Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:17, статья
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
Нуждаются в законодательной
регламентации некоторые
расширение использования
института банковской гарантии в
качестве способа обеспечения исполнения
обязанности по уплате налога (сбора),
в том числе в случаях
уточнение отдельных полномочий
налоговых органов при
увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок;
уточнение положений Кодекса об учете в налоговых органах организаций (в частности, управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, организаций - ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков);
уточнение обязанностей органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, сообщать в налоговые органы соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц;
установление обязанности налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговые органы информацию о заключении договоров простого товарищества и об участниках этих договоров, о прекращении договоров простого товарищества.
В целях реализации положений дорожных карт "Совершенствование таможенного администрирования" и "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р и N 1128-р, будет продолжена работа по упрощению порядка документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота. Так, предусматривается наделить налогоплательщиков правом представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров из Российской Федерации (ввоз товаров в Российскую Федерацию), на бумажных носителях, сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде реестров в электронной форме.
Кроме того, согласно действующему порядку применения вычетов по НДС при экспорте товаров (работ, услуг) такой вычет производится после документального подтверждения экспорта, что отвлекает оборотные средства экспортеров на период сбора документов. В то же время налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, имеют право на вычет НДС при приобретении материальных ресурсов по мере их постановки на учет, то есть независимо от фактической реализации товаров (работ, услуг) в налоговом периоде, в котором приобретаются эти материальные ценности. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос об установлении единого порядка вычетов по НДС.
В целях приведения в соответствие
с международной практикой
Для обеспечения единообразного толкования норм Кодекса в отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым для целей налогообложения по нормативам в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса (расходы на рекламу, расходы на содержание вахтовых и временных поселков и др.), требуется внести соответствующие изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса о вычетах НДС по расходам в размерах, соответствующим указанным нормативам.
В целях обеспечения
Согласно действующему законодательству
транспортный налог, земельный налог
и налог на имущество физических
лиц в отношении
В ряде случаев необходимые
для налогообложения сведения отсутствуют
в базе данных соответствующего регистрирующего
органа или недостаточны для исчисления
налогов. Кроме того не исключены
случаи представления в налоговые
органы ошибочных данных об объектах
налогообложения, что приводит к
увеличению количества перерасчетов и
направления повторных
В целях совершенствования системы информирования налоговых органов об объектах налогообложения указанными налогами целесообразно рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов сведениями о находящихся у них на праве собственности транспортных средствах и объектах недвижимого имущества, в случае некорректно исчисленных налоговых обязательств, в связи с отсутствием в базе данных соответствующего органа и организации достаточной информации для однозначной идентификации налогоплательщика и (или) объекта налогообложения.
III. Налоговая нагрузка
и налоговые условия ведения
предпринимательской
1. Налоговая нагрузка
При обсуждении направлений налоговой политики важным является вопрос о действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также о ее сопоставимости с аналогичными показателями зарубежных стран.
В ходе анализа налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые
доходы которых в большой степени
зависят от внешнеторговой ценовой
конъюнктуры, принято разделять
налоговые доходы, обусловленные
исключительно колебаниями
Конъюнктурная компонента налоговых
доходов обусловлена лишь колебаниями
конъюнктуры мировых рынков, на которых
торгуются экспортируемые из страны
товары. В свою очередь, структурная
компонента налоговой нагрузки - это
тот уровень нагрузки, который
складывается при среднемноголетней
внешнеэкономической
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.
С учетом приведенных обстоятельств
рассмотрение уровня и динамики налоговых
доходов бюджетной системы
В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2006 - 2012 годах.
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства
Российской Федерации в 2006 - 2012 гг. (% ВВП)
┌─────────────────────────────
│
├─────────────────────────────
│ Доходы всего
│39,48│40,21│39,17│35,04│34,
├─────────────────────────────
│ Налоговые доходы и платежи
│35,99│36,49│36,04│30,88│31,
├─────────────────────────────
│ в том числе │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────
│ Налог на прибыль организаций │6,21 │6,53 │6,09 │3,26 │3,83 │4,07 │3,76 │
├─────────────────────────────
│ Налог на доходы физических лиц│3,46 │3,81 │4,04 │4,29 │3,87 │3,58 │3,61 │
├─────────────────────────────
│ Налог на добавленную стоимость│5,61 │6,80 │5,17 │5,28 │5,40 │5,83 │5,66 │
├─────────────────────────────
│ Акцизы │1,01 │0,95 │0,85 │0,89 │1,02 │1,17 │1,34 │
├─────────────────────────────
│ Таможенные пошлины │8,38 │7,06 │8,51 │6,52 │6,74 │8,16 │8,02 │
├─────────────────────────────
│ Налог на добычу полезных │4,32 │3,60 │4,14 │2,72 │3,04 │3,66 │3,92 │
│ ископаемых │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────
│ Единый социальный налог и │5,35 │5,96 │5,52 │5,93 │5,35 │6,32 │6,56 │
│ страховые взносы │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────
│ Прочие налоги и сборы <*> │1,65 │1,78 │1,72 │1,99 │1,87 │1,86 │1,73 │
└─────────────────────────────
------------------------------
<*> Налоги на совокупный
доход, налоги на имущество,
платежи за пользование
Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), рассчитываемая как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних шести лет снизилась на 1,9 процентных пункта: с 36,5% ВВП в 2007 году до 34,6%.
Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах - членах ОЭСР в 2011 году составил 34,5% к ВВП, что на 0,8 процентных пункта ниже значения 2007 года (Таблица 2).
Таблица 2
Налоговые и неналоговые поступления в % к ВВП
┌────────────────────┬────────
│ Страна │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │2011 <*>│
├────────────────────┼────────