Увеличились объемы поступлений по всем основным доходообразующим источникам- налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогу на имущество организаций, налогу на добычу полезных ископаемых.

Наиболее  значительный темп роста в 2011 году наблюдается  по налогу на прибыль организаций  и налогу на добычу полезных ископаемых- 163,5 и 131,6% соответственно, что обусловлено  увеличением платежей от крупнейших плательщиков, благоприятной ценовой  конъюнктурой в золотодобывающей отрасли.

2.3. Факторы формирования и развития  налогового потенциала региона

Формирование  и развитие налогового потенциала региона  на практике зависит от целого ряда факторов. Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) представляет собой существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе или явлении.

Классифицировать  факторы можно по разным признакам  и тем самым можно разделить  их на основные и второстепенные, объективные  и субъективные, общие и частные, внутренние и внешние, постоянные и  переменные, количественные и качественные и проч. Вместе с тем, наиболее распространенным критерием является деление факторов на внешние и внутренние.

Проведенный анализ подходов различных авторов  к классификации и составу  факторов формирования и развития налогового потенциала региона показал, что  некоторые внешние и внутренние факторы были схожими по своей  сути, другие были описаны в трудах лишь одного автора, а третьи были лишь вскользь упомянуты, хотя, по нашему мнению, заслуживают более пристального внимания.

Учитывая  вышесказанное, можно сделать вывод, что общепринятой классификации  факторов формирования и развития налогового потенциала региона в настоящее  время не существует, что обуславливает  необходимость уточнения их перечня, поскольку изучение данных факторов является значимым вопросом в исследовании теоретических основ формирования налогового потенциала субъектов РФ и поиске путей его развития.

Необходимо  проанализировать существующие классификации  факторов формирования и развития налогового потенциала региона, предложенные рядом  отечественных авторов, и на основании  данного анализа построить наиболее полную классификацию подобных факторов.

Внешние факторы, определяющие формирование и  развитие налогового потенциала субъектов  РФ

К внешним факторам формирования и  развития налогового потенциала региона  относятся факторы, которые задаются извне по отношению к конкретному  региону, т.е. оказывают влияние на региональный налоговый потенциал  посредством федерального налогового законодательства или обусловлены  изначально определенными особенностями  региона. В свою очередь конкретный субъект Федерации не может оказывать  какого-либо влияния на внешние факторы, однако поскольку они образуют базис  для формирования величины налогового потенциала региона, их роль в данном процессе является довольно значимой.

2.4. Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Бурятия)

Согласно  проведенному анализу экономического развития регионов страны и уровня их налогового потенциала, значительное число субъектов РФ относится  к дотируемым регионам. При этом большинство таких субъектов  РФ сосредоточено в восточной  части страны. Одним из таких регионов, отстающим в экономическом развитии и получающим существенную долю федеральных  дотаций, является республика Бурятия.

Для того чтобы выявить резервы роста  экономической и, в том числе, налоговой составляющей данного  субъекта РФ, необходимо произвести оценку его налогового потенциала.

Для расчета налогового потенциала за период с 2007 по 2011 годы необходимо определить величины факторов, использованных для  построения уравнения регрессии. Информация о ВРП республики и среднегодовой  численности занятых в экономике  были получены из Приложения 2 Постановлению  правительства Республики Бурятия  за 2009 год, прогнозе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2010 год и основных параметрах прогноза до 2012 года от 7 октября 2009 года за №383.

При этом расчет налогового потенциала на 2010 и 2011 годы произведен с поправкой  на финансовый кризис, в связи с  чем при расчете ВРП и среднегодовой  численности занятых в экономике  Республики:

- данные по ВРП и среднегодовой  численности занятых в экономике  Республики за 2009 год равны оценочным  показателям на данный период, приведенным в Положении 2 к  Постановлению № 383, и составляют, соответственно, 138200,0 млн. рублей  и 398,0 тыс.человек;

- данные по ВРП и среднегодовой  численности занятых в экономике  Республики за 2010 и 2011 годы равны  пессимистическому прогнозу по  данным показателям на 2010 и 2011 годы, приведенным в Приложении 02 к Постановлению №383. таким образом,  ВРП Республики в 2010 и 2011 годах  составит 148200 млн.рублей и 159350 млн.руб., соответственно.

Талица 6. Данные для расчета коэффициентов  регрессии

Год

Факт. Налоговый доход РБ

 

Y1; TIbn

ВРП РБ

 

 

X1; ВРПbn

Среднегодовая численность занятых  в экономике

X2; СФОbn

Ставка по налогу на прибыль организаций 

 

X4; Rn

2007

28 166 987

109 554.1

398.2

24

2008

34 563 625,8

138 000

428.6

24

2009

40 589 605,4

127 200

398.0

20

2010

39 198 141,9

143 300

410.0

20

2011

44 754 326,8

158 000

413.0

20


 

Среднегодовая численность занятых в экономике  Республики в 2010 и 2011 составит 410,0 тыс.человек  и 413,0 тыс.человек, соответственно.

Расчет  усеченного налогового потенциала региона  регрессионным методом с использованием эффективной региональной ставки по налогу на прибыль организации за 2007-2011 гг.

Одним из методов, который применяется  для оценки налогового потенциала региона  является регрессионный метод который  рассчитывается при помощи показателя ВРП. Данный метод имеет следующие  преимущества:

- позволяет учитывать различия  в ВРП по различным регионам  России;

- позволяет учитывать влияние  на формирование налогового потенциала  региона довольно большого количества  факторов;

Информация о работе Налоговый потенциал