Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:14, отчет по практике
Налоги на имущество физических лиц, как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина в целом и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что налоги на имущество физических лиц выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.
1. Сущность и правовые основы имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Виды имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Механизм и порядок исчисления имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2. Анализ имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Исследование фискальной функции имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.2. Анализ механизма администрирования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.3. Проблемы, выявленные при анализе имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3. Направления совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Источники и литература
В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается:
сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 Кодекса;
срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта Российской Федерации, даты направления налогового уведомления.
В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указываются:
суммы платежей по налогу, исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;
сроки уплаты платежей по налогу, определяемые исходя из норм закона субъекта Российской Федерации и даты направления налогового уведомления.
По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода. Указанная сумма рассчитывается в порядке, установленном Кодексом и законом субъекта Российской Федерации (с учетом, в том числе, коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 Кодекса, и налоговых льгот, установленных законом субъекта Российской Федерации). Кроме того, указывается сумма налога, уплаченная в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, и срок уплаты налога.
2. АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Исследование фискальной функции имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Наиболее последовательно реализуемой функцией имущественного налогообложения физических лиц является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцать первый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
На протяжении последнего десятилетия в России на разных уровнях власти обсуждался вопрос реформирования налогообложения недвижимого имущества. За данный период было проработано множество проектов, рассмотрены различные модели налогообложения имущества, проведены эксперименты в ряде муниципальных образований страны. Переход на новую систему налогообложения недвижимого имущества предполагается с 2014 года. В основе этой системы будет лежать совершенно новый порядок расчета налоговой базы – исходя из кадастровой стоимости недвижимости, приближенной к рыночной.
Первоначальный акцент ставился на введение единого налога на недвижимость. Однако с 2007 г. Президент в своих бюджетных посланиях к Федеральному собранию Российской Федерации стал обозначать в качестве приоритетного направления налогообложение жилой недвижимости. Это решение имеет под собой вполне очевидную логику: в стране, где высок уровень теневой экономики и имеет место вывод больших сумм из-под налогообложения, недвижимость становится неким индикатором платежеспособности населения и является более стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов и доходов. Во многом это объясняется уникальными фискальными характеристиками недвижимости, по которым налоговые органы могут ее легко идентифицировать. Кроме того, жилой недвижимостью обладает подавляющее большинство населения, что позволяет налогу охватить большую часть населения страны, стать повсеместным и в какой-то степени «неотвратимым». Таким образом, государственные органы власти в очередной раз пытаются решить проблему нехватки бюджетных средств за счет населения, вместо того, чтобы рационально использовать имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы страны.
В настоящее время налогообложение недвижимого имущества граждан осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц». Современный налог на имущество физических лиц вызывает множество нареканий в связи с тем, что он не выполняет фискальных и регулирующих функций и, таким образом, не является эффективным. Основные положения нового закона на недвижимость отражены в проекте Федерального закона от 11.05.2004 № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
Любые изменения в
сфере общественных финансов, включая
налоги, должны сопровождаться проведением
большой подготовительной работы, анализом
и детальной проработкой
В таблице 1 приведен сравнительный анализ изменений в российском законодательстве по налогообложению имущества физических лиц.
Таблица 2
Законодательная база налога на имущество физических лиц
Элемент налога |
Действующий закон от 09.12.1991 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» |
Проект Федерального закона от 11.05.2004 № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». |
Уровень бюджета |
Местный |
Местный |
Объект налогообложения |
Жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение; помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество |
Здание; строение; сооружение; жилое и нежилое помещение; объект незавершенного капитального строительства; земельный участок |
Налоговая база |
Инвентаризационная стоимость |
Кадастровая стоимость |
Налоговая ставка |
Устанавливается органами местного самоуправления. Дифференциация ставок осуществляется в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 тыс. руб. – до 0,1%; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – от 0,1% до 0,5%; свыше 500 тыс. руб. – от 0,3% до 2%. |
Устанавливается органами местного самоуправления. Если суммарная кадастровая стоимость объектов налогообложения составляет до 300 млн. руб., то налоговая ставка не должна превышать: - 0,1% для жилых помещений,
в т.ч. расположенных на - 0,3% для земельных
участков - 0,5%для объектов капитального
строительства (в т.ч. - 1,5% для прочих земельных участков В отношении объектов налогообложения, суммарная кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб., ставки не должны превышать: - 0,5% для объектов капитального
строительства (в т.ч. - 1,5% для земельных
участков, независимо от категории
земли и разрешенного |
Льготы |
- Герои Советского
Союза и герои Российской - инвалиды I и II группы, инвалиды с детства; - участники гражданской и ВОВ, других боевых операций; - военнослужащие; - пенсионеры; - лица, подвергавшиеся радиационному воздействию и имеющие право на льготы в соответствии с законом; - родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; - граждане уволенные
с военной службы или - деятели культуры, искусства
в отношении специально - граждане в отношении
жилых строений жилой площадью
до 50 м2, расположенных на участках
в садоводческих и дачных |
Льготирование предусматривает 2 вида вычетов, которые будут применяться при определении налоговой базы: - Для всех налогоплательщиков
в отношении жилого помещения,
а также жилого строения, расположенного
на земельном участке, в - Для отдельных категорий налогоплательщиков (герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II групп, ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны и инвалиды боевых действий)в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке, в размере кадастровой стоимости 30 м2, а в отношении земельного участка на величину кадастровой стоимости 1 000 м2 площади земельного участка. Данный вычет будет распространяться в отношении одного объекта налогообложения соответствующего вида по выбору налогоплательщика. Органы местной власти вправе увеличить размеры вычетов, а также расширить перечень категорий налогоплательщиков, в отношении которых применяется второй вид вычета |
Порядок уплаты |
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Уплата налога производится не позднее 1 ноября, следующего за годом, за который исчислен налог |
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Уплата налога на недвижимое имущество должна осуществляться налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом |
Таким образом, налоговая система России в части налога на недвижимость претерпит в ближайшее время существенные изменения в отношении налоговой базы, ставок, льгот, порядка исчисления налога. Будут ли эти изменения эффективными – это тот вопрос, на который еще предстоит дат ответ.
Эффективность налоговой системы (как и отдельных налогов и сборов) – это комплексное понятие, во многом не поддающееся прямой количественной оценке. В целом под эффективностью можно понимать способность налоговой системы выполнять возложенные на нее функции на основе сбалансированного сочетания интересов государства и налогоплательщиков.
Реформируя налог на
недвижимое имущество граждан, государство
в первую очередь ставит цель увеличения
доходов местных бюджетов. Кроме
того, введение налога на недвижимость
нужно рассматривать в
Для населения система
налогообложения имущества
Рассмотрим, какой фискальный
эффект могут принести новации в
сфере налогообложения
Таблица 2
Налоговая база и структура исчислений по налогам на землю
и на имущество физических лиц в 2011 г.
Показатель |
Муниципальное образование г. Екатеринбург |
Свердловская область |
Общая площадь жилых помещений, тыс. м2 |
101 00 |
32 357,7 |
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе налоговых органов, ед. В том числе те, которым предоставлены льготы Из них пенсионеры |
835 267
275 980
252 192 |
2 456 353
902 654
819 605 |
Количество строений, помещений, по которым налог предъявлен к уплате, ед. Из них по объектам жилищного фонда |
408 267
256 153 |
1 256 153
1 104 448 |
Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений, к которым предъявлен налог к уплате, тыс. руб. |
137 531 793 |
361 912 338 |
Сумма налога на имущество физических лиц, поступившая в бюджет, тыс. руб. |
126 365 |
216 985 |
Средняя рыночная стоимость 1 м2 жилья, тыс. руб. |
59 |
35 |
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, тыс. руб. |
58 487 536 |
247 097 066 |
Учитывая, что в собственности жителей свердловской области находится 80,1% от всего жилого фонда области, то расчетная площадь жилых помещений в собственности граждан составит примерно 80 901 тыс. м2. Потенциальный налоговый вычет с собственников жилья (исчисляемый в квадратных метрах) составил бы 49 957,6 тыс. м2, из них:
- для 1 553 699 собственников – 31 074 тыс. м2;
- для собственников-пенсионеров
(которые по новому закону
- для льготных категорий граждан – 2 491,5 тыс. м2.
Таким образом, под налогообложение попала бы почти 31 000тыс. м2 жилья или 38% жилого фонда, принадлежащего гражданам на правах собственности. При среднерыночной цене 35 тыс. руб. за 1 м2 жилья в 2011 г. Налогооблагаемая база по Свердловской области составила бы 1 085 000 млн. руб. При ставке налога на недвижимое имущество 0,1% собранные средства составили бы 1 085 млн.руб.
Проведем аналогичный расчет для Екатеринбурга. Расчетная площадь жилых помещений в собственности граждан составит 25 886 160 м2. Потенциальный налоговый вычет с собственников жилья (исчисляемый в м2) составил бы 16 935 510 м2, из них: для 559 287 собственников – 11 185 740 м2, для пенсионеров 5 043 840 м2. Таким образом, под налогообложение попало бы 8 950 650 м2 жилья, или 35% жилого фонда, принадлежащего физическим лицам. При среднерыночной цене 59 тыс. руб. за 1 м2 жилья в 2011 г. Налогооблагаемая база по Екатеринбургу составила бы 528 088,35 млн. руб. Предельная ставка налога на недвижимое имущество 0,1% доходы бюджета составили бы 528 088,35 тыс. руб. Таким образом, если бы в 2011 г. Был введен новый налог на недвижимость физических лиц, поступления от него (в части жилой недвижимости в бюджет Екатеринбурга составили бы 528 088,35 тыс. руб., в целом по Свердловской области - 1 085 млн.руб., что превышает фактические поступления от налога на имущество физических лиц в 5 раз.
Как видно из полученных данных, половина средств, собираемых (фактически и потенциально) по налогу на недвижимое имущество области (по жилой недвижимости), приходится на Екатеринбург. Рассмотрим как повлияет введение налогообложения недвижимости граждан в других муниципальных образованиях Свердловской области (См.: Таблица 3).
Таблица 3
Расчет показателей налогооблагаемой базы и сумм налога на недвижимость
(на основе статистической информации 2011 г.)
Как видно из данных таблицы 3, при введении налога на недвижимость, рассчитываемого на основе кадастровой (рыночной) стоимости, его расчетная величина в сравнении с фактическим поступлением довольно сильно варьируется в разных муниципальных образованиях – от 60% в Качканаре до 526% в Ивделе. Такая разница в доходах бюджета объясняется тем, что удельный вес недвижимости, по которой представлен социальный вычет, в Ивделе составляет 26%, а в Качканаре – 80%.