Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:17, статья
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
│ Таможенная пошлина │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0,16 │ 0,19 │
│(при вывозе из РБ за │ │ │ │ │ │ │ │
│пределы ТС союза │ │ │ │ │ │ │ │
│нефти сырой и │ │ │ │ │ │ │ │
│отдельных категорий │ │ │ │ │ │ │ │
│товаров, │ │ │ │ │ │ │ │
│выработанных из │ │ │ │ │ │ │ │
│нефти) │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼──────┼
│ Доходы от налогов │24,38 │ 27,21 │24,87 │ 22,69 │22,48 │23,72 │ 23,52 │
│и прочих платежей, │ │ │ │ │ │ │ │
│не связанных с │ │ │ │ │ │ │ │
│обложением нефти, │ │ │ │ │ │ │ │
│газа и │ │ │ │ │ │ │ │
│нефтепродуктов │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴──────┴
В этой связи необходимо учитывать,
что уровень конъюнктурных
2. Налоговые условия ведения
предпринимательской
Оптимальным способом сопоставления
налоговой нагрузки в различных
экономиках является подход, основанный
на анализе того, насколько устройство
налоговой системы оказывает
влияние на инвестиционные решения
либо в экономике в целом, либо
в какой-либо конкретной отрасли. Другими
словами, при анализе и сопоставлении
налоговой нагрузки в стране или
отрасли необходимо принимать во
внимание, прежде всего, то, в какой
степени налоговая система
При этом анализ влияния уровня налогообложения инвестиций и, особенно международные сопоставления в этой сфере, - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учитывать, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на трансферт капитала и т.д., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот, освобождений и прочих преференций.
В результате, после учета
всех вышеперечисленных факторов может
оказаться, что налоговая нагрузка
для инвестора с точки зрения
принятия им инвестиционных решений
при сравнительно высокой доле уплачиваемых
налогов в выручке или
Одним из наиболее часто используемых
индикаторов ведения
Результатом сравнительного
анализа на основе типовой модели
среднего предприятия является оценка
различных аспектов условий его
деятельности. Оценка проводится по 10
направлениям государственного регулирования,
в том числе по направлению "Налогообложение".
Индикатор предоставляет
Российская Федерация в отчете Doing Business 2013, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2011 года, поднялась за год в списке на шесть пунктов - до 112 позиции. Самый большой прогресс за год сделан в сфере налогообложения. По показателю, который отражает удобство и простоту уплаты налогов, за год Российская Федерация поднялась с 94 на 64 позицию (Таблица 4).
Таблица 4
Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России
в 2005 - 2011 гг.
┌───────────────┬───────┬─────
│ Оцениваемый │2005 г.│2006 г. │2007 г.│2008 г.│2009 г. │2010 г.│2011 г.│
│ год/
├───────┼────────┼───────┼────
│ Наименование │DB 2007│DB 2008 │DB 2009│DB 2010│DB 2011 │DB 2012│DB 2013│
│ отчета │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼───────┼─────
│Позиция России│ 96 │ 106 │ 120 │ 116 │ 124 │ 118 │ 112 │
│в общем│ │ │ │ │ │ │ │
│рейтинге │ │ │ │ │ │ │ │
│"Ведение │ │ │ │ │ │ │ │
│бизнеса" │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────┼───────┼─────
│ в т.ч.│ 98 │ 130 │ 134 │ 103 │ 107 │ 94 │ 64 │
│"Налогообложе- │ │ │ │ │ │ │ │
│ние" │ │ │ │ │ │ │ │
└───────────────┴───────┴─────
По агрегированному значению
индикатора "Налогообложение" за
2011 год Российская Федерация заняла
64 место в рейтинге. По данному
показателю Российская Федерация опережает
среднее значение по странам БРИКС
(116 место), странам "Большой двадцатки"
(83 место), уступая странам ОЭСР (в
среднем - 57 место) - см. Таблицу 5. Среди
стран "Большой двадцатки" только
у 7 стран более высокий
Основным конкурентным преимуществом этих стран по сравнению с Российской Федерацией является более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда и прочих налогов.
Высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда в 2011 году в Российской Федерации связан с применением 34% ставки по страховым взносам - в условиях оценки по модельной компании это ведет к изъятию 41,2% прибыли, в то время как в среднем в странах ОЭСР и "Большой двадцатки" - 22,8%, в странах БРИКС - 28,2%. Следует отметить, что по отдельным странам уровень нагрузки на фонд оплаты труда несколько занижен, так как не учитывает выплаты с фонда оплаты труда, уплачиваемые самими работниками. По итогам 2012 года следует ожидать снижения нагрузки на фонд оплаты труда в Российской Федерации в связи со снижением с 1 января 2012 года ставки страховых взносов до 30%.
Высокая нагрузка в Российской Федерации по группе "других налогов" связана с налогообложением имущества организаций. Это связано, в первую очередь, с тем, что в большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов освобождается от имущественного налогообложения. В связи с этим важнейшей мерой в Российской Федерации стала отмена с 2013 года налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества - по экспертным оценкам, около половины балансовой стоимости основных средств составляет движимое имущество. При прочих равных условиях вступление в силу этой нормы позволит Российской Федерации и в дальнейшем продвинуться в рейтинге.
Таким образом, в части
показателей налоговых выплат модельной
компании в Российской Федерации
следует ожидать снижения нагрузки
в 2012 году как результат понижения
ставок страховых взносов и
Таблица 5
Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение
бизнеса" за 2011 год <1>
------------------------------
<1> По данным Doing business 2013.
┌───────────────────────┬─────
│ Индикатор │ Страны │Страны G20│ Страны БРИКС │ Россия │
│ │ ОЭСР │(среднее, │ (среднее, │ │
│ │ (среднее) │ кроме │ кроме │ │
│ │ │ России) │ России) │ │
├───────────────────────┼─────
│Рейтинг │ 57 │ 83 │ 116 │ 64 │
├───────────────────────┼─────
│Выплаты (количество) │ 12 │ 13 │ 15 │ 7 │
├───────────────────────┼─────
│Время (часы) │ 186 │ 220 │ 260 │ 177 │
├───────────────────────┼─────
│Налог на прибыль │ 15,8 │ 18,2 │ 19,9 │ 7,1 │
│(% прибыли) │ │ │ │ │
├───────────────────────┼─────
│Налог и выплаты на │ 22,8 │ 22,8 │ 28,2 │ 41,2 │
│зарплату (% прибыли) │ │ │ │ │
├───────────────────────┼─────
│Другие налоги │ 3,7 │ 8,8 │ 8,9 │ 5,8 │
│(% прибыли) │ │ │ │ │
├───────────────────────┼─────
│Общая налоговая ставка │ 42,2 │ 49,8 │ 57,0 │ 54,1 │
│(% прибыли) │ │ │ │ │
└───────────────────────┴─────
Индикаторы Doing Business оценивают только условия ведения деятельности на уровне компаний и не учитывают условия налогообложения физических лиц (в том числе уровень налога на доходы физических лиц, налогов на потребление, взносов на социальные нужды, уплачиваемых самим работником).
С целью более объективной
оценки налоговой нагрузки на компании
и физических лиц в разных странах
возможно сопоставить условия