Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - характеристика роли и значения налоговых платежей в доходах бюджетов разных уровней и страховых взносов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику действующей налоговой системы РФ, определить направления ее совершенствования;
- провести анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней

Файлы: 1 файл

Gotovyy_Kursovoy_2012-13g.docx

— 86.21 Кб (Скачать файл)

Плательщиками взносов являются:

- работодатели - фирмы, предприниматели,  граждане, которые платят другим  людям вознаграждения: по трудовым  договорам в виде заработной  платы, премий, натурального дохода; по гражданско-правовым договорам  за оказание услуг и выполнение  работ; по лицензионным договорам,  договорам авторского заказа;

- предприниматели и граждане, которые получают доход от  собственной деятельности.

Объектом обложения для  работодателей является сумма выплат по перечисленным договорам. Базой  для начисления взносов у работодателей  является сумма начисленного работникам дохода за год по этим договорам.

Для расчета страховых  взносов доход по договорам, связанным  с интеллектуальной собственностью, может быть уменьшен на документально  подтвержденные расходы. Если расходы  не подтверждены документально, то доход можно уменьшить на сумму нормативного вычета (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). С 2010 года регрессивные ставки не действуют.

Вместо них установлена  предельная сумма - 415 000 рублей на человека в год, свыше которой страховые  взносы не начисляют. Эту сумму с 2011 года будут ежегодно индексировать. [11]

В базу для начисления страховых  взносов в ФСС не включают доходы по гражданско-правовым, лицензионным договорам и договорам авторского заказа.

Доходы, которые не облагают взносами, перечислены в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ. К ним, в  частности, относят:

- все виды государственных  пособий - по безработице, по  беременности и родам, по временной  нетрудоспособности и прочие;

- компенсации, связанные  с выполнением гражданином трудовых  обязанностей;

- расходы физического  лица в связи с выполнением  работ, оказанием услуг по договорам  гражданско-правового характера;

- единовременную материальную  помощь работнику в связи со  стихийным бедствием или террористическим  актом, в связи со смертью  члена семьи или рождением  ребенка (не более 50000 рублей  на каждого ребенка, выплаченных  в течение первого года после  рождения);

- материальную помощь  работникам в размере не более  4000 рублей на одного работника  в год;

- взносы по обязательному  страхованию работников, добровольному  страхованию на случай смерти  и медицинскому добровольному  страхованию на срок от одного  года;

- дополнительные страховые  взносы на накопительную часть  трудовой пенсии, но не более  12 000 рублей на каждого работника  в год;

- суммы платы за обучение  по основным и дополнительным  профессиональным образовательным  программам;

- командировочные расходы  (суточные, документально подтвержденные  расходы: на проезд, по найму  жилого помещения, на оплату  услуг связи, прочие).

С 2010 года изменился перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ранее не облагаемых ЕСН), выплачиваемых в пользу физических лиц (ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Так, из него исключили:

- компенсацию за неиспользованный  отпуск, которую выплачивают при  увольнении;

- суммы единовременной  материальной помощи, выплачиваемые  членам семьи умершего работника;

- выплаты в денежной  форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями  труда;

- выплаты в иностранной  валюте взамен суточных членам  экипажей судов заграничного  плавания и личному составу  экипажей воздушных судов, выполняющих  международные рейсы.

Также не действует норма, которая позволяла не облагать те доходы, которые не уменьшают базу по налогу на прибыль.

С 2010 года любые выплаты  и вознаграждения, независимо от того, признаются они в целях налогообложения  прибыли или нет, подлежат обложению  страховыми взносами (табл.3).

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 Страховые тарифы

 

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

 

26%

2,9%

2,1 %

3%

 

год рождения

страховая часть пенсии

накопительная часть пенсии

       

по 1966 год

26%

-

       

С 1967 года

20%

6%

       
             

 

 

Эти тарифы применяют с 1 января 2011 года, а для некоторых  категорий плательщиков - с 2015 года. Новый порядок уплаты взносов  предусматривает переходный период, в течение которого сумма взносов  во внебюджетные фонды для большинства  компаний равна ставке ЕСН.

Для большинства компаний в 2010 году установлены следующие  тарифы страховых взносов (ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) (табл. 4):

Таблица 3.2 Страховые тарифы

 

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

 

20%

2,9%

1,1 %

2%

 

год рождения

страховая часть пенсии

накопительная часть пенсии

       

По 1966 год

20%

-

       

С 1967 года

14%

6%

     

 

         

 

"Льготники" перечислены  в пункте 2 статьи 57 Федерального  закона N 212-ФЗ, а для пенсионных  взносов - в пункте 29 статьи 27 Федерального  закона N 213-ФЗ.

К ним, в частности, относят:

- фирмы, применяющие УСН  и ЕНВД;

- предпринимателей, применяющих  УСН и ЕНВД;

- работодателей граждан-инвалидов  I, II или III группы, - в отношении  выплат по трудовым договорам  этим гражданам;

- общественные организации  инвалидов, состоящие на 80% и более  из инвалидов;

- фирмы, уставный капитал  которых состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов,  численность инвалидов в которых  от 50%, а доля заработной платы  инвалидов в фонде оплаты труда  - от 25%.

Для "льготников" в 2010 году установлены ставки (табл. 5):

 

Таблица 3.3 Льготные страховые тарифы

 

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

 

14%

0%

0%

0%

 

год рождения

страховая часть пенсии

накопительная часть пенсии

       

по 1966 год

14%

-

       

С 1967 года

8%

6%

     
         

 

 

"Льготники", за исключением  применяющих УСН и ЕНВД, в течение  2011-2014 годов также будут уплачивать  взносы по пониженным ставкам  согласно ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.

Новый порядок уплаты страховых  взносов (ранее входивших в ЕСН) не предусматривает применения регрессивных ставок.

Контроль за правильностью  начисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды осуществляют: - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые перечисляются в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы;

- в отношении страховых  взносов на обязательное социальное  страхование - Фонд социального  страхования Российской Федерации  и его территориальные органы.

Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный Фонд в 2008 году составили 1 251,4 млрд. руб, в 2009 году на 16,3 млрд. руб. больше, что составило 101,3% к 2008 году. В федеральный бюджет РФ в январе-марте 2010г. перечислено 825 млрд руб. администрируемых доходов, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2009г. Поступления  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ выросли на 16% - до 932,9 млрд руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая в России система налогообложения нуждается  в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в  следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области  экономики, обороны и международных  обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов  Российской Федерации, которые нуждаются  в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих  индустриальных стран в области  налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Особенность реформирования экономики в России такова, что  налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать  без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении  конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Рассмотрев и проанализировав  современное состояние налоговой  системы РФ, можно сделать выводы:

- обеспечение налогового  администрирования является залогом  оптимальной налоговой политики  страны. Построение налоговых администраций  и контроль за их деятельностью  - это необходимое условие построения  новой, более совершенной налоговой  системы;

- налоговая система РФ  должна идти своим путем, то  есть опираться на зарубежный  опыт и в тоже время следовать  своим традициям и особенностям;

- при помощи налоговых  реформ, осуществить ликвидацию  белых пятен в налоговом законодательстве РФ;

- главная задача налоговой  политики - это повышение уровня  жизни населения страны.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 2012 год. С комментариями к последним изменениям. - М. : Эксмо, 2012. - 448 с.

2. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум : учебное пособие. - Москва : Проспект, 2012. - 520 с.

3. Иванов А.Г. «Понятие администрирования налогов»// журнал «Финансовое право» 9, 2005.

4. Качур О. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, КНОРУС, 2011 - 384с.

5. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями на 21.07. 2007г.

6. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение  .- М.: Дашков и К°, 2007-868с

7. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.

8. Налоги и налогообложение / под ред. Майбурова И. А. Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - (Золотой фонд российских учебников). - 558с.

9. Налоги и налогообложение / под ред. Поляка Г.Б. -М.: ЮНИТИ, 2007.-415с

10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : текст с изм. и доп. на 1 октября 2012 г. - М. : Эксмо, 2012. - 768 с.

11. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008.

12. Пономарев А.И. «Налоговое администрирование: сущность и формы»// журнал «Налоги и налогообложение» ноябрь 2005.

13. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2009-2010 гг. - http://www.nalog.ru

14. Рыднина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. История экономических учений. Учебник / М.: Высшая школа 2003. – 286с.  

15. Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 2-е изд., Москва, ИНФРА-М, 2009 - 370с.

16. Сердюков А. Э., Вылкова Е. С., Тарасевич А. Л. Налоги и налогообложение: Учебник, ПИТЕР, 2008 - 704с.

17. Цапков В.Е «Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе»// журнал «Финансовое право», июнь 2007.

18. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128.


Информация о работе Общая характеристика налоговой системы, структура, элементы и принципы ее построения