Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней

Файлы: 1 файл

Gotovyy_Kursovoy_2012-13g.docx

— 86.21 Кб (Скачать файл)

Два принципа построения и  реализации межбюджетных отношений  вертикальный и горизонтальный. В первом случае - сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором -за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).

В каждой стране формируется  своя система доходов центральных  и местных бюджетов, учитывающая  мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы  как основы формирования доходов  каждого вида бюджетов. Налоговая  система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов  РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным  Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и  налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.В РФ сохраняется  практика прошлых лет, состоящая  в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70%) при снижении доли регулирующих (до 30%).

Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного  денежного фонда государства  на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом.Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального  эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и  должны предоставляться при условии,  что эффект от их использования  будет максимальный. Этот эффект  может выражаться двояким образом.  Во-первых, в решении максимального  количества задач социально-экономического  развития страны при заданном  объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет  денежных средств за счет роста  доходов получателей бюджетных  ассигнований.

2) Целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Он обеспечивается  за счет выделения бюджетных  средств конкретным получателям.  Юридические лица получают средства  из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных  средств только в меру использования  ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам,  с одной стороны, осуществлять  действенный и эффективный контроль  за деятельностью предприятий,  организаций, учреждений. С другой  стороны, более рационально распоряжаться  ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных  ассигнований. Предоставление бюджетных  средств осуществляется без условий  их обязательного возврата в  госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных  ассигнований означает, что за  выделенные бюджетные средства  получатели бюджетных ассигнований  не обязаны платить государству  какие-либо средства в виде  процентов, части доходов и  т.п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие  части издержек, возмещение которых  не обеспечивается за счет  цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Распределительный процесс доходов  и расходов между бюджетами разного  уровня основывается на принципах:

1) централизованного регулирования  - установление законодательством  общих основ, определяющих систему  доходов и расходов разного  уровня, порядок утверждения нормативов  отчислений от регулирующих источников  доходов, условия использования  заемных средств бюджетов, распределение  различных видов доходов между  бюджетами разного уровня;

2) максимально возможного сбалансирования  бюджетов - осуществляется на условиях  хронического бюджетного дефицита  через специально разработанную  систему мер, направленных на  устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

3) подведомственности и значимости  финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты  и мероприятия, относящиеся к  предмету ведения органов власти  соответствующего уровня, т.е. из  республиканского бюджета в составе  РБ - объекты республиканской собственности  и т.д.

4) территориальности в зачислении  доходов - применяется при формировании  местных бюджетов, т.е. предприятия  функционирующие на территории  органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности  обязаны производить отчисления  от получаемых доходов в бюджет  этой территории;

5) самостоятельности власти субъектов  РБ и органов местного самоуправления  в распределении отдельных видов  доходов - законодательство определяя  виды доходов, поступающих в  местные бюджеты, оставляет за  органами представительной власти  субъектов РБ право определять  порядок распределения отдельных  видов доходов между своим  бюджетом и нижестоящим бюджетом.

 

2.2. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней

На протяжении ряда лет  наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 1):

Таблица 2.1 Структура доходов федерального бюджета.

 

 

Доходы федерального бюджета

В % к фактическому объему доходов

 
 

2003

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 

Налоговые доходы

79.4

77.7

82.8

85.2

91.6

76.9

78.5

79.1

 

Неналоговые доходы

12.4

13.3

8.0

6.6

7.3

6.9

6.8

6.5

 

Доходы целевых бюджетных  фондов

11.3

8.1

9.2

8.2

0.9

0.8

0.6

0.4

 
                   

 

Налоговых доходов в федеральный  бюджет в 2011 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным  назначениям). Их доля в общей сумме  доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме  доходов была меньше - соответственно 76.9 % и 78.5 %).

Как видно из табл. 2, большая  часть налоговых поступлений  федерального бюджета в 2011 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную  стоимость (39.5% от общего объема налоговых  доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).

 

 

 

Таблица 2.2

Исполнение федерального бюджета в 2011 году по основным налоговым сборам

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего доходов

6159,1/100,0

6965,3/100,0

6905,6/100

7464,0/100,0

Налог на прибыль организаций

444,4/7,2

571,0/8,2

539,0/7,6

560,2/7,5

НДС

1534,5/24,9

2071,8/29,7

2168,5/39,5

2797/40,5

Акцизы

107,5/1,7

126,7/1,8

140,1/2,0

155,8/2,1

Налог на добычу полезных ископаемых

1127,7/18,3

1037,7/14,9

905,4/16

806,1/10,8

Внешние таможенные пошлины

1935,9/31,4

1998,8/28,7

1681,8/24,4

1494,1/20,0

Ввозные таможенные пошлины

325,6/5,3

395,3/5,7

475,7/6,9

559,1/7,5

Прочие доходы

373,1/6,1

395,1/5,7

394,6/5,7

393,7/5,3


 

Факторы, не связанные с  изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры  налогооблагаемой базы), увеличили  поступления налоговых доходов  на 42.5 млрд.рублей.

Превышение фактического поступления налоговых доходов  над запланированными на 2011 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2011 году привело к  увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:

· в результате роста ВВП - 24.5 млрд.руб.;

· за счет роста цен на энергоносители - 33.8 млрд.руб.;

· за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной  продукции) - 11.9 млрд.руб.;

· изменение курса доллара  и евро уменьшило налоговые доходы на 13.6 млрд.руб.

Поступления в федеральный  бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили  в 2011 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых  бюджетных назначений. По сравнению  с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2011 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль  организаций против утвержденных федеральным  законом составило 18.5 млрд.руб. [9]

Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось  улучшение результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций в 2010 г., а  также улучшение налогового администрирования. Так, по данным Федеральной службы государственной  статистики в январе-октябре 2011 г. сальдированный финансовый результат организаций  основных отраслей экономики составил +1734,4 млрд.рублей, что на 50,9% больше, чем за соответствующий период 2010 г.

Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили  в 2011 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых  бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.

Поступления в федеральный  бюджет по налогу на операции с ценными  бумагами в 2011 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2011 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано  тем, что в соответствии с Федеральным  законом от 23 декабря 2009 г. № 183-ФЗ "О  внесении изменения в статью 3 закона РФ "О налоге на операции с ценными  бумагами" ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена  с 0.8% номинальной суммы выпуска  до 0.2% номинальной суммы выпуска. [8]

Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость  в федеральный бюджет за 2011 г. составили 1069.7 млрд. руб., или 104.5% к годовым  бюджетным назначениям.

Поступление доходов от акцизов  по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям  на 2011 г.

Следует отметить, что поступления  по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2010 г. Удельный вес акцизов по подакцизным  товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов  и сборов в бюджет составил в 2011 г. 4.1% (в 2003г. - 12.2%).

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения