Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:08, дипломная работа
Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц 7
1.1 Сущность и элементы налога на доход физических лиц 7
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц 11
Глава 2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов
различных уровней
30
2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения 30
2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет РФ
2.3 Анализ поступления налога на физических лиц в
бюджет Саратовской области
33
40
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов
физических лиц в РФ
44
3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения
физических лиц в РФ
44
3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной
перспективе
49
Заключение 55
Список использованной литературы
Предусмотренные указанными
документами меры, безусловно, будут
способствовать совершенствованию
налогообложения доходов
Таким образом, стандартные вычеты для
подавляющей массы налогоплательщиков,
пользующихся вычетами на общих основаниях,
не выполняют свое предназначение. Отсутствие
индексации приводит к сокращению реальной
величины льготы. Думается, размер стандартных
вычетов целесообразнее привязать к прожиточному
минимуму либо к минимальному размеру
оплаты труда.
Приемлем и другой, более
мягкий для нагрузки на бюджетную
систему России подход к решению
проблемы низкого экономического значения
стандартных налоговых вычетов.
При этом величины указанных вычетов
возможно увязать с уровнем инфляции (индексом
потребительских цен).
Кроме того, целесообразно дифференцировать
стандартные вычеты по субъектам РФ (по
аналогии с применением корректирующего
коэффициента К2 в целях исчисления базовой
доходности по ЕНВД).
Такая необходимость связана с тем, что
величина прожиточного минимума по регионам
различается в несколько раз, и установление
необлагаемого минимума по средней для
всей территории России величине прожиточного
минимума не будет соответствовать реальным
расходам населения в различных регионах,
необходимым для удовлетворения минимальных
жизненных потребностей. Регионы, исходя
из сложившегося размера прожиточного
минимума за истекший период в субъекте
РФ и утвержденного федеральным законодательством
норматива, должны сами устанавливать
величину стандартных вычетов, действующую
на данной территории.
При формировании российского
налогового законодательства опыт зарубежных
стран практически не принимался
во внимание или принимался не в
полной мере. В пользу этого тезиса
приведем следующий аргумент.
В некоторых зарубежных странах налогоплательщикам
предоставляется налоговый вычет на содержание
лиц, находящихся на их иждивении и проживающих
совместно с ними (родителей налогоплательщика
и его (ее) супруга, бабушек и дедушек налогоплательщика
и его (ее) супруга, нетрудоспособных братьев
и сестер и иных зависимых иждивенцев),
а также на содержание таких лиц в специальных
учреждениях, например в домах престарелых.
Действующее российское налоговое
законодательство использует аналогичный
инструмент, однако он распространяется
исключительно в отношении
Целесообразно включить данный вычет,
имеющий большое социальное значение,
в систему подоходного налогообложения
России. При этом его размер следует установить
равным размеру вычета «на детей».
Другим проблемным вопросом является
недостаток применяемых в Российской
Федерации способов исчисления дохода,
подлежащего налогообложению, по сделкам
продажи имущества. Например, при использовании
по сделкам продажи жилья вычета в размере
1 млн руб., единого для всей территории
страны, доход, обусловленный ростом цен,
не определяется, т.к. стоимость жилья
существенно различается на квартиры
и жилые дома одинакового качества в малых
и крупных городах. Имущественный вычет
в сумме документально подтвержденных
расходов, не корректируемых на индекс
инфляции, завышает доход, подлежащий
налогообложению.
Несомненно, обеспечение
населения жильем в пределах социальных
норм является одной из задач социальной
политики государства. Однако право
пользования имущественным
Действующее налоговое законодательство при предоставлении вычета не делает различий между семьей из четырех человек, приобретающей квартиру в «спальном» районе города площадью 80 кв. м., и одиноким налогоплательщиком, купившим квартиру в центре города площадью 150 кв. м. Причем в невыгодном положении, с точки зрения пользования льготой, находится семья.
Вычет в связи с приобретением жилья следует дифференцировать с учетом семейного положения налогоплательщика.
Налоговое законодательство
в значительной степени не учитывает
такие институты, как «семья», «имущество
семьи». Таким образом, имеет место
правовой пробел, приводящий к тому,
что расходы, осуществленные из средств
семьи, но членом данной семьи, не имеющим
собственных источников дохода и, соответственно,
не являющимся налогоплательщиком, не
могут быть учтены. Вместе с тем
нормы ГК РФ позволяют решить данный
вопрос посредством составления
соответствующей доверенности. Однако
такое лавирование лишь затрудняет
практическое применение норм налогового
законодательства рядовыми налогоплательщиками,
т.к. предполагает наличие специальных
знаний.В связи с этим следует отметить
введенную законодателем норму: налоговый
вычет «на детей» может предоставляться
в двойном размере одному из родителей
(приемных родителей) по их выбору на основании
заявления об отказе одного из них от его
получения (Закон N 121-ФЗ). Иными словами,
один из супругов при условии, что он является
налогоплательщиком, может передать свое
право на использование данного вычета
другому. Введение данной нормы является
небольшим, но весьма существенным шагом
в решении указанной проблемы.
Многие страны используют систему семейного
налогообложения, когда семья рассматривается
как налоговая единица. Например, во Франции
налог взимается со всей суммы доходов
семьи. Взрослые дети, не проживающие с
родителями, могут присоединиться к ним
со своими детьми и составить одно целое.
Для расчета налога используется специальная
таблица, учитывающая семейное положение
налогоплательщика. Для учета численности
и состава семьи применяется семейный
коэффициент, выражающий доход, приходящийся
на одну долю. Количество долей увеличивается
на половину доли на каждого инвалида,
если они есть в семье.
В США доход семьи не делится, на него может
заполняться общая декларация. Семейный
доход облагается по специальной шкале.
В Малайзии, например, замужняя женщина
вправе выбирать облагать свои доходы
отдельно или вместе с доходами своего
мужа, который в этом случае увеличивает
свой необлагаемый минимум.
Переход на совместное (семейное)
налогообложение позволит устранить
многие недостатки действующей системы
налогообложения доходов
Одновременно необходимо
законодательно зафиксировать
Заключение
Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Особенно значение НДФЛ возросло
с введением Закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ», ведь теперь каждое
муниципальное образование
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Плательщиками НДФЛ являются:
1) Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России (резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
2) Физические лица, не
имеющие постоянного
К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
3) Иностранные личные
компании, доходы которых
4) В отдельную категорию
плательщиков налога на доходы
физических лиц выделены
Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком подоходного налога.
Объект налогообложения - это необходимый элемент состава налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.
Основная налоговая ставка - 13 %. Так же применяются ставки 35% и 9%.
Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.
Вместе с тем, по сравнению с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 22,1 % консолидированного бюджета против 60% в США.
Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.
В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.
В заключении хотелось бы отметить, что в целом глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» упростила исчисление и взимание налога на доходы физических лиц, однако несмотря на все усилия по упрощению схемы НДФЛ, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников.
Данные выплаты и выгоды
должны подлежать налогообложению
как часть облагаемого дохода,
поскольку они являются составной
частью зарплаты. Тем не менее, подобные
дополнительные выгоды трудно определить
и измерить. Кроме того, состав тех,
кто должен платить налог с
заработной платы, во многом зависит
от определения для налоговых
целей понятия сотрудника – получателя
таких выгод. Это определение
достаточно сложно вывести и соблюдать.
Кроме того, в случае если совокупное
налогообложение слишком
Все эти проблемы могут
частично решаться путем создания простых
и прозрачных правил, которым легко
следовать и исполнение которых
легко осуществить в
Такой подход позволит стране
использовать налог на доходы физических
лиц в основе прогрессивного источника
налоговых поступлений, важность которого
будет расти после
Список используемой литературы
Информация о работе НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ