Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:08, дипломная работа
Целью данной работы является изучение механизма взимания налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц 7
1.1 Сущность и элементы налога на доход физических лиц 7
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц 11
Глава 2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов
различных уровней
30
2.1 Значение и место НДФЛ в системе налогообложения 30
2.2 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет РФ
2.3 Анализ поступления налога на физических лиц в
бюджет Саратовской области
33
40
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов
физических лиц в РФ
44
3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения
физических лиц в РФ
44
3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной
перспективе
49
Заключение 55
Список использованной литературы
Рисунок 11 – Поступление налогов в консолидированный бюджет за 2010 год, в млрд.руб.
Всего в консолидированный бюджет за 2010 год поступило налоговых доходов – 7 695,80 млрд. руб. Из них: налог на прибыль организаций – 1 774,40 млрд.руб., НДФЛ – 1 789,60 млрд.руб., НДС – 1 383,90 млрд.руб., акцизы – 441,4 млрд.руб., имущественные налоги – 628,2 млрд.руб. и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 1 440,80 млрд.руб. Таким образом в 2010 году НДФЛ занимает первое место среди налоговых поступлений консолидированного бюджета, а именно 23,2%.
Рисунок 12 – Поступление налогов в консолидированный бюджет за 2011 год, в млрд.руб.
Всего в консолидированный бюджет за 2011 год поступило налоговых доходов – 9 720, 0 млрд. руб. Из них: налог на прибыль организаций – 2 270,3 млрд.руб., НДФЛ – 1 994,9 млрд.руб., НДС – 1 877,9 млрд.руб., акцизы – 603,9 млрд.руб., имущественные налоги – 678,0 млрд.руб. и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 2 085, 0 млрд.руб. Таким образом в 2011 году НДФЛ занимает третье место среди налоговых поступлений консолидированного бюджета, а именно 20,5%.
Данные рисунков 10, 11, 12 дают возможность определить процентное соотношение поступившего НДФЛ к общей сумме поступивших налоговых доходов и тем самым рассмотреть как менялась роль НДФЛ в консолидированном бюджете РФ (Рисунок 13).
Рисунок 13 – Налог на доходы физических лиц в консолидированном бюджете РФ, в %.
Роль НДФЛ в формировании консолидированного бюджета РФ за последние три года снизилась. В сравнении с 2010 года данное снижение составило 2,7%, а в сравнении с 2009 годом – 6%. Это обусловлено увеличением поступлений налога на прибыль и налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами.
Рассматривая теоретические
аспекты налога на доходы физических лик,
было отмечено что Бюджетным кодексом
Российской установлено, что налог на
доходы физических лиц подлежит зачислению
в соответствующие бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации в следующих
размерах:
- в бюджеты субъектов Российской Федерации
- по нормативу 70
процентов;
- в местные бюджеты - по нормативу 30
процентов.
Согласно следующим нормативам рассмотрим
суммы НДФЛ подлежащие зачислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации и
местные бюджеты в таблице 6.
Таблица 6 – Поступление НДФЛ в бюджеты различных уровней за 2009-2011 гг. млрд.руб.
Поступление НДФЛ |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
В консолидированный бюджет |
1 665,0 |
1 789,6 |
1 994,9 |
в т.ч. в региональные бюджеты |
1165,5 |
1257,7 |
1396,4 |
в т.ч. в местные бюджеты |
500,0 |
531,9 |
598,5 |
На основании таблицы 6 – построим диаграмму поступления НДФЛ различных уровней за 2009-2011 гг. (рисунок 14)
Рисунок 14 – Поступление НДФЛ в бюджеты различных уровней за 2009-2011 гг., в млрд.руб.
Таким образом, налог на доходы
физических лиц, являясь
федеральным налогом, полностью поступает
в местные и региональные
бюджеты.
2.3 Анализ поступлений
налога на доходы физических
лиц в местные бюджеты
На основании данных Управления федеральной налоговой службы по Саратовской области проанализируем налоговые поступления в местные бюджеты Саратовской области (в частности поступления НДФЛ).
В бюджеты муниципальных образований Саратовской области за 2011 год поступило доходов, администрируемых ФНС России, в сумме 11153,7 млн. руб., что на 452,2 млн. руб. (4,7%) больше поступлений соответствующего периода прошлого года, и на 789,4 млн. руб. больше поступлений 2009 года.
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в местные бюджеты Саратовской области по видам налогов за 2009-2011 г.г представлена на рисунке 15, 16, 17.
Рисунок 15 - Структура налоговых доходов в местные бюджеты Саратовской области по видам налогов за 2011 г.
Всего в местные бюджеты Саратовской области за 2011 год поступило налоговых доходов – 11153,7 млн. руб. Из них: НДФЛ 7399 млн. руб. или 66,3%, ЕНВД -1264,9 млн. руб. или 11,3%, земельный налог 1848 млн.руб. или 16,6%, транспортный налог 260,5 млн. руб. или 2,3%, прочие налоги составляют 3,5% всех налоговых поступлений данных бюджетов.
Рисунок 16 - Структура налоговых доходов в местные бюджеты Саратовской области по видам налогов за 2010 г.
Всего в местные бюджеты Саратовской области за 2010 год поступило налоговых доходов – 10701,5 млн. руб. Из них: НДФЛ 6776 млн. руб. или 63,3%, ЕНВД -1264,9 млн. руб. или 11,3%, земельный налог 1848 млн.руб. или 16,6%, транспортный налог 260,5 млн. руб. или 2,3%, прочие налоги составляют 3,5% всех налоговых поступлений данных бюджетов.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
3.1 Проблемы современной системы подоходного налогообложения физических лиц в РФ
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России (Рисунок 19).
Рисунок 19 – Основные недостатки системы налогообложения населения в России
Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики (Рисунок 20).
Рисунок 20 – Принципы рациональной налоговой политики.
Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан.
Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).
Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты.
Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.
Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.
Очевидно, что действующая
система налогообложения в
Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения.
Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации.
В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000 – кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.
Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.
Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент. Вполне правомерна постановка вопроса об отнесении к экономически необоснованной налоговой форме и такого платежа, как подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности. Более того, сфера применения этого налога может значительно расшириться, поскольку проект Налогового кодекса вносит для законодательного оформления положение о налогообложении доходов военнослужащих. Платеж в виде подоходного налога с жалованья работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как собственно налог.
Работники бюджетных сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в данном случае не рассматривается. Здесь налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный перераспределительный процесс.
Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета. В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата» – объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения. Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий.
3.2 Направления развития налога на доходы физических лиц в среднесрочной перспективе
Помимо этого в среднесрочной
перспективе предусмотрено
- снятие ограничений на
применение социального
- предоставление налогового вычета по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам;
- возможность применения
социального вычета по лечению
детей, находящихся на
- возможность применения
социального вычета в
Право налогоплательщика на применение налогового вычета в отношении расходов на дошкольное образование действующей редакцией ст. 219 НК РФ не исключается. Вместе с тем представляется необходимым включить в данную статью норму, прямо указывающую на возможность использования такого права;
- освобождение от
- освобождение от налогообложения сумм,
уплаченных благотворительными некоммерческими
организациями на образовательные цели,
в т.ч. по дошкольному образованию, за определенные
категории граждан (малоимущие, дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей,
инвалиды), а также отмена условия, при
котором социальный налоговый вычет на
благотворительность предоставляется
исключительно при перечислении физическими
лицами части своего дохода на осуществление
уставной деятельности организаций, частично
или полностью финансируемых за счет средств
бюджетов.
Информация о работе НДФЛ и его роль в формировании бюджета РФ