НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц 7
1.1 Сущность и элементы налога на доход физических лиц 7
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц 11
Глава 2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов
различных уровней
30
2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения 30
2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет РФ
2.3 Анализ поступления налога на физических лиц в
бюджет Саратовской области
33
40
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов
физических лиц в РФ
44
3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения
физических лиц в РФ
44
3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной
перспективе
49
Заключение 55
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.32 Кб (Скачать файл)

 


 Содержание

Введение

4

Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц

7

1.1 Сущность и элементы налога на доход физических лиц

7

1.2 Порядок взимания налога  на доходы физических лиц

11

Глава 2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов различных уровней

30

2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения

30

2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ

2.3 Анализ поступления  налога на физических лиц в  бюджет Саратовской области

33

 

 

40

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  налогообложения доходов физических лиц в РФ

44

3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения физических лиц в РФ

44

3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной перспективе

49

Заключение

55

Список использованной литературы

Приложения

58

60


 

 

Введение

В Российской Федерации, как  и во всех других государствах мира, существует разветвленная система  налогов, взимаемых с собственных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных граждан, именуемых  в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших  налогов. От его собираемости зависит  не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

Несовершенство налоговой  базы по подоходному налогу, наличие  большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а  также слабое администрирование  сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку. В то же время налоговые льготы практически никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая принципы равноправной конкуренции экономических агентов и способствуя коррупции.

Практика последних лет  показала бесперспективность и неэффективность  попыток устранения недостатков  налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Формирование оптимальной  формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать  все имеющиеся возможности этого  вида налога, международный опыт, а  также соответствовать сложившейся  социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.

Налог на доходы физических лиц - налог, которым облагается сумма  совокупного дохода граждан в  денежном исчислении за истекший год. Синоним подоходный налог. Частично взимается с месячных и текущих  доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных  налогов, ставка которого обычно увеличивается  ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода. В РФ от этого  налога освобождены, в частности, доходы по пенсиям.

Объектом исследования в работе является изучение динамики налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Предметом исследования являются поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты различных уровней.

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;

- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;

- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;

- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды  отечественных экономистов, нормативно-правовые документы, официальная информация Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, публикации в специализированных периодических изданиях, инструктивные  и справочные данные.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В 1 главе рассмотрены теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации. В ней изложены основные понятия и элементы НДФЛ.

Во 2 главе был проведен анализ роли налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов различных уровней.

В 3 главе рассмотрены проблемы и возможные пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ. 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность и элементы налога на доходы физических лиц

Экономическая природа налога заключается в определении источника  обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог  на частные хозяйства и народное хозяйство в целом, т.е. обнаруживает себя в сфере производства и распределения.

Практика налогообложения  опережала финансовую науку, которая  не подготовила, говоря современным  языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства  сталкивались с неприятием налогов  населением, уклонением от их уплаты.

Непосредственным результатом  введения налогов является материальный ущерб для плательщика. На ранних этапах развития налоговой системы, когда государственные доходы еще  не отделяются от личного имущества  короля, против налогов возражают  с позиций неприкосновенности частной  собственности и допускают их лишь в чрезвычайных случаях как  экстраординарный источник государственных  доходов. Так смотрит на налоги выдающийся представитель школы меркантилистов Ж. Боден, не говоря уже о более ранних итальянских экономистах XV - начала XVI в1.

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, структура налога показана на рисунке 12.

 

Рисунок 1 - Структура налога на доходы физических лиц

 

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Для того чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают  определенный доход на территории страны.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения  невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

Наличие льгот и вычетов  в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как  чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и  тем выше средняя ставка налога на доходы3.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет  расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма  уплачиваемого ими налога.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая  часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки  зрения есть противники, считающие, что  прогрессивное налогообложение  тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

Типичными примерами льгот  и вычетов по налогу на доходы физических лиц являются: не облагаемый налогом минимум, величина которого определяется в абсолютном значении и может изменяться, вычеты на детей и иждивенцев, расходы на социально значимые цели, расходы на образование, государственные пособия, профессиональные льготы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе  РФ есть некоторая особенность в  порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются  налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов  зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в  течение года. Получить основную сумму  дохода предпочтительнее в конце  года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет больше, чем если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.

Такое неравенство в отношении  причитающегося к уплате налога с  одинаковых сумм дохода некоторые критики  называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет  равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой  же доход в конце года.

В подобных ситуациях в  некоторых странах облагают доход  по ставке, рассчитанной особым образом  с учетом фактора времени получения  дохода. Этот подход сложнее, чем применяемый  в нашей стране, и требует хорошо развитых структур налогового контроля.

В России установлено освобождение от налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет  начиная с года образования хозяйства. Предусмотрена льгота по суммам доходов  физических лиц от продажи выращенного  в личном приусадебном хозяйстве  скота, кроликов, нутрий, птицы (как  в живом виде, так и продуктов  их убоя в сыром и переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, сбора и сдачи дикорастущих ягод, орехов, грибов как технического и лекарственного сырья растительного происхождения4.

Суммы, выплачиваемые детям-сиротам на обучение, инвалидам на технические средства профилактики инвалидности и реабилитацию, на приобретение и содержание собак-проводников, вознаграждения, выплачиваемые за передачу кладов в государственную собственность, налогом на доходы также не облагаются.

В конце налогового периода проводится декларационная кампания. Суть ее состоит в том, что налогоплательщики сообщают государству о суммах полученного дохода и уплаченного (или еще не уплаченного) налога и заявляют свои права (если таковые имеются) на льготы и вычеты.

1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц

В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических  применяют термины налог на прибыль  корпораций или налог на прибыль.

В России подоходный налог  официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц - форма изъятия в бюджет части доходов физических лиц. НДФЛ относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

Кроме того, НДФЛ относится  к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является физическое лицо, получившее доход.

Информация о работе НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ