Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней

Файлы: 1 файл

Gotovyy_Kursovoy_2012-13g.docx

— 86.21 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.

Государство с помощью налогов  осуществляет воздействие на экономическую  систему страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки  приведет к увеличению цены и, при  наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют  себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой  нагрузки на предприятие приведет к  увеличению налоговых поступлений  лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой  системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных  законов о налогах и актах  законодательных органов субъектов  Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. [1,c.47]

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.[2,c.54]

Естественно, что идеальную налоговую  систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев  населения.

Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;

- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней;

- изложить порядок исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

При выполнении курсовой работы использованы: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", другие нормативные документы, учебники, научная литература, статьи в специальных экономических журналах, статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА В РФ, ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

1.1. Общая характеристика  налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения

Впервые введено понятие "налоговая  система"в РФ было Законом РФ "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" от 27.12.1991г. № 2118-1. Согласно ст.2 Закона "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей(далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему".

В современном понимании (более  развернутом), налоговая система - это  основанное на определенных принципах  целостное единство взаимосвязанных  и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и  сборах, совокупности налогов и сборов, налоговых администраций.

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов  доходов, а так же за счёт безвозмездных  и безвозвратных перечислений. [4, с. 3] Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и  ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.[3, с.13]

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.

В широком смысле, Налог - это обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции[1,с.365]:

1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в  первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего  расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога - это имущество  или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое  лицо;

- источник налога - т.е. доход,  из которого выплачивается налог;

- ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

- налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика от налога;

- налоговая база - это количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к ней применяется налоговая ставка. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения;

- налоговый период - обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства;

- порядок исчисления налога - обязательный  элемент, характеризующий методику  исчисления налогового оклада;

- порядок и сроки уплаты налога - обязательный элемент, характеризующий  законодательно установленные способы  и сроки внесения налога его  получателю.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю и  другую недвижимость; налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.[5,с. 35]

Второй вид - налоги на товары и  услуги: налог с оборота - в большинстве  развитых стран заменен налогом  на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги); на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги - это один из экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Построение налоговой  системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними  взаимосвязями между ее элементами. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы  является требование о том, что поведение  каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие  реализуется в налоговой системе  в полной мере. Было бы ошибочным  считать, что влияния, а также  взаимосвязи ориентированы преимущественно  от законодательства к налогам и  далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения  ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать  строго в соответствии с нормами  и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой  системы, иначе велика вероятность  трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой  системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).[6,с. 82]

Налогоплательщики могут  в некоторой степени оказывать  обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности  обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности  в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это  обусловливается основным признаком  налога -- его обязательностью и  доминирующей функцией налогового платежа -- фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием  как внутри-, так и внешнесистемных  факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости  от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе  РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных  образований). В связи с этим может  возникнуть вопрос: можно ли рассматривать  дробность налоговой системы  страны по территориям? Думается, что  такой подход не имеет под собой  научной основы. В рамках территориальных  образований на уровне субъектов  и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным  принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая  система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню  налоговых платежей российская налоговая  система в основном соответствует  системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему  налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных  налогов. Первой частью НК РФ установлено  в целом четырнадцать видов налогов  и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и  два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность  применения специальных налоговых  режимов, при которых устанавливаются  соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением  от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее  время в российской налоговой  системе установлены четыре вида таких налогов.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения