Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней
1. Налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положений законодательства по налогам и сборам.
2. Полученное разъяснение
имеет определенную законом (
3. Учитывая содержание
разъяснения, налогоплательщик
Таким образом, эффективная
налоговая политика означает создание
оптимальной национальной налоговой
системы, которая, обеспечивая финансовыми
ресурсами потребности
Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.
1.2. Недостатки налоговой системы и направления её совершенствования
Во всех развитых странах основными
стимулами к реформированию налогообложения
является: стремление превратить налоговую
систему в образец
В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. [8,с.35] Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. [9,с.11] Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
1. В науке налогового права
нет концептуального единства. Отмечаются
многовариантность,
2. Несовершенство налогового
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. [10,с.17]
В настоящее время во всем мире
наблюдается тенденция к
Для решения этой проблемы в регионах
в целях развития производства пытаются
льготировать прибыль, полученную предприятием
в результате роста объема и реализации
продукции. Например, есть опыт в Воронежской
и Волгоградской областях. Сущность этого
опыта состоит в применении дифференцированных
понижающих ставок по региональным налогам.
Оптимизация дифференцированных налоговых
ставок осуществляется по налогам на прибыль
(в части, зачисляемой в бюджет региона)
и имущество. Волгорадская областная дума
предлагает распространить и на федеральные
налоги понижающие ставки для дополнительного
производства, при условии что предприятия
без задержки вносят текущие налоговые
платежи. Это предложение поддерживают
24 субъектов РФ, так как высвободившиеся
средства предприятия смогут направить
только на увеличение объемов производства.
Для промышленных предприятий ставка
НДС уменьшается на 0,1 пункт за каждый
процент роста объема реализации продукции.
Понижающая ставка НДС применяется при
условии оплаты налоговых платежей по
данному налогу в отчетном налоговом периоде.
Для преодоления сложившейся ситуации,министерство
разрабатывает единую комплексную процедуру
налоговых проверок. Она будет четко регламентировать
каждое действие налогового инспектора
на всех ключевых участках его работы
- от отбора налогоплательщиков для проведения
проверок до подготовки акта проверки
и реализации его результатов.
Налоговая система РФ представляет собой
сложный, эволюционный социальный феномен,
тесно связанный с состоянием российской
экономики. Соответственно в последнее
время сильно изменились задачи налоговой
системы с учетом политических, экономических
и социальных требований.
В трехлетней перспективе 2011–2013 годов
приоритеты Правительства Российской
Федерации в области налоговой политики
остаются такими же, как и ранее – создание
эффективной налоговой системы, обеспечивающей
бюджетную устойчивость в среднесрочной
и долгосрочной перспективе. При этом,
в отличии от предыдущих лет, налоговая
политика ближайших лет впервые после
долгого перерыва будет проводиться в
условиях дефицита федерального бюджета.
Вместе с тем, основные направления налоговой
политики составлены с учетом преемственности
ранее поставленных базовых целей и задач.
Налоговая политика, с одной стороны, будет
направлена на противодействие негативным
эффектам экономического кризиса, а с
другой стороны – на создание условий
для восстановления положительных темпов
экономического роста. В этой связи важнейшим
фактором проводимой налоговой политики
будет являться необходимость поддержания
сбалансированности бюджетной системы
и стимулирования инновационной активности.
Создание стимулов для инновационной
активности налогоплательщиков, а также
поддержка инноваций и модернизации в
Российской Федерации, будут основными
целями налоговой политики России в среднесрочной
перспективе.
С учетом отмены с 1 января 2010 года единого
социального налога и введения страховых
взносов на обязательное пенсионное, медицинское
и социальное страхование, а также принимая
во внимание, что указанные взносы в настоящее
время составляют существенную часть
фискальной нагрузки на фонд оплаты труда
в экономике, основные направления налоговой
политики содержат предложения в области
исчисления и уплаты указанных страховых
взносов.[11]
2. РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ
2.1. Законодательные основы
распределения налоговых
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения
- это отношения между органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления,
связанные с формированием и
исполнением соответствующих
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
* распределения и закрепления
расходов бюджетов по
* разграничения (закрепления
на постоянной основе и
* равенства бюджетных
прав субъектов Российской
* выравнивания уровней
минимальной бюджетной
* равенства всех бюджетов
Российской Федерации во
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ -- в местные бюджеты.
В основе процесса распределения
расходов и доходов между звеньями
бюджетной системы заложен
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют
меньшую часть доходов
В соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты -- средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных
и региональных налогов, средств, поступающих
из фондов финансовой поддержки для
сбалансирования
Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. [7]
Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. [9]
Нужно отметить, что дотация,
субвенция и субсидия как методы
наделения финансовыми
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.[11]
Распределение доходов между
бюджетами - распределение доходов
между звеньями бюджетной системы,
между центральными (федеральными)
бюджетами и бюджетами