Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней

Файлы: 1 файл

Gotovyy_Kursovoy_2012-13g.docx

— 86.21 Кб (Скачать файл)

Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к  годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной  суммы выпуска до 0.2 % номинальной  суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб. [9]

Поступление платежей за пользование  природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным  назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2010 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к  годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей  по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:

- рост мировых цен на  нефть марки URALS привел к увеличению  налога на добычу полезных  ископаемых на 15.7 млрд.руб.;

- повышение уровня собираемости  увеличило поступление налога  на 2.6 млрд. руб.;

- уменьшение объемов добычи  нефти снизило поступления налога  на 2.4 млрд.руб.;

- снижение объемных показателей  составило 1.1 млрд.руб.;

- снижение курса доллара  США привело к уменьшению поступлений  по налогу на 1.2 млрд.руб.

Более 10 % всех платежей за пользование  природными ресурсами составляют платежи  за пользование лесным фондом, поступления  по которым в 2010 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным  платежам составили 0.5 млрд.руб.

Поступление сборов за пользование  объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено  на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.

Доходы от налогов на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2011 г. При этом доходы от взимания ввозных  таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям  на 2011 г.) и от вывозных таможенных пошлин - 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям  на 2011 г.). [8]

Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным  назначениям на 2011 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных  назначений отмечается по государственной  пошлине, по сборам за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация".

Рассмотри структуру и  динамику поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный  бюджет в январе-октябре 2012 года.[12]

Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных  кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств  или средств, накопленных за предыдущие периоды. Доходы являются невозвратными  поступлениями в бюджет независимо от того, относятся ли они к возмездным или безвозмездным.

В соответствии с рекомендациями МВФ средства зачисляются в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу).

В России порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, согласно которой "денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного  фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда".

Поступления всех налогов  в федеральный бюджет РФ за январь-февраль 2012 года, по предварительным данным, составили 632,6 млрд рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Поступления всех налогов  в федеральный бюджет РФ за январь-февраль 2012 года, по предварительным данным, составили 632,6 млрд рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом премьер-министру РФ Владимиру Путину доложил глава  Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин.[17]

В частности, по его словам, "поступление налога на прибыль  в консолидированный бюджет Российской Федерации составило в абсолютной цифре 67,4 млрд рублей, что на 60% больше, чем в аналогичный период - в  январе-феврале прошлого года". "А  поскольку он рос в течение  всего года поступательно на 40%, можно  сделать вывод, что мы постепенно выходим из кризиса. Это оживляет, соответственно, предприятия, больше платится соответствующих налогов на доходы физических лиц, больше налога на прибыль, и мы стали меньше зависеть от нефтегазовой конъюнктуры. Это тоже мы видим из поступления", -подчеркнул Мишустин, слова которого приводит правительственная  пресс-служба.

Глава ФНС также отметил, что "имеется большой потенциал  имущественных налогов, серьезные, наверное, возможности роста собираемости, поскольку они и в абсолютных, и в относительных цифрах растут". [9]

Он также доложил премьеру, что по итогам 2011 года в консолидированный  бюджет РФ поступило 7,7 трлн рублей налогов, что на 22% больше, чем за прошлый год. "И всего 3% мы не дотянули до 2008 года, что было историческим максимумом по сбору налогов и сборов, в связи с тем что и нефтяная конъюнктура была высокая", -- констатировал Мишустин.

По его словам, "в 2007 году имущественные налоги составили 6% всего в консолидированном бюджете  страны, а во время кризиса они  вели себя устойчиво: в абсолютном выражении  повысились, и доля их в 2008 году во время  кризиса составила 9%". "Естественно, снижались другие налоги. И мы эту  тенденцию видим в 2011 году, она  также осталась: 8% -- теперь доля сбора  имущественных налогов всего  в консолидированном бюджете  страны. Налог на добычу полезных ископаемых понизился: если брать его долю в  консолидированном бюджете в 2009 году, то он был 21%, и, соответственно, в  прошлом году он был 17% в связи  со снижением, и в этом году составил 18%", -- отметил глава ведомства.

Кроме того, указал он, "налог  на доходы физических лиц в абсолютном выражении вырос, в относительном - чуть понизился". "Если говорить по 2008 году, то его доля была 21%, в 2010 году - 26% (ну потому что снизились  все налоги, там еще удельный вес  был) и в этом году - 23%, и он растет. Но если взять абсолютную цифру, то он в 2009 году составил 1 трлн 665 млрд рублей, а в 2011-м - 1 трлн 790 млрд рублей, то есть повысился", -- сообщил Мишустин. [9]

 

 

 

 

 

 

3. ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЙ  В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ  ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

3.1. Сущность и роль внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.[4]

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета.

Государственная власть с расширением  своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших  средств для своего покрытия. Эти  средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных  целей. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства и требовала дополнительных расходов на управление ими.

Основное отличие таких целевых  фондов от бюджетных средств состоит  в строго определенных целях их использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения различных  фондов создается государственный  бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и  создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас.

В современных условиях вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются  количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе  института независимых, находящихся  вне бюджета, фондов. К этим преимуществам  относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания  дефицита государственного бюджета  позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость  по сравнению с бюджетом, что позволяет  фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а  другой - формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств. [5]

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства. Имеющееся  у внебюджетных фондов положительное  сальдо может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Специальные фонды в зависимости  от правового статуса подразделяются на государственные и местные. К  государственным специальным фондам относятся фонды, находящиеся в  распоряжении центральных органов  власти и имеющие общегосударственное  значение. К ним относятся валютные фонды государства, центральные  дорожные фонды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и некоторые  другие. Местные специальные фонды  представляют собой в основном фонды, созданные для кредитования различных  мероприятий. [11]

По направлениям использования  специальные фонды подразделяются на следующие группы:

- Предоставление льготных кредитов в области жилищного строительства

- Предоставление льготных кредитов субъектам малого предпринимательства

- Льготное кредитование экспортеров

Создание внебюджетных фондов в  РФ законодательно закреплено Законом  РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР” от 10 октября 1991г. и Законом  РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов” от 15 апреля 1993г. Внебюджетные фонды образуются на основании  соответствующих актов высших органов  государственной власти.

Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993г. большинство внебюджетных денежных фондов РФ было консолидировано  в федеральном бюджете и получило статус целевых бюджетных фондов. К ним относятся Федеральный  дорожный фонд РФ, Федеральный экологический  фонд РФ, Фонды социального развития Государственной налоговой службы РФ, Федеральной службы налоговой  полиции и Федеральной пограничной  службы РФ, Фонд развития таможенной системы  РФ, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной  энергии, Государственный фонд борьбы с преступностью.[13]

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном  бюджете РФ, являются следующие:

* Пенсионный фонд Российской  Федерации;

* Фонд социального страхования  РФ;

* Фонд обязательного медицинского  страхования;

Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.

Снижение ставки социального налога и применение регрессивной шкалы  будет способствовать выведению  зарплаты из тени. Таким образом, введение определенных условий применения регрессивной шкалы налогообложения должно стимулировать повышение выплат всем работникам, а не их отдельным категориям.

3.2. Порядок исчисления  и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды

С 1 января 2010 года действует  новый порядок уплаты страховых  взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и  ТФОМС, регулирует который Федеральный  закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, территориальные  фонды обязательного медицинского страхования".

Данный закон не распространяется на уплату и исчисление страховых  взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения