Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:08, дипломная работа
Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц 7
1.1 Сущность и элементы налога на доход физических лиц 7
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц 11
Глава 2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов
различных уровней
30
2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения 30
2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет РФ
2.3 Анализ поступления налога на физических лиц в
бюджет Саратовской области
33
40
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов
физических лиц в РФ
44
3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения
физических лиц в РФ
44
3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной
перспективе
49
Заключение 55
Список использованной литературы
Коды доходов:
2000 – зарплата;
2012 – сумма отпускных выплат;
2510 – оплата за работника организацией коммунальных услуг.
Таблица 2 – Доходы работника Глуховой Н.В. за 2011 год
Месяц |
Код дохода |
Сумма дохода (в рублях) |
Январь |
2000 |
13 130 |
Февраль |
2000 |
45 541 |
Март |
2000 |
994 |
2012 |
20 809 | |
Апрель |
2000 |
11 536 |
Май |
2000 |
14 664 |
Июнь |
2510 |
212 |
2000 |
18 603 | |
Июль |
2000 |
22 215 |
2510 |
500 | |
Август |
2000 |
29 871 |
Сентябрь |
2000 |
18 522 |
Октябрь |
2000 |
17 249 |
Ноябрь |
2000 |
16 707 |
2510 |
229 | |
Декабрь |
2000 |
25 115 |
Общая сумма дохода |
255 897 |
Вычеты предоставляемые работнику показаны в таблице 3.
Таблица 3 – Сумма вычетов, предоставляемая работнику за расчетный период
Код вычета |
Сумма вычета (в рублях) |
Месяц, в котором предоставляется вычет |
103 |
400 |
До суммы дохода превышающего 40 000 рублей (до февраля) |
108 |
1000 |
До суммы дохода превышающего 280 000 руб. |
Чтобы рассчитать налоговую базу по НДФЛ, необходимо из общей суммы дохода вычесть вычеты, которые предоставляются налогоплательщику.
НБ = Доходы - Вычеты
Облагаемая сумма дохода (НБ) = 255 897 – 400 – 8000 = 247 497 рублей.
Исчисленная сумма налога = 247 497 * 13% = 32 175 рублей.
Удержанная сумма налога = 32 175 рублей.
Рассчитаем данные в таблице 4.
Таблица 4 – Расчет НДФЛ
Период |
Сумма дохода с начала налогового периода |
Сумма вычета с нач. нал.периода |
НБ с начала нал.периода |
Сумма |
Сумма налога за текущий месяц |
Ян. |
13 130 |
1 400 |
11 730 |
1 525 |
1 525 |
Ян.-февраль |
58 671 |
2 400 |
56 271 |
7 315 |
5 790 |
Ян.-март |
80 474 |
3 400 |
77 074 |
10 020 |
2 705 |
Ян.-апрель |
92 010 |
4 400 |
87 610 |
11 389 |
1 369 |
Ян.-май |
106 674 |
5 400 |
101 274 |
13 166 |
1 777 |
Ян.-июнь |
125 489 |
6 400 |
119 089 |
15 482 |
2 316 |
Ян.-июль |
148 204 |
7 400 |
140 804 |
18 305 |
2 823 |
Ян.-август |
178 075 |
8 400 |
169 675 |
22 058 |
3 753 |
Ян.-сентябрь |
196 597 |
9 400 |
187 197 |
24 336 |
2 278 |
Ян.-октябрь |
213 846 |
10 400 |
203 446 |
26 448 |
2 112 |
Ян.-ноябрь |
230 782 |
11 400 |
219 382 |
28 520 |
2 078 |
Ян.-декабрь |
255 897 |
12 400 |
243 497 |
31 655 |
31 655 |
Итого за налоговый период |
255 897 |
12 400 |
243 497 |
31 655 |
- |
На основании этих данных заполняются: налоговая карточка (Форма 1-НДФЛ) (Приложение А) и справка о доходах физического лица (Форма 2-НДФЛ) (Приложение Б).
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет области и является одним из основных источников дохода.
Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
Налога на доходы физических лиц важен по следующим обстоятельствам:
• налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны;
• он является одним из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства;
• налог на доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX – начала XX столетия и доказал на практике свою действенность и жизнеспособность;
• налог на доходы физических лиц – один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.
Проверка жизнеспособности
российского законодательства в
области налогообложения
Налоги с населения
как основной источник финансовых ресурсов
государства известны с незапамятных
времен, выступая необходимым элементом
экономических отношений с
Становление налогообложения физических лиц в России осуществлялось параллельно с изменениями в ее политическом и экономическом устройстве.
Индивидуальный подоходный налог вносит наиболее весомый вклад в доходы государственных бюджетов многих стран, К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% всех налоговых доходов. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран. На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных теоретических школ10.
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже.
Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Из вышеизложенного можно сделать выводы, что налог на доходы физических лиц по сравнению с другими видами налогов является «молодым». Регулирование налога на доходы физических лиц производится главой 23 ст. 207-233 Налоговым Кодексом РФ. Этот налог играет значимую роль в налоговой системе нашей страны, бюджета регионов и городов. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
2.2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов различных уровней
Проанализируем поступления НДФЛ в консолидированный бюджет за 2009-2011 г.г. на основании данных представленных в приложении В - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009-2011 гг. на основании этой таблицы построим графики.
Таблица 5 – Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009-2011 гг.
млрд.руб
2009 год |
2010 год |
2011 год |
в процентах к 2009 году |
в процентах к 2010 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации |
6 288,3 |
7 695,8 |
9 720,0 |
154,6 |
126,3 |
Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 665,0 |
1 789,6 |
1 994,9 |
119,8 |
111,5 |
Представим данную таблицу в виде графика (рисунок 9).
Рисунок 9 – Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2009-2011 г.г., млрд. руб.
По этим данным видно, что поступление НДФЛ за 2010 год увеличилось на 124,6 млрд.руб. по сравнению с 2009 годом. В 2011 году также наблюдается увеличение поступления налога, по сравнению с 2009г. – на 330,9 млрд. руб., а по сравнению с 2010г. – на 205,3 млрд.руб.
Роль НДФЛ в консолидированном бюджете можно определить рассмотрев поступление всех налоговых доходов (Рисунок 10, 11, 12).
Рисунок 10 – Поступление налогов в консолидированный бюджет за 2009 год, в млдр.руб.
Всего в консолидированный бюджет за 2009 год поступило налоговых доходов – 6 288,30 млрд. руб. Из них: налог на прибыль организаций – 1 264,40 млрд.руб., НДФЛ – 1 665 млрд.руб., НДС – 1 207,20 млрд.руб., акцизы – 327,4 млрд.руб., имущественные налоги – 569,7 млрд.руб. и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 1 080,90 млрд.руб. Таким образом в 2009 году НДФЛ занимает первое место среди налоговых поступлений консолидированного бюджета, а именно 26,5%.
Информация о работе НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ