Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней

Файлы: 1 файл

Gotovyy_Kursovoy_2012-13g.docx

— 86.21 Кб (Скачать файл)

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам  относятся, в частности, акцизы, налог  на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число  включенных в налоговую систему  России налогов уплачивается физическими  лицами.

Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых  формально являются юридические  лица, фактически (не номинально, как  другие косвенные налоги) платят непосредственно  потребители, т.е. физические лица.

Акциз - федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в  действие федеральным законодательством  и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного  товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в  федеральный бюджет.

Поэтому в ст. 50 БК РФ к  налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут  разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются  в доход федерального бюджета, а  акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья -по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.

Такая же ситуация с налогом  на добычу полезных ископаемых, который  в БК РФ разделен на 4 вида налоговых  доходов федерального бюджета в  зависимости от вида полезного ископаемого  или места его добычи.

Вместе с тем из налоговой  системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена  таможенная пошлина.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную  систему страны, так и в соответствующие  государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных  налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в незыблемости налоговой системы.

Таким образом, установленный  в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.

До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных  налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял  в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой  системе страны, могли не применяться  на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных  налогов. Согласно Закону РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как  открытый перечень налогов, так и  установление необязательных налогов  размывали единую налоговую систему  страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.

Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.

Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний  период - этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов  Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить  без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в  России насчитывалось более сотни  наименований и видов налогов.

Вместе с тем в части  федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной  власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части  первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное  оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась  исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, в то время как  прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему  России по обеспечению доходной части  государственного бюджета с момента  ее образования и на протяжении всего  периода формирования принято считать  системой с преобладанием косвенного налогообложения.

На сегодняшний день поступления  от налогов, сборов специальных налоговых  режимов распределились следующим  образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д. Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения.

Исключительные особенности  имеет российская налоговая система  в части классификации налогов  по субъекту уплаты. Вместе с тем  о роли соответствующей категории  налогов в налоговой системе  страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих  видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме  налоговых поступлений.

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более  активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки  зрения российской теории налогов и  налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов  по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов  до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации  организациями и физическими  лицами, т. е., по сути, в это понятие  вкладывают содержание старого термина - «налоговый контроль».[7,с. 33]

В современной экономической  литературе также встречается фактическое  отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление  налоговой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет определить его как управление в области  налогообложения. Иногда налоговое  администрирование определяют как  динамически развивающуюся систему  управления модернизируемых налоговых  органов в условиях рыночной экономики.

Управление постепенно выходит  из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные  изменения налоговых правоотношений.

Налоговое администрирование  основывается на фундаментальных познаниях  политических, экономических, юридических  и других наук, обогащенных современной  отечественной и мировой практикой.[1, с.5]

Это совокупность методов, приемов  и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии  граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому  в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены  все органы законодательной и  исполнительной власти: Конституционный  суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

На налоговые взаимоотношения  плательщиков и государства непосредственно  влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические  службы.

Более широкое определение  налогового администрирования -- это  приведение процесса взимания налогов  и возникающих отношений и  связей между представителями налоговых  органов и налогоплательщиков в  соответствии с изменившимися производственными  отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение -- это  деятельность уполномоченных органов  власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам  и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы  и налогового контроля. Налоговое  администрирование - это организация  сбора налогов: от определения состава  налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую  фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила  проверки, ответственность за налоговые нарушения -- все, что сосредоточено вокруг налогов.

Задачи налогового администрирования  предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как  часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями  занимается налоговое администрирование  как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном  порядке ту или иную налоговую  концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое  администрирование начинается с  изменением законодательных форм.

В последнее время говорят  о добросовестном налогоплательщике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это означает, что  можно говорить и о добросовестном налоговом инспекторе.

Стабильность налоговой  системы во многом определяется в  федеративном государстве тем, насколько  строго соблюдаются пределы компетенции  центра и регионов при принятии мер  в области налоговой политики. Поэтому улучшение налогового администрирования  будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение  работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные  структуры налоговых органов, специализированные налоговые инспекции, а также  необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотношения  с налогоплательщиками. Для этого  нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты  налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой  отчетности, особенно в малом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться процесс  снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение  функционирования налоговой системы.

Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно  в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование  фактически превращается в отдельный  вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены  налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

Качество налогового администрирования  прежде всего отражается на характере  взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Признавая  необходимость развития услуг в  области налогового консультирования, для построения отношений партнерства  необходима разработка и законодательное  утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в  действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура  может состоять в следующем.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения