Направления совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:14, отчет по практике

Описание работы

Налоги на имущество физических лиц, как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина в целом и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что налоги на имущество физических лиц выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

1. Сущность и правовые основы имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Виды имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Механизм и порядок исчисления имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2. Анализ имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Исследование фискальной функции имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.2. Анализ механизма администрирования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.3. Проблемы, выявленные при анализе имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3. Направления совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Источники и литература

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Еще один аспект регулирующей функции налога на недвижимость проявляется  в контексте осуществления гражданами конституционного права на жилище. В Соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В связи с этим КС РФ отметил, что справедливое налогообложение основано на Конституции РФ и не должно лишать граждан возможности реализовывать свои конституционные права (право на собственность, жилище и т.д.)

Следует признать обоснованным опасение специалистов, полагающих, что налог на недвижимость при отсутствии детальной проработки условий его введения может серьезно ухудшить социальное положение незащищенных слоев населения. Поэтому должны быть обстоятельно изучены и решены, в частности, следующие вопросы: четкое определение целей и задач нового налога; всесторонний анализ финансовой нагрузки на налогоплательщиков; установление и определение элементов налогообложения  на основании анализа социально-экономической ситуации в каждом регионе страны; поэтапность перехода к новому налогу с возможностью сохранения старого механизма налогообложения недвижимости на время осуществления подготовительных мероприятий; прогнозирование ожидаемых и полученных результатов от введения нового налога и мониторинг правоприменения в различных муниципальных образованиях.

В заключение отметим, что  введение налога на недвижимость может  не только стать инструментом привлечения  дополнительных доходов в местные  бюджеты, но и служить мощным ресурсом для развития местной инфраструктуры, роста масштабов жилищного строительства, что повлечет за собой увеличение налоговой базы. Также введение налога на недвижимость позволит уменьшить спекуляции на земельном рынке и стимулировать более эффективное использование земельных участков. Однако существенным экономическим риском в случае установления единой ставки налога на недвижимость во всех регионах страны является неравномерность развития территорий, и, следовательно, различная способность к собиранию налога на недвижимость. Этот риск может быть сведен к минимуму путем проведения постоянного анализа экономического эффекта от введения налога на  недвижимость в каждом субъекте РФ в целях совершенствования механизма его установления и взимания.

К числу предложений, позволяющих ершить некоторые из перечисленных проблем при введении налога на недвижимость, необходимо отнести следующие.

Во-первых, первоочередной задачей является вопрос о выборе модели нового налога на недвижимость, так как это задаст вектор дальнейшего  развития налогового законодательства. Целесообразно остановиться на модели, предполагающей замену существующих налогов на имущество организаций и физических лиц, а также земельного налога единым налогом на недвижимость. Налоговые поступления от нового налога должны пополнять бюджеты муниципальных образований. Основная сложность при рассмотрении этого вопроса заключается в поддержании уровня налоговых доходов региональных бюджетов, поскольку в настоящее время налог на имущество организаций является одним из его источников. Эту задачу предполагается решить в рамках проводимой в настоящее время децентрализации полномочий, в том числе в бюджетно-налоговой сфере.

Во-вторых, следует отметить предположение о передаче функции  администрирования налога на недвижимость из ведения Федеральной налоговой  службы РФ на местный уровень. Основным спорным моментом здесь является экономическая целесообразность такого решения, а также готовность муниципалитетов осуществлять технологическую и организационную функцию. Возможно, перечисленные проблемы могут быть решены при улучшении финансового состояния муниципальных образований, когда налог на недвижимость будет играть более значимую роль в формировании муниципальных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Проблемы, выявленные при анализе имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации

В качестве причин, вызвавших  появление проблем с налогообложением недвижимости в нашей стране, можно  отметить следующие:

  • недостаточное развитие рынков земли и недвижимости;
  • отсутствие адекватной системы учета объектов недвижимости;
  • политические и социальные риски, ограничивающие его эффективное использование;
  • незначительная роль в доходах территориальных и прежде всего местных бюджетов;
  • отрыв в определении налоговой базы от рыночной стоимости недвижимости;
  • неравномерность распределения налогового бремени (по видам недвижимости - жилая и нежилая, по объектам - земля, здания и сооружения);
  • жесткое централизованное регулирование налоговой базы и налоговых ставок.

Главная проблема введения этого налога связана с тем, что  объект и налоговая база связаны  с формированием кадастра объектов недвижимости и с разработкой  методов кадастровой оценки объектов. И на сегодняшний день, пока работа с кадастром не завершена, говорить о том, чтобы ввести этот налог не очень правильно. Ее решение также требует разработки и принятия целого ряда документов, в частности:

  • порядка проведения кадастровой оценки недвижимости;
  • порядка формирования сведений об объектах недвижимости для целей налогообложения;
  • методики кадастровой оценки недвижимости;
  • досудебного порядка урегулирования споров о результатах оценки недвижимости;
  • порядка утверждения результатов оценки недвижимости;
  • порядка внесения результатов оценки недвижимости в кадастр недвижимости.

Эта работа нацелена на довольно значительный период. Был разработан план-график по введению этого налога (а он должен в первую очередь  заменить налог на имущество физических лиц). Этот план предусматривал, что  уже в 2010 году должны были быть подготовлены поправки в законопроект о налоге на недвижимость, но из-за объёмности работы период до 2013 года будет лишь подготовительным. Хотя ранее планировалось введение налога уже 2011. Переходный период в некоторой степени позволит органам местного самоуправления принять решение - либо вводить новый налог, либо сохранять налог на имущество физических лиц.

Таким образом, главное  препятствие для введения этого  налога остаётся прежним - отсутствие базы со сведениями об объектах налогообложения.

А для того, чтобы сформировать кадастр, надо еще и оценить объекты. Методика кадастровой оценки в настоящее время разработана только в отношении земельных участков. В Госдуме есть законопроект, внесенный депутатами, касающийся изменений в закон об оценочной деятельности, который вводит понятие кадастровой оценки объектов недвижимости.

Соответственно, после  принятия этого закона, разработки соответствующих методик оценки и проведения оценки станет ясно, какова же будет база для этого налога. Исходя из этого будет решено, какие можно применить ставки, коэффициенты, льготы, вычеты, поскольку этот налог рассчитан прежде всего на собственников жилья, на граждан, и он будет затрагивать определенный социальный аспект. Необходимо учесть все нюансы, чтобы этот налог не был в первую очередь обременителен для малообеспеченных слоев.

С налогообложением имущества  связаны значительные сложности  как экономического, так и политического  характера. В России сейчас существует не рынок объектов недвижимости как  таковых (участков земли со всеми неотделимыми от нее элементами), а рынок отдельных элементов объекта недвижимости – квартир, офисов, складских помещений и т.д. Причем "оборот" этих отдельных сегментов рынка ограничен с точки зрения как административных, так и экономических барьеров, а также проблемами, связанными с администрированием данных налогов.

Проблемы налогообложения  земли: проведенная кадастровая  оценка земель незаконна, фактически отсутствует  рынок земли, проблемы администрирования  данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению. Решение обозначенных задач заключается, прежде всего, в принятии Концепции реформирования налогообложения имущества и четком исполнении данного документа.

Проблемы налогообложения  имущества физических лиц: многие объекты  имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий.

Законодательство в  сфере налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов  и иных нормативно правовых актов, посредством которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, налогообложение осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный  источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением  и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.

Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения  и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется это имущество или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение налога на недвижимость является одним из эффективных вариантов пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований.

На первых порах единым налогом будут облагаться жилые  квартиры, дома, гаражи, прочие строения и земля под ними.

Еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» внимание акцентировалось на том, что «налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития», «в связи с переходом на утверждение бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2007 года», «необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне».

Руководством налогового подкомитета Государственной Думы Федерального Собрания России было подчеркнуто, что переход к введению налога на недвижимость может занять десять лет, а в течение этого времени имеет смысл исчислять его в зависимости от метража.

Для жилья, уровень налогообложения  должен определяться с учетом платежеспособности населения и принципа справедливого  распределения налогового бремени - чем дороже жилье, тем больше сумма налога. Тем самым тяжесть налогового бремени переносится на более обеспеченные слои населения.

Налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее рыночной стоимости, успешно  применяется во многих странах мира. Система налогообложения недвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки зрения выполнения фискальной, стимулирующей и социальной функции как в странах с хорошо развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой. Налог на недвижимость составляет до 95% всех поступлений в местные бюджеты в Нидерландах, до 81% - в Канаде и до 52% - во Франции. В США в зависимости от штата эта доля может составлять от 10 до 70%. Поэтому при последовательном проведении концептуальных приемов эта система может быть также успешно внедрена в Российской Федерации. В литературе ведутся дискуссии о том, является ли налог на недвижимость прогрессивным или регрессивным по своему характеру. Традиционная точка зрения состоит в том, что это налог регрессивный. В последнее время, однако, получает распространение так называемый новый взгляд на данный налог. Его начинают рассматривать как прогрессивный, особенно для тех, кто имеет низкий уровень дохода и может получить скидки при уплате налога. Распространению такого подхода способствует практика местных органов, ориентирующихся на способность налогоплательщика уплачивать налог.

В проекте Минфина  России «Основные направления налоговой  политики в РФ на 2008 - 2010 гг.» была отмечена возможность включения  налога на недвижимость в систему  налогов и сборов, но внимание было обращено на то, что для повсеместного введения этого налога необходима объемная подготовительная работа, которая на практике может занять несколько лет. Таким образом, для введения в России налога на недвижимость необходимо как минимум:

    • завершить работу, связанную с реализацией положений существующего земельного законодательства (разграничение прав собственности на землю, межевание земель, оформление прав на землю и т.д.);
    • принять законодательство, связанное с кадастром недвижимости, формированием и регистрацией прав на единые объекты недвижимости;
    • создать единый реестр недвижимости;
    • разработать методики массовой оценки объектов недвижимого имущества и механизм обжалования (в том числе досудебного) результатов оценки;
    • обеспечить взаимодействие между налоговыми органами, органами, ведущими кадастровый и технический учет недвижимого имущества, а также занимающимися государственной регистрацией прав на недвижимость и сделок с ней.

Информация о работе Направления совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации