НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц 7
1.1 Сущность и элементы налога на доход физических лиц 7
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц 11
Глава 2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов
различных уровней
30
2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения 30
2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет РФ
2.3 Анализ поступления налога на физических лиц в
бюджет Саратовской области
33
40
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов
физических лиц в РФ
44
3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения
физических лиц в РФ
44
3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной
перспективе
49
Заключение 55
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.32 Кб (Скачать файл)

Предусмотренные указанными документами меры, безусловно, будут  способствовать совершенствованию  налогообложения доходов физических лиц, созданию оптимальной правовой модели подоходного налога. Вместе с тем данный комплекс мер представляется недостаточным. 
Таким образом, стандартные вычеты для подавляющей массы налогоплательщиков, пользующихся вычетами на общих основаниях, не выполняют свое предназначение. Отсутствие индексации приводит к сокращению реальной величины льготы. Думается, размер стандартных вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

Приемлем и другой, более  мягкий для нагрузки на бюджетную  систему России подход к решению  проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен). 
Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ (по аналогии с применением корректирующего коэффициента К2 в целях исчисления базовой доходности по ЕНВД). 
Такая необходимость связана с тем, что величина прожиточного минимума по регионам различается в несколько раз, и установление необлагаемого минимума по средней для всей территории России величине прожиточного минимума не будет соответствовать реальным расходам населения в различных регионах, необходимым для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Регионы, исходя из сложившегося размера прожиточного минимума за истекший период в субъекте РФ и утвержденного федеральным законодательством норматива, должны сами устанавливать величину стандартных вычетов, действующую на данной территории.

При формировании российского  налогового законодательства опыт зарубежных стран практически не принимался во внимание или принимался не в  полной мере. В пользу этого тезиса приведем следующий аргумент. 
В некоторых зарубежных странах налогоплательщикам предоставляется налоговый вычет на содержание лиц, находящихся на их иждивении и проживающих совместно с ними (родителей налогоплательщика и его (ее) супруга, бабушек и дедушек налогоплательщика и его (ее) супруга, нетрудоспособных братьев и сестер и иных зависимых иждивенцев), а также на содержание таких лиц в специальных учреждениях, например в домах престарелых.

Действующее российское налоговое  законодательство использует аналогичный  инструмент, однако он распространяется исключительно в отношении несовершеннолетних лиц, находящихся на иждивении, а  также лиц в возрасте до 24 лет, проходящих обучение (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Таким образом, вычет не распространяется на иных лиц (членов семьи налогоплательщика), которые находятся у него на иждивении. 
Целесообразно включить данный вычет, имеющий большое социальное значение, в систему подоходного налогообложения России. При этом его размер следует установить равным размеру вычета «на детей». 
Другим проблемным вопросом является недостаток применяемых в Российской Федерации способов исчисления дохода, подлежащего налогообложению, по сделкам продажи имущества. Например, при использовании по сделкам продажи жилья вычета в размере 1 млн руб., единого для всей территории страны, доход, обусловленный ростом цен, не определяется, т.к. стоимость жилья существенно различается на квартиры и жилые дома одинакового качества в малых и крупных городах. Имущественный вычет в сумме документально подтвержденных расходов, не корректируемых на индекс инфляции, завышает доход, подлежащий налогообложению.

Несомненно, обеспечение  населения жильем в пределах социальных норм является одной из задач социальной политики государства. Однако право  пользования имущественным вычетом  в связи с приобретением жилья  не связано в настоящее время  с обеспеченностью налогоплательщика  жильем и не учитывает его семейное положение.

Действующее налоговое законодательство при предоставлении вычета не делает различий между семьей из четырех  человек, приобретающей квартиру в  «спальном» районе города площадью 80 кв. м., и одиноким налогоплательщиком, купившим квартиру в центре города площадью 150 кв. м. Причем в невыгодном положении, с точки зрения пользования  льготой, находится семья.

Вычет в связи с приобретением  жилья следует дифференцировать с учетом семейного положения  налогоплательщика.

Налоговое законодательство в значительной степени не учитывает  такие институты, как «семья», «имущество семьи». Таким образом, имеет место  правовой пробел, приводящий к тому, что расходы, осуществленные из средств  семьи, но членом данной семьи, не имеющим  собственных источников дохода и, соответственно, не являющимся налогоплательщиком, не могут быть учтены. Вместе с тем  нормы ГК РФ позволяют решить данный вопрос посредством составления  соответствующей доверенности. Однако такое лавирование лишь затрудняет практическое применение норм налогового законодательства рядовыми налогоплательщиками, т.к. предполагает наличие специальных  знаний.В связи с этим следует отметить введенную законодателем норму: налоговый вычет «на детей» может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из них от его получения (Закон N 121-ФЗ). Иными словами, один из супругов при условии, что он является налогоплательщиком, может передать свое право на использование данного вычета другому. Введение данной нормы является небольшим, но весьма существенным шагом в решении указанной проблемы. 
Многие страны используют систему семейного налогообложения, когда семья рассматривается как налоговая единица. Например, во Франции налог взимается со всей суммы доходов семьи. Взрослые дети, не проживающие с родителями, могут присоединиться к ним со своими детьми и составить одно целое. Для расчета налога используется специальная таблица, учитывающая семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи применяется семейный коэффициент, выражающий доход, приходящийся на одну долю. Количество долей увеличивается на половину доли на каждого инвалида, если они есть в семье. 
В США доход семьи не делится, на него может заполняться общая декларация. Семейный доход облагается по специальной шкале. В Малайзии, например, замужняя женщина вправе выбирать облагать свои доходы отдельно или вместе с доходами своего мужа, который в этом случае увеличивает свой необлагаемый минимум.

Переход на совместное (семейное) налогообложение позволит устранить  многие недостатки действующей системы  налогообложения доходов физических лиц. Его сущность заключается в  следующем: годовые доходы супругов, проживающих совместно, объединяются в совокупный годовой доход семьи, который и подлежит в конечном итоге налогообложению. При этом налоговые вычеты, причитающиеся  каждому супругу, используются в  полном размере. Кроме того, будет  значительно упрощена процедура  предоставления социальных (медицинских  и образовательных) и имущественных  вычетов, поскольку в этом случае вычеты предоставляются семье в  целом, независимо от того, на кого из ее членов оформлена первичная документация, при подаче «семейной декларации». Однако за налогоплательщиками должно сохраняться право на выбор способа  обложения: либо совокупный доход семьи, либо доходы супругов отдельно.

Одновременно необходимо законодательно зафиксировать дифференцированный подход к налогообложению доходов  физических лиц. Для исчисления налога система налогообложения должна учитывать семейное положение налогоплательщиков, т.е. быть дифференцированной для трех категорий налогоплательщиков: одинокий, работающие супруги или один работающий супруг. Данный подход полностью удовлетворяет  принципу справедливости и равного  налогового бремени и широко применяется  во многих зарубежных странах.

 

Заключение

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом  РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Плательщиками НДФЛ являются:

1) Физические лица, имеющие  постоянное местожительство в  России (резиденты). К резидентам  относятся лица, проживающие в  России в общей сложности не  менее 183 дней в календарном  году.

2) Физические лица, не  имеющие постоянного местожительства  в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода  на территории России.

К физическим лицам относятся  граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

3) Иностранные личные  компании, доходы которых рассматриваются  как доходы их владельцев. Владельцем  личной компании считается физическое  лицо, в собственности которого  находится любая хозяйственная  единица, доходы которой в стране  регистрации личной компании  не подлежат обложению налогом  на прибыль корпораций или  иным аналогичным налогом.

4) В отдельную категорию  плательщиков налога на доходы  физических лиц выделены индивидуальные  предприниматели. К ним относятся  физические лица, зарегистрированные  в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, а также частные  нотариусы, частные охранники,  частные детективы (п.2 ст.11 НК  РФ).

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком подоходного налога.

Объект налогообложения  - это необходимый элемент состава налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

Основная налоговая ставка - 13 %. Так же применяются ставки 35% и 9%.

Анализ  налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая  система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в  той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог  вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Вместе с тем, по сравнению  с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 22,1 % консолидированного бюджета против 60% в США.

Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.

В заключении хотелось бы отметить, что в целом глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» упростила  исчисление и взимание налога на доходы физических лиц, однако несмотря на все усилия по упрощению схемы НДФЛ, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников.

Данные выплаты и выгоды должны подлежать налогообложению  как часть облагаемого дохода, поскольку они являются составной  частью зарплаты. Тем не менее, подобные дополнительные выгоды трудно определить и измерить. Кроме того, состав тех, кто должен платить налог с  заработной платы, во многом зависит  от определения для налоговых  целей понятия сотрудника – получателя таких выгод. Это определение  достаточно сложно вывести и соблюдать. Кроме того, в случае если совокупное налогообложение слишком высоко, налогоплательщики могут стремиться к уменьшению его общей суммы  за счет изменения соотношения выплат по налогу на доходы и по социальным налогам, взимаемых с сотрудников. Наконец, налогообложение иностранных источников дохода физических лиц-резидентов может быть чрезвычайно сложным и обременительным в административном отношении делом.

Все эти проблемы могут  частично решаться путем создания простых  и прозрачных правил, которым легко  следовать и исполнение которых  легко осуществить в организационном  плане. Усложнить эту схему можно  будет по мере совершенствования  экономики и приобретения опыта  налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такой подход позволит стране использовать налог на доходы физических лиц в основе прогрессивного источника  налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления  экономического роста. Все вышеперечисленные  меры, по нашему мнению, могут служить  повышению поступлений налога на доходы физических лиц, а также достижению справедливости при налогообложении  доходов физических лиц.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая) от 15.01.2012. (Основные поправки, внесенные в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ)
  2. Приказ Федеральной налоговой службы России от 25 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/654@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
  3. Приказ ФНС России N ММВ-7-3/611@ от 17.11.2010г. Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников.
  4. «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
  5. Акилова Е.В. Налог на доходы физических лиц // НДФЛ (газета). – 2010. - № 48. – С. 2.
  6. Акимова В.М. Особенности обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи имущества // Налоговый вестник. – 2009. - № 4. – С 47 – 56.
  7. Алтухова Е.В. Взаимосвязь физических лиц в целях налогообложения // Право и экономика. – 2009. - № 10. – С. 43 – 49.
  8. Архипов А.В. НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах // Налоговый вестник. – 2009. - № 6. – С. 55 – 59.
  9. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М.: Экономистъ, 2010.- 319 с..
  10. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета 2009 – 2011 годах // Финансы. – 2012. - № 9. – С. 8 – 10.
  11. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц// Налоговый вестник, 2009.- №1
  12. Горский М.В., Лебединская Т.Г. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса // Финансы. – 2009. - № 10. – С. 44 – 47.
  13. Едронова В.Н., Телегус А.В. Направления совершенствования налогового контроля физических лиц, получающих доходы не от предпринимательской деятельности // Финансы и кредит. – 2011. - № 28. – С. 2 – 6.
  14. Ильин А.Е. Ильина Г.В. Анализ налоговых поступлений с доходов физических лиц // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - № 10. – С. 15 – 20.
  15. Калинина О.В. Реализация принципа сбалансированности региональных бюджетов на основе комплексной методики налоговых доходов региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2009. - № 2. – С. 34 – 37.
  16. Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2010. – 159 с.
  17. Кулаева Н.С. Имущественные налоговые вычеты. Налог на доходы физических лиц // Налоги (газета). – 2011. - № 42 – 43. – С. 12.
  18. Левадная</span

Информация о работе НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ