Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней
Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае - сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором -за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).
В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70%) при снижении доли регулирующих (до 30%).
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом.Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) Получение максимального
эффекта при минимуме затрат.
Бюджетные средства могут и
должны предоставляться при
2) Целевой характер
3) Предоставление бюджетных
средств только в меру
4) Безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление бюджетных
средств осуществляется без
5) Бесплатность бюджетных
ассигнований означает, что за
выделенные бюджетные средства
получатели бюджетных
В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное финансирование;
3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);
4) финансирование
Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:
1) централизованного
2) максимально возможного
3) подведомственности и
4) территориальности в
5) самостоятельности власти
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней
На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 1):
Таблица 2.1 Структура доходов федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета |
В % к фактическому объему доходов |
||||||||
2003 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Налоговые доходы |
79.4 |
77.7 |
82.8 |
85.2 |
91.6 |
76.9 |
78.5 |
79.1 |
|
Неналоговые доходы |
12.4 |
13.3 |
8.0 |
6.6 |
7.3 |
6.9 |
6.8 |
6.5 |
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
11.3 |
8.1 |
9.2 |
8.2 |
0.9 |
0.8 |
0.6 |
0.4 |
|
Налоговых доходов в федеральный бюджет в 2011 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме доходов была меньше - соответственно 76.9 % и 78.5 %).
Как видно из табл. 2, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2011 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).
Таблица 2.2
Исполнение федерального бюджета в 2011 году по основным налоговым сборам
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего доходов |
6159,1/100,0 |
6965,3/100,0 |
6905,6/100 |
7464,0/100,0 |
Налог на прибыль организаций |
444,4/7,2 |
571,0/8,2 |
539,0/7,6 |
560,2/7,5 |
НДС |
1534,5/24,9 |
2071,8/29,7 |
2168,5/39,5 |
2797/40,5 |
Акцизы |
107,5/1,7 |
126,7/1,8 |
140,1/2,0 |
155,8/2,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1127,7/18,3 |
1037,7/14,9 |
905,4/16 |
806,1/10,8 |
Внешние таможенные пошлины |
1935,9/31,4 |
1998,8/28,7 |
1681,8/24,4 |
1494,1/20,0 |
Ввозные таможенные пошлины |
325,6/5,3 |
395,3/5,7 |
475,7/6,9 |
559,1/7,5 |
Прочие доходы |
373,1/6,1 |
395,1/5,7 |
394,6/5,7 |
393,7/5,3 |
Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42.5 млрд.рублей.
Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2011 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2011 году привело к увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:
· в результате роста ВВП - 24.5 млрд.руб.;
· за счет роста цен на энергоносители - 33.8 млрд.руб.;
· за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции) - 11.9 млрд.руб.;
· изменение курса доллара и евро уменьшило налоговые доходы на 13.6 млрд.руб.
Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2011 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2011 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18.5 млрд.руб. [9]
Одним из основных факторов,
повлиявших на рост поступлений налога
на прибыль организаций, явилось
улучшение результатов
Поступления доходов от уплаты
налога на игорный бизнес составили
в 2011 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых
бюджетных назначений. Превышение плановых
показателей связано с
Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2011 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2011 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2009 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0.8% номинальной суммы выпуска до 0.2% номинальной суммы выпуска. [8]
Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2011 г. составили 1069.7 млрд. руб., или 104.5% к годовым бюджетным назначениям.
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям на 2011 г.
Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2010 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2011 г. 4.1% (в 2003г. - 12.2%).